Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей


www.danilova.ru
Выпуск № 85 от 3 ноября 2006 года 
 Сегодня в рассылке
  • Новинки магазина
  • Новинки магазина
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
  • Знакомимся с товарами магазина
  • Рубрика "Советуем!"
  • Новости партнеров
  • Наши конкурсы!
  • Поздравляем победителей!
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Урок седьмой. Чувства родителей"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Что делать, если вы ребенку все время подсказываете?"
  • Рубрика "Обмен опытом" - вопросы из форума
  • Рубрика "Ищем ровесников!"
  • Рубрика "Ищем сторонников раннего развития в своем регионе"
  • Рубрика "Стихи для детей"
 Новости сайта
 
 Новости магазина
 Знакомимся с товарами магазина
Психосоматическая гимнастика

Психосоматическая гимнастика - 43.00 р.

В пособии представлены упражнения, направленные на формирование и коррекцию различных сторон психики ребенка. В основе данной методики - развитие способности управлять своим воображением. Главные задачи - научить ребенка справляться с жизненными трудностями, выработать положительные черты характера, изжить невротические проявления.

Перейти в магазин

 Новости наших партнеров

Новости сайта для нижегородских родителей НН-МАМА
На сайте начаты консультации православного священника, руководителя Христианского Православного Центра Детства и Родовспоможения во имя прп. Серафима Саровского.
Главная задача центра - защита материнства и детства, возрождение и укрепление семьи путем христианского просвещения людей в духе православной семейной традиции.

В Детском развивающем Монтессори-центре "Созвездие" открыт мини-детский сад, а также группа "Адаптация к детскому саду".
Теперь Вы можете оставить у нас малыша на полдня. А мы приготовили для него уникальную развивающую программу. Добро пожаловать!

Новости сайта "Мой Кроха"
Новая статья: "Массаж вашего малыша!".
Массаж - это не обычная процедура. Массируя малыша, вы без слов говорите ему о своей любви.
Массаж чрезвычайно полезен крохе: он облегчает боли в животике, успокаивает перед сном, помогает расслабиться, стимулирует мышечное и эмоциональное развитие младенца.

Здесь могут быть новости ваших сайтов

 Вопросы автору рассылки

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна).

Убедительная просьба! Не задавайте вопросы в письмах, отправляемых по почте! Писем очень много, они теряются. На форуме каждый вопрос на виду и никуда не потеряется.

Вы также можете предложить свою статью для публикации, прислав ее по адресу danilova_lena@rambler.ru

 Консультации
Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Новороссийске, Геленджике, Анапе, Краснодаре, Абинске и других городах Краснодарского края по предварительной записи.
 
 Наша рассылка

Работа рассылки: ваши предложения
Если у Вас есть какие-то вопросы или предложения по содержанию рассылки, то оставьте их здесь!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
   
 Добро пожаловать на страницы нашего портала!

Проект "Раннее развитие детей" был создан в 1999 году.
Руководитель проекта Лена Данилова (подробнее об авторе).
Портал публикует оригинальные статьи, а также подборки интересных материалов из Интернета, отрывки из книг, материалы для работы с детьми.
Чтобы не заблудиться на наших страницах, познакомьтесь с разделами портала на карте.
Ваши замечания и предложения по работе портала присылайте по почте.

 Новинки магазина



Артикуляционная гимнастика

Мышцы артикуляционного аппарата тоже нуждаются в тренировке! Цель гимнастики - подготовка органов артикуляции к правильному произнесению звуков. Упражнения сопровождаются иллюстрациями и стихотворными текстами.

Психосоматическая гимнастика

В пособии представлены упражнения, направленные на формирование и коррекцию различных сторон психики ребенка. В основе данной методики - развитие способности управлять своим воображением.

Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет

В сборник включены игры и упражнения, которые составят основу занятий, позволяющих оптимизировать детско-родительские отношения, развить у детей мелкую и крупную моторику, координацию движений, восприятие, речь и мышление, память и внимание, правильное дыхание, навыки изобразительной, игровой деятельности и произвольного поведения.

Аудиоэнциклопедия. Как жили на Руси

Новый спектакль из серии ''Аудиоэнциклопедия''! Увлекательный музыкальный спектакль расскажет, как жили на Руси наши предки. Ребята побывают на торговой площади древнерусского города, заглянут в деревенскую курную избу. Познакомятся с повседневным бытом пра-пра-прабабушек и пра-пра-прадедушек, узнают, что они готовили в русской печи, во что одевались и как трудились.

Смотрите все новинки на главной странице магазина здесь...

 Новый детский журнал



Новый детский журнал ''Читайка''

Журнал по чтению для младших школьников ''Читайка'' издается в рамках движения ''Молодая Россия читает''. Вместе со сказочными героями юные читатели детского журнала из номера в номер знакомятся с лучшими книгами, журналами, попадают в забавные ситуации, участвуют в увлекательных интеллектуальных играх. Девиз журнала: ''Книга - твоя душевная защита''.

В каждом номере детского журнала ''Читайка'' центральной темой служит какая-то одна любимая детская книга - для ее знатоков Игорь Сухин и Валерия Коростылева составляют кроссворд, а мы с главным художником Екатериной Петровой придумываем игру-ходилку. Только тот, кто внимательно прочел книгу, может добраться до финиша первым!

Доброго вам пути в сказочный мир книги!

Подписной индекс детского журнала ''Читайка'' по каталогу ''Роспечать'' - 20246. Адрес для писем Читайке: 109012 Москва, М.Черкасский пер. д.1/3, ком.437. Звонить Читайке можно по телефону (495)230-10-69.

Смотрите историю про Читайку здесь...

 Внимание! Наши конкурсы!

Заканчивается конкурс фотографий
"Что можно делать в слинге!?"

Объявлено голосование. Оно будет проходить с 30 октября по 10 ноября.
Победитель конкурса получит два приза от наших спонсоров:
Слинг «Кенгуруша» – это классический слинг с кольцами, усовершенствованный профессиональным модельером с учетом пожеланий мам, много носивших своих детей. И любую вещь из ассортимента "Маминых секретов" на выбор.
Одежда "Мамины секреты" - специальная одежда для кормящих матерей, причем не просто функциональная, но женственная и элегантная.

 

  Кенгуруша
 Поздравляем победителей!


