Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Добрые сказки

  Все выпуски  

Добрые сказки нужны страшные сказки?


Здравствуйте!

Одна из читательниц рассылки задала мне вопрос о том, настолько ли опасны «страшилки» в сказках, ведь в русском народном творчестве страшные моменты присутствуют практически во всех сказках, а следовательно, возможно, «страшилки» даже нужны ребенку.

Давайте поговорим о том, что же такое "СТРАШНЫЕ сказки".

Следует учитывать, что в каждом возрастном периоде свои психологические особенности, кроме того, каждый ребенок индивидуален и родители, выбирая, ЧТО читать, безусловно должны это учитывать.

Многие психологи убеждены, что «детские страхи», которые, в дальнейшем могут сопровождать взрослого человека в жизни, должны быть обязательно «прожиты» и проанализированы именно в детстве. А с «недоработанными страхами» взрослому человеку, зачастую самому не справится».

 Страшилки и всевозможные ужасы вызывают интерес, как правило, у детей от 6-7 лет и примерно до 12 лет. Это тот возраст, когда ребенок может сам просить рассказать СТРА-А-Ашную историю, при это он будет дрожать под одеялом и просить не выключать свет. Однако, страшилки могут являться средством, с помощью которого ребенок  будет пытаться преодолеть свой страх, пытаться быть храбрым, сильным. Ребенок, имея достаточно ясное представление о том, что в окружающем ему мире есть зло, к счастью, напрямую в большинстве случаев с ним не сталкивается, а потому «ЗЛО» как некая аморфная категория для ребенка представляет загадку, завораживает и привлекает его. При этом ребенок хочет понять, в чем может проявляться ЗЛО, чтобы распознать его в окружающем мире и, главное, КАК с ним бороться.

Следует учитывать, что отсутствует какое-либо общее понятие «страшилок». В Российском гуманитарном энциклопедическом словаре под «страшилками» понимается жанр  современного детского фольклора (термин предложен М. В. Осориной в 1960-е гг). "Страшные рассказы" бытовали в детской среде еще с прошлого века, ситуации и мотивы неизменно осложнены элементами фантастики и мифологии.

Учитывая, что никто не сможет дать четкого разграничения типов «страшилок» и родителям приходится в каждом случае самим определять, ЧТО можно читать детям, а что нет,  следует обратить внимание на следующее.

- то, что может казаться страшным взрослому, не всегда является таковым для ребенка, поскольку ребенок, видя зубастого крокодила, может обратить внимание не на страшный оскал, который видит взрослый, уже обладающий знаниями о том, что крокодилы опасно, а яркий зеленый цвет и забавный зубчатый хвост;

- то, что будет забавным ребенку 10-12 лет может вызвать страх и плач у ребенка 4-5 лет. Ярким примером в этом смысле являются произведения К. Чуковского, в которых присутствует достаточно много «страшных» персонажей и историй. Безусловно 10летний ребенок не испытываем никаких страхов при прочтении «Тараканище», при этом зачастую дети 4-5 лет не любят это произведения и откровенно боятся этого зверя;

- страшные рассказы, фильмы неодинаково на разных детей и оставляют неодинаковые следы в сознании ребенка.  Важным является именно возраст ребенка, психологи говорят, что самые первые «страшные» фильмы ребенку можно разрешать смотреть ТОЛЬКО в присутствии взрослого и ТОЛЬКО с 10 лет. Учитывая, что многие авторы достаточно красочно живописуют некоторые сцены, полагаю, что данное ограничение относится и к ряду произведений художественной литературы.

- ребенок должен быть «психически зрелым», чтобы воспринимать «страшилки». Если малыш плачет и начинает бояться темноты после прочтения какой-либо сказки безусловно необходимо работать над уже полученным страхом, но при этом не провоцировать новых, убрать сказки и произведения, в которых есть непонятные персонажи, которых ребенок особо не представляет себе, а незнание порождает еще больший страх, классическим примером является абсолютно никем невиданный Бабай, который приходит и уносит с собой в неизвестность непослушных детей. Просто чтение «страшных сказок» не закалит психику ребенка, если ребенок не готов воспринимать такую информацию, а может привести к еще более пагубным последствиям. Поэтому безусловно родителям необходимо совместно с ребенком проигрывать, переживать страхи.

Таким образом, родители, читая ту или иную сказку и доходя до места, в котором описываются страшные события, должны представить мысленно портрет своего ребенка и определить, готов ли их ребенок к восприятию такого эпизода, и если нет, то совершенно спокойно и, главное, с пользой для психик можно пропустить эпизоды, в которых описываются отрубленные головы принцев, которые не смогли угадать загадки принцессы или описание забора, увешенного черепами. А при выборе для чтения  сказок Чуковского К. малышам просто избегать ряда сказок. Например сказка К. Чуковского "Крокодил" (1916) содержит ряд "страшных" страниц, в частности история о девочке-Лялечке.

…Дикая Горилла
Лялю утащила
И по тротуару
Побежала вскачь.
Выше, выше, выше,
Вот она на крыше,
На седьмом этаже
Прыгает, как мяч.
На трубу вспорхнула,
Сажи зачерпнула,
Вымазала Лялю,
Села на карниз.
Села, задремала,
Лялю покачала
И с ужасным криком
Кинулася вниз…

Думаю, Вы согласитесь, что это не лучший выбор для ребенка 3-4 лет.

Даже, в случае, если родители проанализировав все критерии, пришли к выводу, что их ребенок психологически зрелый для прочтения страшных рассказов и сказок, следует задать себе вопрос «А зачем ему слышать, видеть тот или иной страшный эпизод? Чему он должен научить моего ребенка? И научит ли?»

О том, чему должны и могут ли научить страшные сказки, а также о том, как в игровой форме бороться с детским страхами, мы поговорим в следующей рассылке.
Жду ваших писем с вопросами и пожеланиями.

Добрых Вас сказок!


В избранное