Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Искусство отношений родителей с детьми


Идиотами рождаются или становятся в результате воспитания?
2009-01-17 15:49

Это сложный вопрос. Почти 90% идиотов стали такими в результате воспитания, 10% родились такими. И 10% родились такими из-за тех 90%, которые стали идиотами в результате воспитания. Человек с самого начала жил совершенно странной жизнью — странной в том смысле, что каким-то образом ему нужны были идиоты. Если не будет идиотов, то не будет и так называемых мудрецов. Если не будет идиотов не будет и гигантов мысли. Становится почти необходимым, чтобы категория идиотов сохранялась.


Никто не заглядывал в глубинные слои функционирования общества до сегодняшнего дня. Но способ его функционирования может быть описан лишь как полностью преступный. Обществу нужны категории, иерархии. Это всегда было общество конкуренции, но сама идея конкуренции опасна для человеческого существа. Вы называете какого-то человека идиотом лишь в сравнении с кем-то, кто кажется является разумным.


Будучи в гостях в одном доме, я сидел в саду и разговаривал с маленьким мальчиком.


Ему было не более 6-ти лет. Я спросил его: "Как тебя зовут?"


Он сказал: "Раньше я думал, что меня зовут "Нельзя!" Теперь я начал ходить в школу, и там я узнал, что это не мое имя."


Он сказал нечто необычайно важное. Чтобы ребенок ни делал, взрослые оказываются тут как тут, чтобы сказать "Не делай этого!". Никому не позволяется цвести в соответствии с его собственной подлинной природой. И это основная причина появления такого количества идиотов в мире. Но они действительно служат определенной цели. Если бы людям позволили цвести в соответствии с их природой без всякого сравнения и без всяких идеалов и без навязанной дисциплины, вы думаете кто-нибудь в целом мире принял бы Адольфа Гитлера как лидера?


Вам нужно взглянуть на ваших лидеров. Идиоты были абсолютной необходимостью для небольшой группы людей, чтобы утвердить их эго, для небольшой группы людей, чтобы вознестись высоко и стать лауреатами Нобелевской премии. Только представьте на секунду — если бы каждый жил в соответствии с его собственной природой, не пытаясь быть кем-то еще, необычайная мудрость разлилась бы внутри нас. Это фундаментальный закон жизни и существования.


Хорошо что цветы не слушают ваших учителей, ваших лидеров, ваших политиков. Иначе бы они сказали бы розам: "Что вы делаете? Станьте лотосом!" Розы не так глупы. Но если просто ради спора розы действительно пытались бы стать лотосами, чтобы случилось? Две вещи очевидны: во-первых, не было бы роз, потому что вся их энергия была бы вовлечена в то, чтобы стать лотосами, и во-вторых, розовый куст не может произвести лотос. Этого нет во встроенной программе его семени. Вы когда-нибудь видели дерево, которое можно назвать идиотом? Или очень умное, гигантское, заслуживающее Нобелевскую премию? Человека отвлекают. Каждый, начиная от родителей и до учителей, школа, колледж, университет, ваша религия, ваши священники, ваши соседи — каждый пытается сделать вас кем-то еще, кем вы не можете стать. Вы можете стать только собой, или вы можете упустить это и быть просто идиотом.


Я называю всю эту историю человечества долгим, не имеющим оправдания преступлением против каждой человеческой индивидуальности. Это служило интересам государства; людям, которые у власти, и людям, которые хорошо образованы, что является другим видом власти, и людям, которые богаты, что является еще одним видом власти. Они не хотели бы, чтобы каждый был центрирован в себе, потому что человека, центрированного в себе нельзя эксплуатировать, нельзя поработить, нельзя унизить, в нем нельзя насильно вырастить чувство вины , подобное раковой опухоли. Вот причины, по которым человечеству не был позволен рост.


С детства каждый проклят — чтобы он ни говорил, чтобы он ни делал, это всегда неправильно. Естественно он начинает бояться сказать что-то, сделать что-то по собственному усмотрению. Его любят, если он послушный, его любят, если он следует правилам и указаниям, созданными другими. Все любят его. Вот стратегия: проклинайте человека, если он пытается самостоятельно стать на ноги, и любите человека, если он просто имитатор. Естественно его внутреннее семя, его потенциал никогда не будет иметь шанса вырасти.