Белошвейку с победой в творческом конкурсе- первое место!

N@t@li - второе место

Мира- третье место

Все победители конкурса получают призы от нашего спонсора -
Интернет магазина ЗНАЙКА.

  Знайка

 Рубрика: Статьи и полезные советы

Урок седьмой. Чувства родителей
Глава из книги Ю. Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"

Думаю, на протяжении всех предыдущих уроков у вас неоднократно возникали вопросы: «А как быть с нашими чувствами? Мы, родители, ведь тоже волнуемся и сердимся, устаем и обижаемся. Нам тоже бывает трудно с детьми, иногда даже мучительно… А кто нас будет слушать? Что нам-то делать с нашими собственными переживаниями?». Вопросы эти справедливы, и, конечно, они давно назрели. На этом уроке мы попытаемся на них ответить.

Для начала давайте уясним, о каких ситуациях идет речь. Скорее всего о тех, где больше переживает родитель. Иными словами, эти ситуации обратны тем, которыми мы до сих пор занимались, когда обсуждали эмоциональные проблемы ребенка.

Изобразим эмоции родителя и ребенка в виде двух «стаканов».

Когда больше переживает ребенок, его «стакан» полный; родитель же относительно спокоен, уровень в его «стакане» низкий.

И другая ситуация: наполнен эмоциями родитель, ребенок же особенно не переживает.

Вот примеры ситуаций второго типа.

1. Подходя к дому, вы встречаете собственного сына: лицо измазано, пуговица оторвана, рубашка вылезла из брюк. Прохожие оглядываются, улыбаются; вам же неприятен вид сына и немного стыдно перед соседями. Однако ребенок ничего не замечает: он прекрасно провел время, а сейчас рад встрече с вами.

2. Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Вы торопитесь на работу, сын мешает, путается под ногами, одним словом, раздражает вас.

Итак, что же делать в подобных случаях, а именно, когда родителей переполняют эмоции?

Правило 5 может показаться парадоксальным.

Правило 5

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

3. Подросток опять включил магнитофон «на полную катушку». Вам это страшно досаждает.

Правило говорит о том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни своего ребенка, который без труда «читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия.

Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

Правило 6

Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.

Вернемся к нашим примерам и попробуем, применяя правила 5 и 6, сконструировать ответы родителей.

Они могут быть такими:

1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.

2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.

3. Меня очень утомляет громкая музыка.

Заметьте, все эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «Я-сообщениями».

Кто-нибудь из родителей мог бы сказать иначе:

1. Ну что у тебя за вид!

2. Перестань тут ползать, ты мне мешаешь!

3. Ты не мог бы потише?!

В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. Их можно назвать «Ты-сообщениями».

На первый взгляд разница между «Я-» и «Ты-сообщением» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать.

Ведь каждое «Ты-сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка. Вот типичный диалог:

- Когда ты, наконец, начнешь убирать свою комнату?! (Обвинение.) — Ну, хватит, пап. В конце концов, это моя комната!
- Как ты со мной разговариваешь? (Осуждение, угроза.)
- А что я такого сказал?

«Я-сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты — сообщением».

1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже говорилось, полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может оби деться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается все наоборот: вместо мира — война.

Недавно мне довелось присутствовать при разговоре одиннадцатилетней девочки со своей мамой. Девочка была расстроена, и вспоминала, плача, все свои «обиды»:

«Ты не думай, что я не понимаю, как когда ты ко мне относишься. Я все вижу! Вот, например, сегодня, когда ты вошла и мы крутили магнитофон, вместо того, чтобы учить уроки, ты разозлилась на меня, хотя ничего не сказала. А я видела, видела это, можешь не отпираться! Я поняла это по тому, как ты посмотрела на меня, даже как повернула голову!».

Такая реакция девочки была прямым следствием скрытого недовольства ее матери. Я подумала: какими же тонкими и наблюдательными «психологами» бывают наши дети, и какой урок преподала эта девочка маме (и мне заодно), разбив холодный лед ненужного молчания и дав выход своим чувствам!

2. «Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же — делает взрослого ближе, человечнее.

Недавно я слышала, как одна мама говорила по телефону с десятилетним сыном. Мама (педагог по профессии) рассказывала ему о том, как трудное для нее занятие прошло успешно. «Ты ведь знаешь,— говорила она,— как я волновалась сегодня утром. Но все кончилось хорошо, и я очень рада! И ты рад? Спасибо!». Было приятно наблюдать такую эмоциональную близость между мамой и сыном.

3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

Приведу письмо одной мамы, которая спрашивает, правильно ли она поступила:

«Мы разошлись с мужем, когда сыну было шесть лет. Сейчас ему одиннадцать, и он стал глубоко, осознанно, но больше про себя, скучать по отцу. Как-то вырвалось у него: «С папой я пошел бы в кино, а с тобой не хочется». Однажды, когда сын прямо сказал, что ему скучно и тоскливо, я сказала ему: «Да, сынок, тебе очень грустно, и грустно, наверное, оттого, что нет у нас папы. Да и мне невесело. Был бы у тебя папа, у меня муж, было бы нам жить намного интереснее. Сына как прорвало: прислонился к моему плечу, полились тихие горькие слезы.
Всплакнула украдкой и я. Но нам обоим стало легче… Я долго думала об этом дне и где-то в глубине души понимала, что сделала правильно. Не правда ли?».

Мама интуитивно нашла правильные слова: сказала мальчику о его переживании (активное слушание), а также рассказала о своем («Я-сообщение»). И то, что обоим стало легче, что мама и сын стали ближе друг к другу, — лучшее доказательство действенности этих методов. Дети очень быстро усваивают от родителей манеру общения. Это касается и «Я-сообщения».

«С тех пор, как я стал использовать «Я-сообщения»,— пишет папа пятилетней девочки,— у дочки почти исчезли просьбы типа: «Дай мне!», «Поиграй со мной!». Чаще звучит «Мне хочется…», «Я не могу больше ждать».

Таким путем родителям гораздо легче узнавать о чувствах и потребностях ребенка.

4. И последнее: высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши желания и переживания. Приведу случай, рассказанный мамой четырехлетнего мальчика.

