Для успешного обучения детей в школе необходимо уже с раннего возраста
заниматься их многосторонним развитием. Одно из важных направлений - это
подготовка руки к письму.
Почему именно
эта тема актуальна в моей рассылке? Да потому, что отправляя ребенка в школу,
некоторые родители даже не задумываются о том, какие проблемы могут возникнуть
из-за неподготовленности руки ребенка. Только потом они узнают от классного
руководителя, что их ребенок не может писать в строчку, линии у него получаются
неровные, дрожащие. Он пишет медленнее всех в классе, иногда не дописывает
буквы, а порой целые слова.
Для того, чтобы
у вашего ребенка не возникало подобных проблем, необходимо укрепить мышцы руки,
отвечающие за работу кисти руки, постоянно тренировать руку и пальцы. А этим
можно и нужно начинать заниматься с раннего детства. Незаменимым помощником в
этом вам станут различные игры и игрушки, а именно:
Пальчиковые
игры. Повторяя движения взрослых,
дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений. Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев:
сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые
игрушки с пищалками.
Приведу вам
несколько примеров пальчиковых игр.
Мы
капусту рубим-рубим (ребром ладони по столу рубящие движения)
Мы
капусту жмем-жмем (сжимать-разжимать кулачки)
Мы
капусту трем-трем (ладошками тереть стол)
Мы
капусту солим (пальцами посолить)
Этот
пальчик дедушка (загибаем большой пальчик)
Этот
пальчик бабушка (загибаем указательный пальчик)
Этот
пальчик папа (загибаем средний пальчик)
Этот
пальчик мама (загибаем безымянный пальчик)
Этот
пальчик – Я (загибаем мизинчик)
Вот
и вся моя семья! (потрясти кулачком)
Если вашему
ребенку исполнился уже год, то вы можете купить в магазине пальчиковые театры.
Последовательно одевая героев на пальчики, Вы с ребенком можете разыграть сюжет
известной сказки или придумать свой. Кроме того, что игра развивает моторику
руки, она просто повышает настроение ребенка.
Рисование и
раскрашивание. Пальчиковые краски
или краски для рисования руками подходят для рисования самым маленьким детям
(от 8 месяцев), которые еще не умеют держать кисточку в руках, но очень хотят
рисовать. Рисование руками уже с раннего возраста наилучшим образом развивает
двигательные функции, зрительно-моторную координацию, творческие способности,
фантазию, дает наиболее сильное восприятие цвета и позитивно влияет на
настроение и поведение детей.
Детям постарше
(от года) можно уже давать мелки. Дело в том, что многие дети в школе
неуверенно чувствуют себя у доски, поскольку писать мелом на доске сложнее, чем
карандашом на бумаге. Дав ребенку возможность потренироваться рисовать и писать
на доске до школы, Вы избавите его от многих проблем.
Раскрашивание, как один из самых легких видов деятельности,
необходим в значительной степени ради усвоения детьми необходимых для письма
гигиенических правил. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством
развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и
укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Ребенок, выполняя работу по
раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует
усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает
те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка,
он может сосредоточиться на основной задаче - выполнении гигиенических правил
письма.
Рисование
различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами,
мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след
от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
К раскрашиванию
можно приступать, когда вашему ребенку исполнился год. Сегодня можно без
проблем найти специальные раскраски, где рисунки для раскрашивания крупные и
понятные, предельно простые и с толстыми цветными контурами, за которые сложнее
вылезти. Я купила несколько раскрасок, а так как ребенок рисует много, и не все
картинки интересные, я переводила через стекло на бумагу маркером и давала
ребенку.
Резание
ножницами.В этом занятии наилучшим
образом происходит развитие двигательных функций, зрительно-моторной
координации, укрепления двигательного аппарата пишущей руки. У меня ребенок уже в 2 года начал потихоньку
пытаться резать ножницами. И к2,5 годам
он уже мог вырезать фигуру, правда, не всегда попадая в контур. Давала
интересный ненужный журнал с картинками и сын затихал… а потом мы приклеивали
эти картинки аппликацией.
Конечно, это
далеко не весь список игр, с помощью которых можно подготовить руку ребенка к
письму. К этому можно прибавить и лепку, и технику оригами, и квилинг, и
спирограф, и еще много различных видов творчества.