Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обучение и раннее развитие

  Все выпуски  

Обучение и раннее развитие


7я.ру - самый семейный сайт!

www.7ya.ru


11 мая 2011 г.
  Рассылка «Обучение и раннее развитие»

Сегодня в выпуске:
Блоги —новый сервис на 7е!      Что такое блоги и как ими пользоваться?      Конкурс блогов
Добавь Редакцию в список друзей и читай новости 7и в ленте друзей!      Блог редакции      Лента друзей редакции
Cтатья

Общность и различия основных методов обучения чтению

У каждой обучающей методики есть свои достоинства и недостатки, и неопытным родителям было бы полезно узнать заранее, что именно приобретет или потеряет их чадо на том или ином пути.

В нашей стране известно четыре способа обучения чтению:

  1. буквосослагательный метод
  2. аналитико-синтетический метод
  3. складовый метод
  4. метод целых слов

Неопытные родители очень часто пользуются буквосослагательным методом. Принцип его прост, и потому он кажется удобным: сначала ребенок заучивает названия букв, а затем пытается соединить их в слоги и в слова.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод этот срабатывает у многих детей с огромным трудом — алфавитные названия букв "Бэ" и "А" никак не хотят в сознании ребенка соединяться в слитное "БА". Не сливаются, хоть ты тресни.

Профессиональные педагоги в России от буквосослагательного метода отказались еще в XIX веке, и в годы советской власти повсеместно перешли к использованию аналитико-синтетического метода, который был разработан К.Д.Ушинским еще до революции.

За прошедшие 150 лет метод этот претерпел многие изменения и дополнения, но основные принципы его сохранились до наших дней. Суть аналитико-синтетического метода состоит в том, что еще перед знакомством с буквами дети сначала учатся делить устные слова на слоги, затем делят слоги на фонемы, затем заучивают наизусть, какие фонемы являются гласными или согласными, твердыми или мягкими, звонкими или глухими, затем учатся из красненьких-синеньких-зелененьких фишечек составлять схемы слов, и только потом переходят непосредственно к чтению и к письму. Такая последовательность обучения предполагает, что у ребенка постепенно развивается так называемый "фонематический слух", обеспечивающий в дальнейшем грамотное письмо.

Критики фонемо-буквенного анализа утверждают, однако, что фонема (в отличие от реального звука) является абстрактной величиной, которую невозможно ни произнести, ни услышать. А это значит, что фонематического слуха в принципе не бывает и быть не может, и потому "развивать" его невозможно. Под самим понятием "фонематический слух" подразумевается вовсе не умение ребенка слышать отдельные фонемы, а способность ребенка логически абстрагироваться и не обращать внимания на различные звуковые нюансы. То есть, другими словами, понятие "фонематический слух" предполагает умение ребенка не слышать разницу между похожими (но при этом неодинаковыми) звуками. Маленькие дети к такому абстрагированию оказываются неспособны, и потому аналитико-синтетический метод у многих детей встречает полное непонимание до пяти-шести-семи лет, а иногда и до восьми-девяти.

В советские годы аналитико-синтетический метод был единственным методом, разрешенным к применению. Подготовленность ребенка к школе определялась вовсе не умением читать, а знанием наизусть, какие буквы являются гласными или согласными. Требование это сохранилось и в наши дни. Поэтому родители, готовящие ребенка к поступлению в первый класс, обязаны учитывать этот момент, и обязаны еще в дошкольные годы познакомить малыша с теоретическими понятиями. Несмотря на все трудности, это та ступень, которую ребенок должен преодолеть еще до школы. Таковы требования современной образовательной системы.

Складовый метод базируется на идее, что мельчайшим элементом чтения является не отдельная буква и не ритмический слог, а короткий звуковой склад (в педагогической литературе звуковой склад чаще называют "слог-слияние" или "открытый слог"). В складовом методе ребенок должен заучивать не только отдельно "Б" и отдельно "А", но также сразу и слитный звуковой склад "БА" — проблема слияния отпадает сама собой, а вместе с этим отпадает и долгий подготовительный этап, присущий аналитико-синтетическому методу.

