Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Полезные советы родителям

  Все выпуски  

В помощь родителям: практические советы детского психолога Развивающие упражнения


Здравствуйте, уважаемы читатели!

Прошу прощения за длительный перерыв в выпусках. Обратили внимание, что вы оставляете комментарии к статьям, это приятно, спасибо.  Убедительная просьба, если вы хотите задать какой-то вопрос конкретно про свою ситуацию в семье, пишите на адрес a.kond@list.ru, а не в комментарии.

Сегодняшний и несколько последующих выпусков будут посвящены полезным упражнениям для детей разных возрастов. Упражнения эти развивают разные сферы психики ребенка. Хочется обратить внимание, что некоторые родители очень сильно стремятся развивать своего ребенка. Так сильно, что даже слишком. Могут водить его по различным развивающим центрам, кружкам, детским клубам по много часов каждый день. Развитие – это очень важно, однако есть и естественное стремление в самом ребенке, очень важно не загубить его, а вовремя увидеть и раздуть искру тяги к новому, познанию, знаниям. Не зря говорят, что ребенок будет развиваться сам, если ему не мешать. Какая-то мудрая мама на одном форуме, посвященном методикам развития детей,  написала: «Думаю – ребенок - не объект для экспериментов. Главное,  чтобы он ощущал себя счастливым, уверенным в себе и умел сосуществовать с другими людьми в будущем». Я с ней согласна!

Упражнения помогут  раздувать искорку развития в ваших детях. Главное, чтобы эти игры проходили весело и с обоюдным удовольствием!

Ранний возраст (1-3 года)

В этот период происходят важнейшие изменения в психике ребенка – формируется мышление, развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущая деятельность – предметная, то есть малышу интересно и он познает, что же делают всем этим множеством предметов вокруг. Оказывается ложкой едят, а молотком забивают гвозди! Поведение и эмоции малыша определяются ситуацией, то есть, что происходит – то он и чувствует, и ребенка легко «переключить», если он, например, плачет. Общение со взрослым очень важно – оно развивает не только познавательную сферу, но и личность.

Появляется первая самооценка, причем она как бы переносится извне, от значимых взрослых. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть и не всегда удачных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению ожидания успеха. Центральное новообразование, то есть то, что появляется новое и самое главное в этот период – появление сознания, то есть к трем годам малыш уже начинает понимать, что он – отдельное от других существо.

Основные тенденции развития: моторика, предметные действия, речь.

Развитие моторики

Очень важно для всего развития в целом. Любой малыш, ограниченный в передвижении в пространстве, отстает в развитии познавательной деятельности. Есть крупная (грубая) моторика и мелкая. Крупная – это общие движения руками, ногами, туловищем. Мелкая – более прицельные точные движения кистями и пальцами рук и ног (захват объектов, манипуляция ими, например, застегивание пуговиц, использование ручки, карандаша при письме и рисовании).

Развитие крупной моторики – фундамент, база для формирования тонких движений рук. Недостаточное развитие ее приводит к тому, что ребенок, начиная ходить в школу, из-за увеличенной нагрузки часто жалуется на боли не только в кисти, но и во всей руке.

С развитием мелкой моторики связано развитие головного мозга (внимания, мышление, координация, воображение, наблюдательность, память, речь), о чем знали еще наши предки: не зря из поколения в поколение передаются народные потешки – «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и другие пальчиковые игры.

Начинать развитие мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудничку можно массировать пальчики, кисти рук, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы, воздействуя через его восприятие прикосновений на кору головного мозга.

Игры на развитие общей моторики

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса. Общий принцип – сильное напряжение, а затем расслабление.

«Лодочка»

Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Держит, сколько может. Затем выполняется аналогичное упражнение на животе.

«Побегушки»

 (это же упражнение хорошо для выплеска излишней агрессии, при этом можно добавить и стук кулачками по полу, и звучание или рычание)

Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течении минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения ребенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами. Тут можно дать релаксационный текст, как, например, в наших предыдущих выпусках.