«Пришли мы с сыном в аптеку. Он захотел витамины, я ему купила.
Потом он увидел другие, стал и их просить. Я сказала: «Сережа, давай договоримся: когда эти витамины кончатся, я куплю другие». Но он начал ныть, а потом — толкать меня и кричать, причем так, чтобы слышали окружающие. Мне было очень неприятно и стыдно. Я уже не замечала вокруг никого не знала, как выйти из положения. И тогда я громко сказала:
- Мне ужасно стыдно из-за такой сцены!
И вдруг Сережа оглянулся, посмотрел по сторонам на всех, потом прижался ко мне, обнял за ноги и говорит:
- Мам, пойдем! Как хочешь! Вот сколько скажешь съесть витаминок, столько я и съем. Скажешь одну — съем одну, скажешь две — съем две.
Так мы и пошли домой. Он все время заглядывал мне в глаза и повторял, сколько он съест витаминок».

Научиться посылать «Я-сообщения» непросто, так же, как и активно слушать ребенка. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок.

Одна из них состоит в том, что иногда, начав с «Я-сообщения», родители заканчивают фразу «Ты-сообщением».

Например: «Мне не нравится, что ты такая неряха!» или «Меня раздражает это твое хныканье!».

Избежать этой ошибки можно, если использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова. Например:

- Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками.'

- Меня раздражает, когда дети хнычут.

Следующая ошибка вызвана боязнью выразить чувство истинной силы.

Например, если вы приходите в ужас при виде сына, который бьет по голове кубиком своего младшего братишку, то в вашем восклицании следует выразить силу этого чувства. Фраза «Мне не нравится, когда мальчики так делают»,— здесь никак не подходит, ребенок почувствует фальшь.

БОКС 7-1

ПРОУЧИТЬ РАЗ И НАВСЕГДА

Эта история — дословный рассказ матери о родительском гневе.

«Это было давно, моему сыну тогда было лет шесть. Я, помню, болела, лежала в кровати, а он попросился погулять. Вообще наш двор не очень опасный, к тому же у нас с ним было твердо условлено: гулять только в районе детских площадок (у нас их две, с каждой стороны дома).

Мы договорились, что он вернется во столько-то, спросив время у прохожих. Назначенный час прошел, затем еще час, и еще около часа. Я начала ужасно волноваться, наконец, вскочила с кровати и бросилась его искать. Обегала все площадки, другие возможные и невозможные места — его нигде не было. Забегала домой: не пришел ли, снова бежала искать.

Главное, что такое случилось в первый раз, он в общем-то мальчик был послушный.

Когда он, наконец, нашелся, я была «на пределе» и решила его проучить «раз и навсегда». Придя с ним домой, я зловещим голосом (у меня внутри все дрожало) сказала: «То, что ты сделал, ни в какие рамки не лезет, и я должна тебя наказать! Выбирай: или я тебя выдеру ремнем,— или неделю не буду читать книжку на ночь!» Сын задумался, спрашивает:

«А если ремень, то книжечка будет?» «Будет»,— мрачно говорю я. «Тогда лучше ремень!» — сказал он.

Я ему велела спустить штаны, нашла в шкафу ремень. «Как мне встать?»— спрашивает он. Тут мне как-то стало не по себе (а началось неловкое чувство, когда он с серьезным и задумчивым видом выбрал книжку). Но мысль о том, что надо доводить наказание до конца, заставила меня хлестнуть его ремнем несколько раз. Сразу после этого мне стало очень стыдно. Было чувство, что я унизила маленького человека, который, кстати, в этой истории держался более достойно, чем я со своим «гневом». Да и был ли гнев? Сначала — смертельное волнение, а потом, когда он нашелся, все отлегло и возникло соображение «надо наказать!». Если бы я ему сразу рассказала, как волновалась, думаю, он понял бы все не хуже, и не было бы этого оскорбительного, дурацкого случая. Я уж больше никогда его не била, а когда узнала о «Я-сообщении», то поняла, как выходить из подобных положений».

Приведу еще один реальный пример.

Мама пятнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время отдалилась от нее. Отчуждение очень мучило маму. Но она не знала, как заговорить с дочкой об этом. Наконец она решилась сказать то, что чувствует. Она призналась, что «совсем потеряла покой» и «не может больше так жить». Эти слова послужили началом очень важного для обеих разговора. Сдержанное «Мне не нравятся наши отношения» в этом случае было бы далеко от истины и могло бы только испортить дело.

До сих пор мы говорили о том, что делать, когда отрицательные чувства у нас уже возникли. Но можно подумать о другом: как уменьшить саму возможность появления таких чувств. Это похоже на лечение простуды и на ее профилактику. Когда вы уже заболели, приходится принимать лекарства, но можно заранее принять меры предосторожности: одеваться потеплее, закаляться и т.д. Итак, поговорим о профилактике эмоциональных проблем.

Один путь довольно ясен, хотя мы, родители, часто о нем забываем.

Запишем его в виде Правила 7.

Правило 7

Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

К примеру, полуторагодовалый малыш очень интересуется розеткой. Вы беспокоитесь, как бы он не сунул в нее пальцы. Уговоры и запреты не помогают, ссоры с ребенком тем более. Проблема исчезнет, если вы загородите розетку какой-нибудь мебелью или купите специальную пробку.

Вы, конечно, легко найдете другие примеры того, как в повседневной жизни оградить себя и своего ребенка от излишних напряжений. Некоторые родители ставят временные заграждения на окна, убирают повыше все бьющееся, выносят из комнаты дорогую мебель, чтобы ребенок мог свободно двигаться, наклеивают в его комнате дешевые обои обратной стороной, чтобы он мог на них рисовать.

Меня поразило своей гениальной простотой одно правило, принятое в американских школах: все письменные работы, включая арифметику, ребята начальных и средних классов делают карандашом, к верхнему концу которого прикреплен ластик. Ластиком они могут пользоваться сколько угодно. Увидев это, я подумала: сколько слез, разочарований и конфликтов помогает избежать эта простая идея!

Привожу здесь этот пример, во-первых, потому, что он хорошо иллюстрирует наше Правило: измените условия, и проблемы исчезнут. Во-вторых, надеюсь, наши учителя попробуют использовать карандаш с ластиком. Уверяю вас, дети от этого не пишут хуже или небрежнее. Наоборот, они более внимательны к ошибкам, так как их легко исправить.