Николай Зайцев, первым предложивший складовый метод обучения, заменил абстрактные теоретические понятия более понятными ребенку образами в виде "золотых", "железных" и "деревянных" кубиков большой и маленькой величины, и с самого первого занятия погрузил детишек в подвижный, деятельный процесс составления слов. Недостатком кубиков Зайцева можно считать то, что первое время слова по кубикам составляют и читают вовсе не дети, а педагог, дети же лишь наблюдают за педагогом и повторяют его действия. Если педагог достаточно артистичен и азартен, то дети легко заражаются им, и в дальнейшем обучение превращается в очень веселую игру, полную многих развивающих моментов. У педагогов, не имеющих "игручего" характера, в применении кубиков возникают серьезные трудности.

Продолжением идеи Н.Зайцева можно считать разработки Льва Штернберга — "Звуковой метод" и "Ребус-метод", также опирающиеся на складовый принцип. В электронной игре "Звуковой метод" ребенок просто нажимает мышкой на кнопочки с буквами "МА", "ЛИ, "НА", а компьютер голосом сообщает ребенку названия данных звуков. Нажимая на кнопки в правильной последовательности, ребенок слышит правильные слова. Задача ребенка в этой игре — понять смысл произнесенного слова (компьютер произносит склады без ударения) и правильно соединить это слово с соответствующей сюжетной картинкой. При такой системе ребенок способен с первой же минуты обучаться чтению совсем без помощи взрослого, выполняя все нехитрые действия самостоятельно.

Недостатком "Звукового метода" можно считать полное отсутствие коммуникации между ребенком и взрослым, а также невозможность применять эту методику в групповых занятиях (вероятно, это станет возможным с использованием большой интерактивной доски). Данный недостаток с лихвой компенсирует "Ребус-метод", в котором на начальном этапе обучения применяются не буквы, а складовые картинки-пиктограммы. Особенность "Ребус-метода" заключается в возможности устной игры, полностью имитирующей всю механику поскладового чтения, что оказывается очень удобным как в индивидуальных, так и в групповых занятиях.

Общим минусом игр Л.Штернберга можно считать полное отсутствие теоретической классификации букв, то есть отсутствие деления букв на гласные, слогласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие. Обучившись чтению по "Ребус-методу" или по "Звуковому методу", ребенок еще обязан ознакомится с теорией, а значит продолжить изучение грамматики с использованием иных материалов.

В английском, немецком и французском языках прочтение многих букв неразрывно связано с типом слога, в который эта буква входит. В этих языках без учета соседних букв невозможно сказать, как та или иная буква прочитывается. Поэтому обучение чтению методом целых слов можно было бы смело назвать "методом целых слогов", ибо в нем исконно используются не какие попало слова разной длины, а только те слова, которые состоят из одного слога. В русском варианте такими можно было бы назвать, например, слова "тук", "так", "ток", "кот", "кто", "кит", "тик", "тюк", "тот", "тут", или "сыр", "сын", "сон", "сор", "сок", "сук", "суп", "суд", или "стон", "стоп", "стол", "стул", "стал", "встал", "устал", "сталь", "стиль" — такие слова удобно сравнивать на слух и визуально, и выявлять при этом, какие звуки и какие буквы их отличают. То есть по своей технологии западноевропейский метод целых слов является аналогом российского аналитико-синтетического метода — ребенок сначала знакомится со слогами, затем учится делить слоги на буквы, затем учит наизусть согласно-гласную классификацию букв, а затем приступает к составлению из букв новых слов. Единственное различие этих двух методов — в аналитико-синтетическом методе упор идет на слух ребенка, а метод целых слов-слогов опирается в основном на зрительное восприятие.

Метод обучения целыми словами (его еще называют "глобальное чтение") в нашей стране часто связывают с именем Глена Домана, хотя метод этот в Западной Европе применялся испокон веков, задолго до Домана. Доман всего лишь предложил обучать этим классическим методом детишек с самых первых дней от рождения, считая, что этим закладывается база к ускоренному интеллектуальному развитию ребенка. Так как глаза новорожденного младенца не различают никаких цветов, кроме красного, Доман предложил показывать малышам слова, напечатанные ярко-красным шрифтом — именно в этом заключается новшество Домана. Приходится признать, что идея раннего интеллектуального форсирования у многих специалистов вызывает большой скепсис. Как признает сам Глен Доман, примерно до четырехлетнего возраста дети хоть и оказываются способны визуально узнавать сотни заученных слов, однако с чтением новых слов всё-таки не справляются.