Это напоминает мне мое детство. Если я молча сидел, кто-нибудь — а в Индии семья все еще большая, объединенная семья; в моей семье было по крайней мере 50 человек — кто-нибудь обязательно подходил и спрашивал: "Почему ты сидишь и молчишь?" Странно, а почему я не могу молча сидеть, но если я шумел и прыгал по дому ..."Ты с ума сошел? Почему ты прыгаешь по дому?" Видя ситуацию, я решил, что лучше начать борьбу с самого начала, потому что если однажды ты пойман этими людьми, будет сложно не слиться с толпой.


Мой папа был изумлен. Он сказал: "Ты никогда не отвечаешь на вопрос. Напротив, ты задаешь другой вопрос".


Я сказал: " Представь себе, я сижу молча, а ты спрашиваешь: ”Почему ты сидишь молча?” Я не отвечаю. Я спрашиваю: ” А почему бы мне не сидеть молча?” Тогда приходится отвечать тебе. Ты взрослый человек, опытный — а я только ребенок. Ты и ответь мне — почему бы мне не сидеть молча? Вся семья мало помалу поняла ... "Вы не добьетесь ничего от этого мальчика. Он немедленно поворачивает вопрос против вас и вы оказываетесь в сложном положении". И они прекратили меня о чем-либо спрашивать.


Ситуация дошла до того, что я мог сидеть, а моя мать говорила: "Я не вижу никого в доме", — а я сидел прямо перед ней. "Мне нужны овощи, кто-то должен сходить за овощами”.


Я говорил: "Если я увижу кого-нибудь, я скажу тебе." Меня считали почти отсутствующим. И я убедил их в этом — потому что, если вы не убедите их в этом, все будет очень сложно. Сначала они посылали меня: "Сходи на рынок. Сейчас разгар сезона для манго. Принеси манго".


Я обычно шел в магазин, где были самые плохие плоды манго и просил: "Дайте мне самые плохие плоды, а возьмите плату как за самые хорошие".


Даже продавцы изумлялись: "Что ты за покупатель?" Я говорил: "Что за покупатель? Вы видели многих покупателей, а я — уникальный покупатель".


И продавец был совершенно счастлив дать мне гнилые фрукты и взять деньги как за самые лучшие. Я приходил домой, показывал эти гнилые плоды и говорил: "Это самое лучшее, и я заплатил за них". А они воняли.


Моя мать говорила: "Выброси их!" А я говорил: "Зачем их выбрасывать? Там есть нищенка, я могу пойти и дать их ей". Но даже нищенка не принимала их.


Она говорила: "Никогда не приходи ко мне, потому что, всегда, когда ты приходишь, ты приносишь какую-то гниль. Брось это собакам". Но к моему огромному удивлению, даже собаки боялись меня. Если я бросал им что-нибудь, они убегали!


Мало по малу они решили, что лучше пусть он будет таким, какой он есть. Одно можно сказать наверняка, в жизни он никем особенным не станет.


Они были правы. Я подтвердил их предсказания.


Я не являюсь ничем особенным в жизни. А зачем надо быть особенным? Я являюсь самим собой и этого достаточно, более, чем достаточно.


Каждый момент жизни мне приходилось сражаться, чтобы защитить себя, если мы не делаем этого, каждый готов подрезать нам корни. Очень сложно найти в обществе человеческое существо, которое дает вам свободу быть самим собой. Это создало отсталость во всем мире.


Нациям нужны идиоты; иначе кто будет воевать? Миру нужны идиоты; иначе как люди будут богатеть на труде, на крови других? Цивилизации нужно как можно больше неразумных людей, иначе кто станет католиком, кто станет протестантом, кто станет индуистом, кто станет мусульманином?


Вся структура общества построена таким образом, что очень немногие люди эксплуатируют миллионы людей. Для тех, кого они эксплуатируют, они придумали утешение: "Это из-за грехов твоей прошлой жизни". Это хорошее утешение, потому что вы ничего не знаете о своей прошлой жизни. "Что я могу поделать?" Или они говорят: "Это проверка огнем твоей веры в Бога. Будь удовлетворен тем, что ты есть и ты будешь вознагражден тысячекратно после смерти". Религии или находят убежище в прошлом — джайнизм, буддизм, индуизм, они все ориентированы на прошлое. Или другие три религии — христианство, ислам, иудаизм — где убежище обретается после смерти.


Разница не велика. Все что случается, случается в жизни, а они откладывают это или до рождения, или после смерти. Стратегия одна и та же. Вся суть в том, чтобы вы позволили эксплуатировать себя, чтобы вы с глубоким удовлетворением позволили пить свою кровь- ведь "так устроен мир".