Перейдем к Правилу 8.

Правило 8

Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Как видите, это Правило похоже на предыдущее. Идея такова: бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше изменить что-то вне его, в данном случае — свои ожидания.

Давайте и здесь обратимся к примерам.

Мама отправляет четырехлетнего мальчика за молоком. Надо пройти несколько домов, деревенская улица неровная, под горку. Бидон велик для мальчика, достает почти до земли. Но мама, воспитывая в нем «взрослость» и ответственность, строго предупреждает. «Смотри, не пролей!». Мальчик возвращается в унынии, волоча по земле почти пустой бидон. Мама в ярости.

Другой пример.

Двенадцатилетнему подростку родители поручают сидеть с пятилетними близнецами: «И чтобы был мир и порядок!» — наказывают они. Возвратившись из гостей, находят в доме кавардак, завал грязной посуды; близнецы передрались, старший зол на всех и вся. Родители очень разочарованы.

Недавно мне пришлось наблюдать такую сцену.

Мама с двумя спутниками и пятилетним сыном стояла в очереди на улице перед кафе. Стоять пришлось долго, около получаса. Мальчик изнывал от скуки, потом начал крутиться, бегать с другим таким же ребенком, залезать на тумбы… Мама то и дело отрываясь от оживленного разговора, делала ребенку замечания, стараясь «пригвоздить» его к месту рядом с собой. А чтобы лучше его обездвижить, дала ему держать довольно большую сумку. Но все было напрасно. Наконец, очень рассердившись, она прочла сыну длинную нотацию.
Спас положение человек из очереди, который стал играть с мальчиком. Было так интересно, что и мама бросила разговор, с улыбкой наблюдая за игрой.

Ошибка этой мамы в том, что она требовала невозможного для пятилетнего мальчика: долго стоять столбом на одном месте. В результате у нее и появилась «проблема».

У всех родителей есть ожидания относительно того, что уже может или уже должен делать их ребенок и что он делать не должен. В приведенных примерах ожидания были несколько завышены, а результатом стали отрицательные переживания родителей.

Сказанное не означает, что мы не должны «поднимать планку» для ребенка, то есть воспитывать в нем практический ум, ответственность, послушание. Напротив, это необходимо делать в любом возрасте. Только эту планку не следует ставить слишком высоко. А главное — стоит последить за своими реакциями. Знание того, что ребенок осваивает новую высоту, и осечки неизбежны, может значительно прибавить вам терпимости и позволит спокойнее относиться к его неудачам.

Мы подошли к последнему правилу в этом уроке. Правило 9, пожалуй, самое сложное, хотя записать его можно очень коротко:

Правило 9

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

О чем здесь идет речь? Раньше мы говорили о том, как важно передавать детям заботу об их повседневных делах (Правила 4 и 5). Теперь речь идет о переживаниях ребенка и о наших чрезмерных волнениях по поводу детей.

Не приходилось ли вам слышать такие слова от детей (чаще от подростков и старше) в адрес родителей: «Перестань плакать (нервничать, паниковать), этим ты мне только мешаешь!»?

За такими словами стоит потребность детей отделяться от родителей и в эмоциональном смысле: учиться быть самостоятельными перед лицом напряженных, а то и опасных ситуаций. Конечно, они при этом могут нуждаться в нашем участии, но участии деликатном, ненавязчивом.

А что делать с нашими собственными переживаниями? Ведь рано или поздно приходится идти на риск: впервые отпустить сына одного через улицу, разрешить взрослеющей дочери встретить Новый год в компании сверстников. Наше беспокойство оправдано, и мы, конечно, должны принять все зависящие от нас меры предосторожности. Но как при этом разговаривать с ребенком? Уверена, что «Я-сообщение» здесь незаменимо.

Расскажу один случай.

Пятнадцатилетний подросток собирается в горный поход с друзьями.

Родители очень тревожатся: поход предстоит серьезный, со снежными перевалами, переходами через горные реки. И мальчик не будет у них на глазах! Мама, хотя и знакомая с правильными методами общения, не удержалась: «Очень тебя прошу, будь осторожен! («Ты-сообщение»)». Тот взволнованно отреагировал: «Ну, мам, как ты не понимаешь! Ты делаешь мне этими словами только хуже. Да я сам все знаю. Не хочу тебя слушать!». «Прости, я сказала плохо,— спохватилась мама,— просто знай, что я буду очень беспокоиться («Я-сообщение»)».
Потом сын рассказал, что в горах он оказался перед выбором: переходить через ледяную трещину по ненадежному снежному мостику или пойти в обход. «Я вспомнил, как ты сказала, что будешь очень беспокоиться, и выбрал второе».

Когда ребенок стоит перед реальным испытанием ему легче сделать выбор, если он знает о нашей любви, о нашем беспокойстве. «Я-сообщение» не даст ему повода сделать «назло», по-своему, совершить поспешный, необдуманный поступок.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое.

Выберите из ответов родителей тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению». (Ответы вы найдете в конце этого урока).

Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас»,— и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:

1. Да сколько же раз тебе надо говорить!

2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.

3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 2. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:

1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.

2. Не мешай разговаривать.

3. Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю?

Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова:

1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!

2. Уберите за собой посуду.

3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.

Задание второе.

Хочу напомнить, что используя «Я-сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете, и именно такой интенсивности. Оказывается, это не так просто: мы привыкли думать о словах, которые надо сказать ребенку, а не о наших чувствах, которые порой загоняем внутрь. В этом задании вам предлагается больше послушать себя. Сначала не думайте, что ответить ребенку, а попытайтесь дать себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом из приводимых ниже случаев. Заполните сначала только столбец II.

Первый пример — образец.

I. Ситуация

II. Ваше чувство

III. «Я-сообщение»

1 Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.

2.Сын-первокурсник ходит в институт в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки.

3.Ваша зрослеющая дочка влюбилась в «шалопая».

4.Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

5.Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.

б. Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.

7. С работы должен прийти муж, вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается.

Расстроилась, рассердилась

 

Задание третье.

А теперь, имея в виду то чувство (или чувства), которые вы записали против каждой ситуации, напишите в столбце III ваше «Я-сообщение».

Например, в первой ситуации вашей фразой могло бы быть: «Меня сердит, когда дети не слушают, что им говорят!» Напомню, что слово «дети» здесь позволяет избежать выпада «ты».