На этом мы заканчиваем обзор основных методов обучения чтению. Надеемся, что эта информация окажется кому-то полезной. Необходимо еще сказать, что на сегодняшний день по каждому из названных методов разработаны десятки, даже сотни авторских методик. Все они имеют какую-нибудь собственную прелесть, свои достоинства и свои недостатки. Некоторые авторы соединили в своих методиках элементы и принципы разных методов — иногда логично, иногда нет. Перечислить и проанализировать их все в объемах данной статьи, конечно же, невозможно. Родители должны сами сориентироваться, какое из направлений они желают выбрать, или какие из методик могут удачно дополнить друг друга. Мы желаем вашим детям полезных и успешных занятий!


Статья предоставлена издательством Штенберг

http://www.7ya.ru/article/Obwnost-i-razlichiya-osnovnyh-metodov-obucheniya-chteniyu/

Пожалуйста, оцените эту статью.
Ваше мнение очень важно: оценка, данная Вами, влияет на рейтинг статьи.
Рейтинг помогает читателям ориентироваться в огромном количестве материалов сайта.



Новости

10.5.2011
Питерские школьники получили три урока физкультуры

Губернатор С.-Петербурга В.Матвиенко подписала постановление об изменении учебного плана на 2011-2015 годы.

В течение ближайших двух лет в учебные планы  школ и гимназий города будет включен третий урок физкультуры. Программа предусматривает, что в школах будет введена утренняя гимнастика, а также будут проводиться динамические паузы на уроках. Предлагается увеличить количество специализированных спортивных классов с углубленным учебно-тренировочным процессом.

Администрациям районов города поручено создать школьные спортивные клубы, обеспечить медицинские кабинеты образовательных учреждений необходимым оборудованием, которое позволит следить за здоровьем детей, и лекарствами.



Новые темы из конференций

Тема: Можно ли купить скидки на посещение развивающего центра?
Сейчас есть сайты, где скидки можно купить. Никто случайно не видел, может где-то можно купить скидки на посещение развивающих центров?
03.05.2011 15:19:05, Fatta

Ответы:

Видела где-то... Но точно не могу сказать где... Может на групоне. но вообще детских скидок мало...редко где можно увидеть.
05.05.2011 18:18:45, Осяна

Ну открытых не знаю, а вот так по слухам. Слышала, что скоро будет открытие БигЛифт, он как раз направлен на купоны для мам и малышей, но когда откроется не знаю, вот сама жду. А то так все сейчас дорого, экономить приходится на всем.
05.05.2011 16:07:15, V_eta

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Раннее развитие"


Тема: Девочки посоветуйте что делать
Ситуация такая... Ребенку 2,6 года, ходит в сад... С самого начала когда мы начали ходить, началась какая то фигня... Сначала ребенок пришел домой и началась рвота и понос, думала ротовирусная, оказалась не мы одни..... Потом начали болеть бронхитом сильно с высокой температурой, опять же из группы не мы одни..... С января по апрель болели четыре раза, с нами из группы многие дети, итог лечения каждый раз антибиотики.... В апреле отсидели 2 недели на больничном, выздоровили, в понедельник вышли в сад, а ночью температура под 40 градусов, на сл день тоже самое и еще заболи 3 ребенка из группы, в четверг начался кашель и как опять оказывается абструктивный бронхит с температурой под 40, а потом на этом фоне не выходя из дома появилась пневмания..... Скорая, педиатр и потом когда мы легли в больницу сказали что вы не простудились а это инфекцию где то подцепили, где если не в саду...... В понедельник я узнаю что не один ребенок не пришел в сад, представляете не ОДИН? Вот вопрос что это, норм в сад вообще не ходим, дети болеют так еще и одновременно и у всех одно и тоже, а последний раз я вообще в шоке, чтобы из 17 чел вообще никто не пришел, у всех высокая темп и бронхит... Причем из всего сада такое только в нашей групее..... Вот что скажите девочки? Я в шоке, может их спец простужают или еще что то.... У меня с первым ребенком такого не было, ну приводили детишек с кашлем, ну кто то заражался но чтобы все сразу, то болеют то их рвет то понос...
08.05.2011 13:14:58, kong