Я хочу подчеркнуть , что все эти религии играли на руку государственным интересам. Все ваши священники не что иное, как слуги ваших политиков. Вся история человечества — это стихийное бедствие. И если мы не начнем восстание индивидуальности, отбросив все национальности, все религии, все расы и не заявим, что весь земной шар принадлежит нам и все линии на карте поддельные, фальшивые, если индивидуальность не начнет менять всю систему образования ...


Система образования должна учить вас искусству жить, она должна учить вас искусству любить, она должна учить вас искусству медитации, она должна вас учить конечному искусству достойной смерти. Ваша система образования не образовательная. Она лишь создает служащих, начальников станций, полицейских и солдат — и вы называете это образованием. Вы обмануты. Но обман продолжается уже так долго, что вы перестали отдавать себе в этом отчет. И вы все еще продолжаете идти по тому же старому маршруту.


Я поднимаю голос против всей прошлой истории человечества. Она не была цивилизованной, она не была гуманной. Она никоим образом не помогала людям цвести, она не была источником. Она была катастрофой, преступлением совершенным в огромном масштабе...


Но кто-то должен выступить против этого, кто-то должен поставить точку: мы отчуждаем наше прошлое. И мы начинаем жить в соответствии с нашим собственным внутренним существом и создавать наше собственное будущее. Мы не позволим прошлому создавать наше будущее.


Химли Голдберг покупает себе модную пару итальянских ботинок в Беверли Хил в небольшом магазине и идет в них домой, чтобы порисоваться перед Бекки. Бекки даже не замечает новые ботинки, поэтому Хими ждет, пока она ляжет в постель и затем входит и начинает раздеваться полностью, но не снимает ботинки. Встав в позу он восклицает: "Теперь время, чтобы ты наконец уделила внимание тому, на что показывает мой член". Смотря вниз на ботинки Бекки отвечает: "Жаль, что ты не купил шляпу".


Я бы хотел, чтобы вы приняли лишь одну молитву и это смех, потому что когда вы смеетесь тотально, вы в настоящем. Вы не можете смеяться в будущем и вы не можете смеяться в прошлом. Все эти люди, которые создали это отсталое человечество, забрали весь сок, весь смех, все улыбки и стянули всех в состояние неподлинности. А если вы не подлинный, неискренний, вы никогда не сможете взрастить семя, которое дано вам этой великой сострадательной Вселенной.


Небритый, оборванный, забрызганный грязью попрошайка с налитыми кровью глазами и половиной зубов просит у Пэдди 10 центов.



      "Ты пьешь, куришь или играешь в карты?" — спрашивает Пэдди.
      "Мистер, говорит попрошайка, я не пью ни капли, не курю мерзкий табак и меня не интересуют проклятые карты".
      "О.К., говорит Пэдди, если ты пойдешь со мной ко мне домой, я дам тебе доллар”. Когда они входят в дом, Мэрин отводит Пэдди в сторону и шипит: "Как ты смеешь приводить типов с такой ужасной внешностью в наш дом!"
      "Дорогая — говорит Пэдди — я просто хотел, чтобы ты увидела как выглядит мужчина который не пьет, не курит и не играет в карты".

Жизнь не должна быть чем то серьезным. Она должна быть глубокой игривостью — удовольствием. И каждой индивидуальности должна быть позволена абсолютная свобода быть собой. Единственным ограничением будет то, что вы не можете вмешиваться в сферу жизни другой индивидуальности — это может быть ваша жена, это может быть ваш муж, это может быть ваш ребенок, неважно. Огромное уважение к индивидуальности, для меня является самой сущностью истинной религиозности. Будьте самим собой и позволяйте другим быть самим собой и эта жизнь, эта планета может быть лотосовым раем здесь-и-сейчас.


Отрывок из книги Ошо "Новый ребенок"


Комментировать »

В следующем выпуске — Введение в профессию - школьный психолог

Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов. Познакомимся ближе с особенностями обсуждаемой деятельности на примере опыта психолога — Марины Михайловны Кравцовой, выпускницей факультета психологии МГУ, специализировавшейся по кафедре возрастной психологии. В ее обязанности входит работа с учащимися 1- 5 классов, их родителями и учителями. Целью работы является улучшение учебного процесса. Работа строится не только в целом с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в триаде “ученик – родитель – учитель”. Проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками (повышение мотивации к учебной деятельности, налаживание межличностных отношений). М. Кравцова отмечает: “Для меня важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе, чтобы он хотел в нее ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и учителя увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать”.
Читать полностью...


В избранное