Задание четвертое.

Вы, наверное, уже догадываетесь, что в качестве еще одного задания я предложу вам использовать «Я-сообщения» в разговорах с вашим ребенком. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом. Напоминаю: сначала определите, у кого сейчас проблема; действительно ли она у вас? Вас переполнило чувство? Тогда назовите его самому себе. Теперь скажите о нем ребенку.

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ.

ВОПРОС: А если «Я-сообщение» не действует? Вчера, например, сын собрался гулять поздно вечером, я ему говорю: «Я беспокоюсь, что слишком поздно»,— а он все равно ушел.

ОТВЕТ: Вопрос этот аналогичен тому, что мы разбирали на одном из предыдущих уроков (см. «Вопросы родителей», урок 5). Ответ будет такой же: не надо думать, что «Я-сообщение» и другие методы, которые мы осваиваем,— это новые способы быстро добиваться практического результата. Например, заставить ребенка выучить уроки, надеть шарф или отказаться от похода в кино. Назначение их совсем другое: установить контакт с ребенком, улучшить взаимопонимание с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности. Как видите, цели более далекие и гораздо более общие.

Конечно, бывает, что после одной вашей фразы ребенок делает то, что вы хотите. Ценно, однако, не это, а то, что он принял решение сам.

Чаще же приходится ждать, пока отношения наладятся. Ребенок должен еще поверить, что ваш стиль общения меняется к лучшему. А пока что ваша правильная фраза будет лишь кирпичиком в новом здании — кирпичиком, пока не очень видным. Но как иначе построить здание, как не из множества небольших кирпичиков?

ВОПРОС: Дочь обидели в школе. Она пришла вся в слезах, и я очень переживаю. Как быть?

ОТВЕТ: Важно понять, чье переживание в данный момент сильнее. Конечно, любая неудача или беда ребенка вызывает у нас ответное чувство.

Если оно очень сильно, можно использовать «Я-сообщение», причем доверить его себе самому, чтобы не усугублять проблем девочки, другому'взрослому, наконец бумаге. А затем, так как главная проблема; у обиженной дочки, ее стоит активно послушать. В этом и выразится ваше сочувствие ей.

ВОПРОС: Как посылать «Я-сообщение», если я очень сердита или разгневана на ребенка?

ОТВЕТ: Психологи считают, что гнев чаще всего — вторичное чувство. Он возникает на почве какого-то другого, первичного переживания.

Поэтому, если вам захотелось бросить ребенку гневную фразу, подождите и постарайтесь дать себе отчет в исходном чувстве.

Например, ребенок вам сильно нагрубил. Первой вашей реакцией может быть обида...

Вы услышали о нем на родительском собрании много нелестных слов и испытали горечь, разочарование, может быть, даже стыд.

Ребенок возвращается с опозданием на три часа, заставив вас ужасно переволноваться. Первое чувство — радость и облегчение! Лучше всего выразить именно эти первые чувства:

- Мне больно и обидно.

- Я очень огорчен тем, что услышал.

- Слава богу! Ты цел! Я так волновалась!

Вы скоро обнаружите, что в таких случаях для «грома и молний» места уже не остается.

ВОПРОС: У нас часто бывает так: на мои слова «Я волнуюсь» сын отвечает: «А ты не переживай, я же спокоен». В последнее время стал говорить (наслышался где-то!): «Твое волнение — это твоя проблема!» Как быть?».

ОТВЕТ: Если сын так отвечает, это верный признак того, что вы зашли в его «территориальные воды», вторглись в проблемы, которые он хочет решать сам. Лучше всего в таких случаях задать себе вопрос: «Касается ли меня лично то, что он делает?». И если вас лично это не касается, передайте ему право беспокоиться о себе самому. Все равно ваши волнения ему не помогут, а скорее помешают.

ОТВЕТЫ К ПЕРВОМУ ЗАДАНИЮ

Ситуация 1.
«Я-сообщением» будет фраза 2.

В реплике 1 — типичное «Ты-сообщение», фраза 3 начинается как «Я-сообщение», а затем переходит в «Ты-сообщение».

Ситуация 2.
«Я-сообщение» — фраза 1, обе остальные — «Ты-сообщение». Хотя во второй фразе «ты» отсутствует, но оно подразумевается (читается «между строк»).

Ситуация 3.
«Я-сообщение» — фраза 3.

Читать дальше здесь
Скачать можно здесь

 
 Рубрика: Статьи и полезные советы

Что делать, если вы ребенку все время подсказываете?
Марина Никонова.
По материалам газеты 1 Сентября

И хотя эту привычку мы приобрели, помогая детям делать домашние задания, речь не об учебе. А о том, что, вечно спеша и опаздывая, мы не умеем дождаться реакции или поступка ребенка и постоянно навязываем ему знакомые нам модели поведения.

Самостоятельный ребенок от самостоятельного взрослого тем отличается, что очень неудобен в быту. Вместо того чтобы быстро съесть остывающую кашу, захочет омлет, не станет надевать, опаздывая, сапоги, сядет зашнуровывать ботинки. И будет долго дорисовывать розовый закат, когда давно пора спать.

С несамостоятельными, конечно же, легче. Но упаси вас Бог соблазниться этой легкостью.

Все дети поначалу упрямятся, но потом очень быстро привыкают к тому, что мама все подскажет, и перестают действовать и думать сами - сядут и ждут.

Если вы все время будете стоять у них за плечом и подсказывать, как следует поступать или строить отношения, то они по большому счету никогда не станут творцами своей судьбы.

Капризный ребенок в этом смысле самостоятельнее послушного: он точно знает, чего хочет. А нам остается только научиться угадывать его истинные желания за тем, что кажется причудой, сумасбродством, истерикой.

Правильно воспитывать детей нам чаще всего мешает то, что мы их стыдимся. Нам неловко, когда они именно на людях неаккуратны, невежливы, дерзки. Нас слишком часто волнует внешнее приличие, и нам недосуг выяснять внутренние причины очевидного неблагополучия.

 Рубрика: Делимся опытом

Обмен почтовыми открытками с видами Вашего города по почте!
Пишет Irish:
У С.Лупан есть предложение попросить знакомых присылать Вашему ребенку открытки из тех мест, где они путешествуют.