Ответы:

Вам же врачи сказали (по последнему случаю) - инфекцию подхватили. Причем тут простудили? И видимо да, инфекция сильная - раз вся группа слегла. А как воспитатели себя чувтсвуют?
10.05.2011 16:44:40, Чунга-Чанга

Если не пришёл ни однин ребёнок из группы в сад - это повод для заведующей принять меры. Если она их не приняла, то вам не в группу во внеурочное время идти, а с письменными претензиями по всем инстанциям одновременно: заведующая, управление образования, сэс. Причём одновременно везде. Только тогда возможно что-то изменится. Да, дети болеют в саду.Да, в младших группах очень часто они болеют. Но, так, чтобы вся группа...Да, бывает во время эпидемий...Но, чтобы постоянно. Надо принимать меры. Только сможете ли вы? В основном все поговорят-поговорят, на этом возмущения закончены.... Не думаю, что их специально простужают, возможно:простая халатность, возможно неопытность...Не встречала таких откровенных фашистов, чтобы специально... А потом, вы сейчас в таком возрасте, когда дети в саду болеют. В старших группах становится легче. А сейчас, думаю, в группе постоянно появляются новые дети со своими микробами и т.д. Микроклимат в группе формируется. Поэтому дети болеют. Но...и от воспитателей оооочень много зависит - от их добросовестности и любви, и заботе о детях.
09.05.2011 13:01:02, Иногда Летаю...

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Дошкольное образование"



Истории с детьми

Алеше 6 лет. Прошли "выпускные" в садике и на "подготовительном" в школе. Бабушка говорит ему: "Поздравляю с выпуском! А куда тебя "выпустили" ? Он (радостно ) : " На свободу!"
animula

еще почитать истории...
отправить свою



Новые статьи
Развиваем талант bad2203
Важно не просто увидеть талант ребенка, но и приложить усилия к его развитию.


Шкатулочка для гения 1ne$$a
Как научить ребенка видеть необычное в обычном?


Качели — средство обучения mamKAya
Обучение на качелях. Не верите? Попробуйте!


Конкурсы
Как хорошо уметь читать!

Фотоконкурс «Как хорошо уметь читать!» [приём фотографий]

Первую книжку пробуют на зуб. Вторую рассматривают с любопытством, пытаясь понять, где скрыто то волшебство, о котором читает мама. А потом, запоминая первые буквы, листают все подряд. Как хорошо уметь читать! Хотя бы немножко… Хотя бы понарошку…
Спонсор: издательство "Эгмонт Россия".
Приём фотографий по 30 мая 2011 года.
Блиц: небо

Фотоконкурс «Блиц: небо» [приём фотографий]

"Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба", — говорил герой Толстого. А часто ли мы поднимаем голову, вглядываясь в облака, бесконечную синь небесного купола, разглядывая далекие россыпи звезд, любуясь закатом?
Приём фотографий по 11 мая 2011 года.
Братская любовь

Фотоконкурс «Братская любовь» [приём фотографий]

"Братская любовь сильнее каменных стен"... Есть такая русская поговорка. Пока братишкам и сестренкам не нужно на деле доказывать ее справедливость. Можно просто обнять младшего и с гордостью сказать: "Это мой брат!"
Спонсор: гипоаллергенная детская косметика "Ушастый нянь".
Приём фотографий по 23 мая 2011 года.
Отдых 2010

Конкурс рассказов «Отдых 2011»

Лета начинаешь ждать с первого осеннего дня. Ждешь тепла, отдыха, путешествий. И вот все замерло в предвкушении самого замечательного момента... До свидания, мы отправляемся в путь, нас ждут дальние страны и удивительные встречи!
Присылайте рассказы об отдыхе, выигрывайте призы.
Приём рассказов по 30 сентября 2011 года.
Блиц: макро

Фотоконкурс «Блиц: макро» [голосование]

