Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Искусство отношений родителей с детьми


Как построить отношения с учеником?
2008-10-04 16:49

Подскажите, пожалуйста, какую линию отношений мне выбрать с одним из моих учеников. Я работаю в частной школе, у меня 5 уроков в 11 классе. Класс совершенно дезорганизован, дети совершенно не учатся. Позиция администрации соответствующая - пока родители не начали жаловаться, никто ничего не предпринимает. И это 11 класс, когда, казалось бы, детки должны озадачиться проблемами поступления в ВУЗы.


Плюс ко всему у них достаточно хамоватое поведение на уроке. Но один ребёночек, если так можно выразиться, особенно выделяется. Примечателен он тем, что его вообще нельзя оставлять в классе, поэтому все учителя стараются втихаря "вывести" его за пределы учебной аудитории, дав предварительно задание. Что он делает? Он кричит, размахивает руками, корчит рожи, выкрикивает стихи Маяковского и т.д. К слову, надо сказать, что он обладает определёнными актёрскими способностями, он прекрасно пародирует Жириновского и пр.Во время "приступов", а они случаются нередко, такое поведение продолжается и в коридоре, где у нас стоят диванчики (видимо, для подобных ситуаций).


Оставшиеся двое (двое, представляете, а работать не могу заставить), естественно, заводятся, потом оставшуюся часть урока обсуждая услышанное. При этом не могу не отметить, что вне учебных часов он абсолютно адекватен. Мы как-то шли к моей машине, и он со мной совершенно нормальным голосом разговаривал. Он добрый и, в общем-то, не подленький. Наш психолог говорит, что это "защита от невроза". Подскажите, какую линию поведения мне выбрать, так как мне самой надо выставить "защиту от инфаркта". С уважением, Спасибо. Ольга.


Ответ


Ольга, здравствуйте! В непростой ситуации вы оказались. К сожалению, что в общеобразовательных, что в частных школах наша пресловутая педагогическая работа одинакова и никак не предполагает связи педагогики с психологией. Учителя сами по себе, психологи в школе – тоже сами по себе. Больше всего в вашем рассказе меня как раз и «порадовал» ответ психолога. Конечно, может, она и права, зная этого парня. Однако, как я поняла, этим все и ограничилось. Моя информация будет для вас полезной в плане того, чтобы вы смогли оценить ситуацию и выбрать для себя путь общений с этим учеником.


Что можно сказать о старшеклассниках в общих чертах… Очень часто бывает такое, что в 10-11 классе молодые люди начинают вести себя как подростки, расслабляются от напряжения, которое присутствовало у них ранее, погружаются в общение со сверстниками, то есть повышается интерес к чему угодно, но только не к учебе и не работе. Что касается этого ученика. Нужно найти причину такого поведения. Он явно привлекает к себе внимание, так как в младших классах такие выходки обусловлены несформированностью волевой регуляции и недочетами в воспитании.


К 11 классу ребенок уже может контролировать себя и свое поведение, поэтому ищем причину в другом. Могла произойти так называемая диффузия идентичности –неспособность сформировать идентичность, когда он не смог выработать свои ценности, цели и идеалы, и произошел возврат на более раннюю ступень развития, которая оправдывает его поведение. Либо произошло нарушение естественной работоспособности, когда ученик не может сосредоточиться на заданиях, соответствующих его возрасту, становятся актуальными инфантильные цели и фантазии. Смотрите, и поведение его напоминает детское. Возможны причины и в семье, вот он и защищается подобным образом.


Помощь этому ученику нужна разносторонняя. Да и отношение к нему нужно изменить. Правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы. Свободная личность - это ответственная личность. Сколько в человек ответ¬ственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребёнка: ситуа¬ция «Выйди вон из класса!» Подчиняясь силе учителя, ученик выходит из такого общения менее свободным и более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: неслучайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют оправданию себя.


Партнёрские отношения с учениками избавляют учителя от необ¬ходимости оправдываться. Они строятся на двух правилах:



1) ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным,
2) свобода выбора - это готовность самому отвечать за последствия.

За нарушением дисциплины может стоять одна из четырёх целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.


Привлечение внимания - некоторые ученики выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание учителя. Они всё время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам - понимать учителя.


Власть - некоторым очень важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над классом. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают тем самым установленный в классе порядок.


Месть - за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему миру.


Избегание неудачи - некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Они мечтают, чтобы их оставили в покое. И остаются в изоляции, неприступные и ничем «непробиваемые».


Так вот, внимательно понаблюдайте за учеником и определите, что является причиной его вызывающего поведения. Так как именно с этим вам и нужно будет выбрать способ реагирования (вы наверняка знаете, чем наказания отличаются от санкций). В любом случае способ должен быть экстренным, вмешательство быстрым, верным и неминуемым. Вы же при этом должны быть уверенной и спокойной. Скорее всего, вам нужно будет найти способ повысить самооценку ученика (опять же – понаблюдайте, где у него проблема – в интеллектуальном плане, в плане общения или в плане его деятельности).


Скорее всего, вам придется пообщаться с родителями, или во всяком случае выяснить обстановку в семье. К сожалению, я не могу дать вам конкретных руководств к действию, так как у меня нет сведений, что с ним на самом деле происходит, поэтому вам нужно посоветоваться с психологом школы, пригласить его на уроки и он подберет вам оптимальные воздействия, которые дадут положительный результат. Всего вам самого доброго!


Светлана Сушинских


Комментировать »

В следующем выпуске — Дочь встречается с взрослым парнем

Нашей дочери 15 лет, нам (мне и мужу) по 33 года. Дочка начала встречаться с парнем, ему 26 лет. Мы против этих отношений, т к считаем это слишком большой разницей в возрасте. Она говорит, что этот человек ей интересен и она скучает по нему и хочет с ним встречаться. Она призналась нам, хотя знала, что мы отнесемся к этому очень отрицательно, но, говорит, что надеялась, что мы её поймем.
Читать полностью...


В избранное