Упражнения для развития крупной моторики, формирования моторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

«Бревнышко»

Из положения лежа на спине (ноги вместе, рук вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

«Колобок»

Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

«Гусеница»

Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

«Ползание»

Полезно ползать на животе пи помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной). Ползание на четвереньках – вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т.д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет и поставить задачу не уронить. При этом отрабатывается плавность движений ,умение сосредоточиться, улучшается ощущение положения тела в пространстве.

«Паучок»

Многие наверняка помнят это веселое упражнение со школы. Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по 4 направлениям – вперед, назад ,вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в разных сочетаниях.

Шаг на месте

Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.

«Зоопарк»

Ребенок изображает различных животных или птиц.

Групповые игры

Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе.

«Паровоз»

Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг к другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первого, который медленно начинает движение. Его задача – вести паровоз, огибая препятствия, не сталкиваясь с другими командами (если они есть). Задача остальных – максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По вашей команде дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т.д., пока каждый не побывает первым.

Игры, развивающие координацию движений

«Все выше и выше»

С помощью взрослого ребенок поднимается по лестнице-стремянке или спортивной стенке. На верхней ступеньке висит яркая игрушка. Взрослый при этом приговаривает: «Лезет, лезет мишка, вот и влез высоко!» Взяв игрушку, ребенок должен медленно спуститься вниз. Взрослый страхует ребенка, при необходимости – помогает.

«Идем по мостику»

Можно проводить и в группе. На полу или площадке проводится линия. Ребенок идет по прямой линии сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно. Взрослый приговаривает:

Через мост перейти

Надо нам, ребята.

В дальний лес

Мы пойдем,

Там грибы-маслята.

После того как ребенок освоит это упражнение, добавляют ходьбу зигзагом (между кубиками например).

«На горку»

Взрослый сидит или стоит, а ребенка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребенка по ноге взрослого.

Групповая игра «Догонялки»

Один ребенок сидит на стуле (или на корточках), к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас доганть,

Раз, два, три, четыре, пять!

При слове «пять» все бегут, а ребенок, сидящий на стуле, встает и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.

«Пальчиковая гимнастика» - развиваем движения кисти

«Ладушки»

Ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его команде: перед собой, над головой, за спиной, в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине. Взрослый задает темп, вначале медленный, потом с ускорением.

«Игра с пальчиками»

Ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Ребенок подражает ему, а в дальнейшем самостоятельно двигает пальцами, обращаясь к мизинцу на левой руке:

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил.

А со Средним кашу ел.

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал.

Раз-два-три-четыре-пять!

На этот счет ребенок разгибает пальцы и начинает новую игру или повторяет эту. Можно спеть и такую потешку, загибая во время пения пальчики на ручке ребенка:

Ивану-большаку – дрова рубить,

Ваське-указке – воду носить,

Мишке-среднему – печку топить,

Гришке-сиротке – кашу варить,

А крошке-Тимошке – песенки петь.

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

Если упражнения вызывают у детей трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул;

Встали пальчики – «Ура»!

В детский сад идти пора!

При этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

«Пальчик о пальчик»

Можно выполнять в группе. Ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза).

Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)!

Ножками топай, топай (2 раза).

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками).

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза).

 «Кто приехал»

Можно выполнять в группе. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Кто приехал? - Быстро хлопает кончиками больших пальцев.

Мы, мы, мы! - Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.

Мама, мама, это ты? - Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да! - Хлопает кончиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты? - Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да! - Хлопает кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты? - Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да! - Хлопает кончиками безымянных пальцев.

Ах, сестричка, это ты? - Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да! - Хлопает мизинчиками.

Все мы вместе? - Хлопает кончиками больших пальцев.

Да, да, да! - Хлопает всеми пальцами.

 

Кондюрина Анастасия по материалам Истратовой О.Н.

www.psytren.ru

 

На сегодня все! Надеюсь, этот выпуск оказался полезным для Вас. Попробуйте поделать упражнения с детьми, а может Вы знаете какие-то еще хорошие и интересные упражнения? Поделитесь опытом или написав мне (я опубликую в следующем выпуске), или в комментариях к этой статье.

В следующем выпуске мы поговорим о развитии предметных действий и речи.

Вопросы по статье и пожелания Вы можете присылать на почту a.kond@list.ru.


В избранное