Макрофотография обладает уникальной особенностью — она позволяет заглянуть в мир, который плохо виден невооруженным глазом, зафиксировать его необычайную красоту и показать его окружающим. Жемчужные капли на паутине, "портрет" муравья, сочная мякоть апельсина, россыпь янтарного песка… — что только не становится объектом макросъемки! Удивительный, непостижимый мир…
Приём фотографий по 3 мая 2011 года.
Умелые руки

Конкурс рассказов «Умелые руки»

"Умелый, просто золотые руки!" — так говорят про того, кто и шить, и вышивать, и полочку прибить, и ремонт сделать, и с детьми порисовать-полепить... Может быть, это про вас? Расскажите, каким рукоделием увлекаетесь вы, а что делаете вместе с детьми. Может быть, есть секреты мастерства, которыми вы можете поделиться с читателями? И обязательно присылайте фото — страна должна знать героев, совершающих подвиги на ниве ремонтов, поделок из природного материала, создания 3D-моделей Солнечной системы, вышивания картин крестиком и выращивания помидоров на балконе!
Присылайте рассказы, фото и выигрывайте призы!
Приём рассказов по 7 июля 2011 года.
Конкурс блогов

Конкурс блогов

Приглашаем принять участие в Конкурсе блогов. В конкурсе участвуют блоги, ведущиеся на 7е. Победители конкурса будут определяться редакцией и награждаться призами от партнеров.
Постоянный конкурс. Итоги подводятся ежемесячно.
Кухонное творчество

Конкурс рассказов «Кухонное творчество»

Кухня — самое теплое место в доме не только потому, что там плита, микроволновка и стол, на котором под салфеткой частенько оказываются горячие румяные пирожки и булочки... Там хозяйничает мама, и детей так и тянет на кухню! И хочется им все сразу — и слепить самим пирожок, и залезть в банку с крупой, и порисовать за широким кухонным столом, где так уютно можно устроиться с красками, карандашами, пластилином. А главное, потрудившись над очередным шедевром, можно тут же его показать маме — главному поклоннику творчества. И самому главному соавтору.
Расскажите, свидетелем каких творческих порывов становится ваша кухня. Что вы делаете вместе с детьми, что они делают самостоятельно, а что вы предпочитаете делать в одиночку, а потом предоставлять это на суд строго жюри — своих домашних.
Присылайте рассказы и фотографии, выигрывайте призы.
Спонсор: "Эксмо", 7я.ру.
Приём рассказов по 31 мая 2011 года.
Конкурс на лучшую читательскую публикацию

Конкурс на лучшую читательскую публикацию

Мы принимаем к публикации любые материалы по тематике сайта 7я.ру. Победители конкурса, итоги которого подводятся ежемесячно, награждаются призами от сайта 7я.ру!
Постоянный конкурс. Итоги подводятся ежемесячно.
Конкурс среди участников конференций

Конкурс среди участников конференций

Приглашаем принять участие в Конкурсе среди участников конференций. В конкурсе участвуют все, кто создает темы для для обсуждения в конференциях. Победители будут награждены призами.
Постоянный конкурс. Итоги подводятся ежемесячно.

Информационная поддержка
Конкурс отзывов в рейтинге книгКонкурс отзывов в рейтинге книг
Поздравляем победителей апрельского этапа конкурса отзывов 7ейного рейтинга книг, которые награждаются призами от спонсоров конкурса. Конкурс продолжается!


Конкурс отзывов в рейтинге косметики Конкурс отзывов в рейтинге косметики
Поздравляем победителей апрельского этапа конкурса отзывов в рейтинге косметики. В течение апреля посетителями написано 495 отзывов. Конкурс продолжается!

Куда пойти с ребенком?"Куда пойти с ребенком?"
Поздравляем победителей апрельского этапа конкурса отзывов в рейтинге "Куда пойти с ребенком?", которые награждаются книгами от спонсора - издательства "Эгмонт Россия". Ждем ваших отзывов, конкурс продолжается!