Предлагаю устроить обмен открытками! Каждый меняющийся покупает набор открыток и рассылает другим меняющимся. Я бы прибавила фото ребенка рядом с этим местом (памятником), заодно есть повод объехать места, которые видели на открытках.

Можно на карте будет отмечать места, откуда получено письмо и т.п.

Тем более, что многие дети знакомы и по летней школе и заочно по дневничкам.

Отвечает босоножка:
Может быть кому нибудь Беларусь Полоцк?

Отвечает егорушка:
Не откажусь!

Отвечает Liudmila:
Я бы тоже поучаствовала.

Кому Саратов?

Астрономия для детей
Пишет Сладкоежка:

Я "заболела" астрономией классе в 4 и на всю жизнь. Очень хотела, чтобы она стала моей профессией, но жизнь сложилась так, что это стало невозможным. Поэтому понятно, что очень хочется детей заинтересовать, но тут я всегда встречалась с очень большими трудностями - детям не ИНТЕРЕСНО. И что с эти делать? Может у кого есть идеи? Поделитесь.
Скачала однажды презентацию по планетам. Последнее время картинки вообще перестали пользоваться спросом, но вот смотреть на компьютере - что угодно и сколь угодно долго. Вот мне и пришла мысль сделать презентацию, вернее переделать готовую, но расширить и сделать более интересной. Ее можно смотреть как бы в несколько этапов, вначале просто планеты, потом можно как бы опуститься на планету, потом можно посмотреть спутники и дальше так же можно опуститься на спутники. Конечно, не на все.
Пока делала, пришла другая мысль, сделать презентацию о космосе, его исследовании, далеком космосе, но как бы сделать это ввиде игры, а не просто как набор картинок.
Первую презентацию могу дать всем желающим, только ее надо куда-то поместить. А вторую, может у кого есть еще идеи.

Отвечает Аня-Коша:
Елена Анатольевна, как игру - это можно
надо только продумать идею, как должно быть, и можем ли мы это реализовать простыми средствами
а вот содержание - это очень серьезно. Поясню - я не знаю, что имеет смысл рассказывать, а главное как, как это связать и т.п. дело в том, что для ребенка все цифры не имеют смысла, они по сути описываются одним словом - много. А стоит ли говорить, что на Венере горячо, а на астероидах холодно? Наверное да. Тогда надо хорошенько продумать как и о чем говорить. Давайте думать вместе.
например так - старт космического корабля- можно посмотреть вид Земли из космоса, что-нить про невесомость, и выбрать куда летим - к какой планете
потом о времени полета - мол несколько лет, когда ты пойдешь в школу или нечто подобное
прилетаем на планету - там ее картинки, какие-то описания, может - история открытия или откуда такое название, спутники - все кнопками - что бы можно было просмотреть
все?

Отвечает Сладкоежка:
Аня, это получается сложно, но думаю, Вам по силам. Я думала что-нибудь проще. Для общего сведения. Цифры нужны, я думаю, но в минимальном виде. К примеру, за сколько лет обращается какая планета. Но их должно быть минимум, иначе они (дети) так быстро отключаются. Конечно, если с ребенком заниматься с рождения - другое дело, но у меня чаще совершенно не приспособленные что-то узнавать, приходится так изворачиваться, чтобы было интересно.
Но с кораблем это интересно, попробую что-нибудь сделать в очень простом виде, может получится.
Я про планеты не озвучивала, но Мишка (муж) сказал, что надо бы что-нибудь добавить, к примеру тихую музыку и очень краткую информацию, этим тоже попробую заняться.

Отвечает FeElena:
Вот здорово! А я Олюньке на днях рассказывала, что у космонавтов еда специальная, что вода в условиях невесомости шариками от тебя улетает... Ей смешно стало, я обещала даже фотки в инете поискать, но пока руки не дошли. Еще ей нравятся рассказы про притяжение - на Луне ходить легче, подпрыгнешь и получится высоко-высоко, на больших планетах наоборот весишь, как слон и еле ползаешь.

Отвечает Аня-Коша:
вот - смотрите - жду замечаний и предложений
http://1sunduk.at.tut.by/kosmos.rar

Отвечает Сладкоежка:
Аня - Коша, Я очень удивилась оперативности. Мне очень понравилась идея разделить корабли. А еще понравилось качество картинок. Попробую все же сделать так, как мне видится, но время, все нет времени. Вот сейчас бы дело делать, а я тут сижу, себя корю, да так интересно, кто что новенькое написла.
Я наверно ориентируюсь больше на детей, которые только учатся читать, поэтому когда большой текст, они пугаются. Может сделать крупный текст покороче, а основную информацию или озвучить или мелко для взрослого написать, т.е. получается что надо много презентаций для разного уровня по чтению, для разного возраста. И чтобы информация расширялась по спирали. Если их штук 5 с увеличением текста и информации, то так точно что-то в головах останется. Вот опять идеи, их надо как-то реализовывать.

Отвечает Аня-Коша:
Елена Анатольевна, я делала в рассчете на то, что взрослый читает, или это уже ребенок умеющий читать - может 1-2 класс, если раньше это не узнал. Озвучивать не хочу - во- превых это очень много места, во-вторых, это задает темп просмотра
что касается объема - так мы уже начали - читаю, допустим, только одну фразу, и сразу дальше. За раз несколько планет просмотрели и все. Вы обратили внимание, что выбирать планеты можно нажимая на их картинку, а не только на название - Славе очень нравится выбирать.
Сатурн, Юпитер и Венеру ребенок уже запомнил. Особенно ему нравится про кратрер Бабы Яги. а картинки - так это фото с Насса сайтов и т.п - профессиональные.
про скорость - так мне же просто, как ни как по образованию и учитель астрономии тоже. Другое дело, что не преподаю.

Отвечает Сладкоежка:
Аня - Коша, для детей, с которыми мамы занимаются, подходит замечательно. Это у меня такие запущенные. Приходят к школе, даже букв не знают, вот я больше на таких и ориентируюсь.
В разрезе согласна, что не надо. Они, маленькие, не понимают, как это. Такая каша в голове. Да даже те, с которыми занимаешься, потом на вопрос "Можно ли ходить по Луне?" дружно отвечают, что нет. И все картинки - не указ. Они же нормальные, умные, Луна на небе, не верху и ее они часто видят, она маленькая. Про круглую землю тоже очень интересные представления. Она круглая, с этим не спорят, но скорее как блин, хотя говорить могут, что как шар. Как только начинаешь задавать разные каверзные вопросы, вот тут то и выясняется, что такой сумбур из правильных слов и достаточно странных представлений. Поэтому я и писала о нескольких этапах. Вначале самые общие представления, потом более расширенные и т.д. для тех, кому это интересно. А сколько мам, которые задают такие наивные детские вопросы, что только диву даешься, где и когда они живут.
А вот если никакого представления нет, то свято место пусто не бывает. Смотрят мультики, что-то додумывают сами, в итоге такое получается, что даже трудно представить.

Отвечает Северянка:
Девочки, у меня вопрос такой: кто нибудь читал книгу " Е. Левитан. Малышам о звездах и планетах. " или другие его книги «Алька в Солнечном королевстве»,«Как Алька с друзьями планеты считал» и т.д. На какой возраст они расчитаны и что вы думаете о них?

Присоединиться к дискуссии можно здесь

Знакомим малыша с народными промыслами
Пишет Лена Данилова:
Народные промыслы - это кладезь! Дети любят яркие фигурки и картинки!
Вот где можно научить ребенка отличать стили!
Не нужно показывать ребенку много Дымки или Хохломы.
Лучше МНОГО картинок с разными промыслами вперемешку! Это важно!
И не стоит называть фигурки и картинки их названиями «Мальчик с гусем» или «Ваза Вдохновение». Это ЛИШНЯЯ для ребенка информация!

Надо называть название промысла ДЫМКА, ФИЛИМОНОВО, БОГОРОДСКОЕ.
Можно добавлять описание промысла:
ДЫМКА глиняная игрушка
ФИЛИМОНОВО глиняная игрушка
ХОХЛОМА расписная деревянная посуда
БОГОРОДСКОЕ резная деревянная скульптура
ЖОСТОВО расписной поднос

Эта информация более принципиальная.
Чуть позже покажу свои альбомы на эту тему.

Отвечает Катюша:
Лена Данилова, у нас есть такое лото, называется "Народные промыслы", там все это есть-и ХОХЛОМА, и ЖОСТОВО, и ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА...
А еще, наверное, интересно в музее это посмотреть. Мы не были пока...

Отвечает маринушка:
А еще интересно показывать кукол в национальных костюмах. таких кукол можно скопировать на сайте www.galinadolls.com
Нам с Сашкой нравится рассматривать мелкие детали костюмов этих кукол.

Отвечает Мария Дм:
Где бы подходящие картинки или книги найти?

Отвечает Алёна:
http://www.prosv.ru/book.aspx?ob_no=209&d_no=5443&ltype=535&subject=528
здесь в наборе 31 карточка формата А4
или вот ещё:
http://www.msbook.ru/catalog.php серия "Искусство-детям"
http://www.msbook.ru/catalog.php?name=Мир%20в%20картинках серия "Мир в картинках"

Отвечает Надя Малиновская:
Продублирую свое же сообщение: мы нашли восхитительные раскраски изд-ва "Страна фантазий" (ИП Вохринцева С.В. г. Екатеринбург): овощи, фрукты, народные промыслы (гжель, жостовская роспись, хохлома, дымка, городецкая игрушка...), костюмы, перелетные птицы, домашние птицы (причем самка и самец изображены и подписаны отдельно, если они различаются по внешнему виду!), животные Африки, Севера и многие другие. Причем в них изображения очень высокого качества, на развороте помещен цветной и черно-белый варианты. Мы их пока не красим, а используем как тематические альбомы. А еще Анисья их размалевывает маркером по мультифорке( спасибо, Лена Данилова!). Очень интересно!

Отвечает Galka:
Я купила замечательные рабочие тетради под названием "Мои первые аппликации" для знакомства самых-самых маленьких с народными промыслами. Каждому промыслу отводится отдельный альбом. На картоне изображены контуры, в которые следует вклеить элементы рисунка по образцу.

маринушка, Мария Дм, Алёна, огромное спасибо за полезные ссылки!

Лена Данилова, очень интересно увидеть альбомы.

Отдавать в сад или нет?
Пишет Marie:
Так все-таки, отдавать ребенка в сад или нет? Где ребенок развивается лучше? Если отдавать, то с какого возраста предпочтительнее?

Пишет Лена Данилова:
Эта тема уже обсуждалась в теме "Как мой ребенок пошел в ясли". И довольно бурно обсуждалась!
Это здесь:
http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=22
Могу еще раз кратко высказаться...
Я считаю, что если есть возможность не отдавать, то ребенку лучше дома. И спокойнее, и меньше шансов заболеть. И развить его можно как хочешь, а не как тётя методист считает нужным.
А кроме этого, можно ходить в музеи, на выставки, на прогулки, в зоопарк и другие интересные места в будние дни, когда там поменьше народу.
А в качестве адаптации к коллективу можно использовать кружки и секции, музыкальную школу или еще что-то.
Там же ребенок учится слушать учителя (педагога).

Отвечают Владимир и Елена:
Если отдавать, то как можно позже. Наши ходили после 4-х лет.

Отвечает Helene:
Конечно же, я - за детский сад! Нашей, например, очень не хватает общения сверстников. В детский сад идем в августе, то есть в 2 года 3 мес.

Отвечает Zozole:
Согласна, ребёнку необходимо общение. Но как защитить его от болезней и нежелательного влияния людей, отвечающих за моего малыша, пока я на работе??? Я сама педагог, а вот столкнулась с необходимостью выхода на работу и отправлением сына в сад, и испугалась... Знаю, что творится в садах, и не знаю, как поступить!!!