Консультации

Последние вопросы и ответы

Вопрос: Здравствуйте, Ирина Алексеевна. У меня 7 месячный сын, с месяца на искусственном вскармливании. С 4 месяцев ввели прикорм, овощные и фруктовые пюрешки, соки и каши. С самого раннего возраста после приема смеси срыгивал, в больших объёмах с неприятным кислым запахом, хотя не переедал. Пробовали различные смеси (нистожен,малютку, винни, нутрилак, и др.), но итог был один. В возрасте шести месяцев отказался сосать смесь вообще. Мог сосать только ночью, не больше 60 мг, и тоже срыгивал сразу же. Сейчас кушает только днем, и только с ложки. Ночью пьёт соки, компоты. Подскажите пожалуйста, чем вызвана такая реакция на смеси, как правильно организовать правильное питание в дневное время, возможно ли правильное развитие ребенка без смеси. Заранее спасибо.
Марина
Ответ: Здравствуйте! К сожалению, без молочного питания в таком возрасте обойтись трудно. Реакция на смеси может быть связана с несколькими причинами - это анатомическая особенность строения "запирающих" мышц желудка, которые плохо удерживают слишком жидкое питание (а густое - лучше),но с другой стороны, ребёнок пьёт сок и компоты без проблем...либо это некая реакция непереносимости молочного сахара (но тогда обычно присоединяются ещё вздутия живота, колики, диарея). Нужно, чтобы Вы получили очную консультацию педиатра. Потому что тут несколько вариантов решения проблемы. Во-первых, консультация детского хирурга, чтобы отмести все подозрения в плане анатомических причин. Во-вторых, можно было попробовать сочетание простой смеси с антирефлюксной - зачастую хорошо помогает. Или пробовать профилактические смеси со сниженным содержанием молочного сахара(низколактозные/безлактозные). Постарайтесь решить эту проблему, на одном прикорме пока будет трудновато малышу адекватно развиваться.
Vakaeva


Консультации специалистов


Рейтинги и справочники

Рейтинг детских садов

N 1874

Россия, Москва, Северо-Западный округ, м. Щукинская
Академика Бочвара, 4
193-84-71, 193-61-20
Форма собственности: муниципальный

07.05.2011
Пользователь: 4ereshenka
Оценка: 5 Период посещения: с 2009 по 2011 г.
Возраст ребёнка, когда он ходил в этот сад: 5 лет
Режим работы: с 7 до 19
С какого возраста принимают? с 4 лет
Оплата: по квитанции
Бытовые условия:

  • Количество групп и детей в группах: 30
  • Здание, оснащённость: 2 этажа, состояние нормальное.
В группах: Очень много игрушек,все отличные .Даже есть построенная почта с дверями и окнами.
Еда: Кормят 4 раза.Еда вкусная особенно выпечка.Много фруктов и овощей.
Уход за детьми: Руки моют часто,полотенце у каждого свое.
Обучение:
  • Программа: музыка,логопед,рисование,лего-конструирование,гимнастика,кар­ате.Проводят много праздников.Масленица,день толерантности ,8 марта и тд.Очень много спектаклей,клоунов.
  • Воспитатели: Хочу выразить ОГРОМНУЮ благодарность Зверевой Любовь Владимировне.Первый раз в жизни встречаю такого замечательного воспитателя.Для всех детей нашей группы она стала настоящей мамой,любящей и заботливой и понимающей .Для каждого найдет ласковое слово, никогда не повысит голос ,никто не уходит домой не поцеловав ее.Ребенок придя домой сразу садиться рисовать или делать подарок для любимой воспитательницы,что бы утром подарить.Дочь поначалу приходя в сад называла Любовь Владимировну мамой.У нас самая красивая площадка для игр .Зимой -это не просто расчищенный снег ,а лабиринты украшенные яркими шариками и игрушками детям очень интересно там играть.Летом -это множество цветов .Дети с радостью принимают в этом участие,сами сажают и поливают.Постоянно проходят праздники в которых принимают участие не только дети но и их родители.СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ!!!
Прочая информация: Очень нравиться.






Наши рассылки

Subscribe.ru

Бонна: все о нянях
О своем, о девичьем
Ждем ребенка: все о беременности и родах!
Все о детях
Обучение и раннее развитие
Образование и карьера
Семейные отношения
Семейный отдых
Домашнее хозяйство



Успехов вам и вашим детям!
До следующей встречи!


Управление рассылками осуществляется через сервера subscribe.ru и content.mail.ru.

© 7я.ру, АЛП-Медиа.


В избранное