Отвечает Сладкоежка:
Общение, но не столько же часов в день. Даже рабочий день взрослого человека может быть меньше, чем то время, что ребенок находится в детском саду. Ребенку до 4 лет общения в течении 2 часов хватает выше крыши. А если вспомнить о Пиаже? Дети до определенного возраста не общаются в нашем понимании. Интерес к другим детям можно принять за желание общаться. Дети играют рядом, но не вместе. Они практически не слышат то, что говорят другие дети. По некоторым исследованиям дети общаются с воспитателем не более 5 мин. Но ребенку совершенно необходимо для полноценного развития достаточно длительное общение со взрослым человеком. Да и то, что около 60% воспитателей не имеют дошкольного образования и само образование мягко говоря оставляет желать лучшего. Та дисциплина, граничащая просто с подавлением личности, может и полезна кому-то, но формирование всех под одну гребенку.
Этакий гимн против садиков. Я за центры или садики, где работают настоящие специалисты и ребенок находится не более 4 часов.
Есть еще исследования, показывающие, что если маленького ребенк оставить более 3 часов, то у него развивается чувство брошенности, а с логикой у ребенка еще плоховато и 3 часа для него целая жизнь.
Получается, что садик, это необходимое зло, которое, если можно, надо избегать или хотя бы сократить пребывание в нем.

Отвечает Artemis:
Я думаю, что отдавать нужно обязательно! Особенно если ребенок в семье единственный. НО!!! Отдавать нужно грамотно. Во первых нужно очень хорошо представлять себе куда вы отдаете ребенка, кому и зачем. В детский сад со слезами - это совсем не дело. Слишком рано (а 2 года для большинства - это слишком рано) отдавать нельзя, слишком поздно - тоже тяжело будет приспособится к режиму, к требованиям воспитателей. А если ребенок сам туда рвется, если у него хорошие понимающие воспитатели (например не будут заставлять спать днем, если не хочет), если у него там друзья и первая любовь - то ребенок только выиграет. Потому что не все можно организовать дома (еще раз подчеркну, особенно если ребенок один), да и в детских студиях, кружках и секциях дети между собой почти не разговаривают - они общаются со взрослым главным образом.

Но при этом нужно еще понимать что вы хотите от детского сада? Хорошего развития там скорее всего не будет, особого индивидуального подхода - вообщем тоже маловато. Хотя есть и исключения. Например садики, работающие по программе ТРИЗ. Вечером после садика тоже особых занятий не получится - ребенок будет уже уставший и мало что способный воспринимать адекватно. Реально для занятий останутся только выходный дни.

Мы ходили в игровые группы 2-3 раза в неделю с возраста около 3 лет на 3 часа. Толку от них не было никого, но ребенок шел туда очень охотно и весело. В 4 с хвостиком почти месяц отходил в стандартный детский сад (с манной кашей и дневным сном), сначала ходил очень охотно, интересно ему было (но там и группа была очень хорошая, и воспитатель - супер). Недели через 3 запросился домой назад. Я забрала.

Отвечает МаринаСурнина:
Я за детский сад. Мне кажется оптимальным является возраст около 2-х лет. Арина пошла в 1,11, Арсеня 2,2, при этом они хотели в детский сад. Арсений даже научился самостоятельно ходить на горшок (до этого было проблематично). Но из правил всегда бывают исключения. Все зависит от ребенка. По опыту (учитель-логопед в д/с) в этом возрасте дети и привыкают легче и идут с большим удовольствием (при предварительной подготовке мамой), можно сходить в д/с, познакомиться с детками, воспитателями, т.е заинтересовать малыша. Обязательно возникнет период напряжения, когда малыш не захочет идти в д/с, в этот момент важно повести себя правильно (смортря в чем проблема), м.б даже сделать небольшой перерыв, уже в этом возрасте можно все обсудить с ребенком. Действительно ребенку вначале тяжело находится весь день, но продолжительность дает и свои плюсы в будущем, в отличии от 3-4 часового пребывания когда идут различные занятия и у детей мало времени для общения др. с др., в обычном д/с детки больше играют самостоятельно плюс не навязчивое участие воспитателя и к трем годам могут развивать небольшой сюжет с участием 3-4 человек.
Важные моменты: особенности ребенка; мамин настрой, запросы; подготовка-желание идти; выбор д/с, воспитателя.

Отвечает Tatiana:
Вопрос ко всем мамам, у кого детки ходят в сад: хватает ли времени вечером хоть на какие-то занятия, успеваете ли Вы пообщаться с ребенком? Собираюсь все-таки своих старших отдать с осени, но этот вопрос меня мучает.

Отвечает Аня-Коша:
Tatiana, тут вопрос надо постваить иначе:
1) вечер - это когда? ведь забирать Вы будете в какое-то определенное время. Мы сначала забирали в 16, потом в 17 (приходили в 16, но около часа еще играли в саду), а теперь к 18 приближаемся по тем же причинам
2) хватает времени у кого? у мамы, готовящей ужин, убирающей и т.п. Так это впрос Вашей организованности, и распределения обязанностей дома. У нас, например. папа часто готовит ужин, или мы ходим ужинать куда-то - т.е. я не трачу на это время
3) хватает времени (а точнее сил) у ребенка? все зависит от того, когда Вы его забрали, чем занимались в саду и т.п. Очень часто получается, например у нас, что ребенок после сада хочет подвигаться (побегать, повисеть и т.п. ) а не посидеть и поиграть во что-то. Пытаемся комбинировать, особенно зимой - темнеет рано - гулять после сада совсем не хочется. А сейчас, так допоздна на улице. Развиваемся там.
4) пообщаться - это что конкретно? Поговорить о жизни, о том, как прошел день - можно по дороге из сада, особенно если она дальняя. просто сесть и поговорить - см. п. про время мамы. Многое удается перед сном - и поговорить и почитать и просто полежать обнявшись. Да, мы здорово болтаем по утрам, когда идем в сад.

Читать дальше тут

Сложные вопросы и ответы. Для маленьких почемучек и их мам
Пишет Аня-Коша:
Дети задают вопросы. И мы не всегда знаем что и как ответить, а тем более не всегда в голову приходит, как продемонстрировать, проиллюстрировать ответ.
Предлагаю в этой теме обсуждать эти моменты.

Почему Луна желтого цвета?
А какого цвета Солнце - желтого. На Луну светит Солнце, поэтому и ее мы видим желтой.
Эксперимент:
темная комната, лист белой бумаги (можно кружок, шарик - имитация Луны). Светим на белую поверхность белым (обычным фанариком) и чем-то еще, мы светили лазерной указкой, и фонариком который заклеили цветной (зеленой)прозрачной пленкой. Круг бумаги будет такого же цвета, как и свет, которым освещаем.

а почему звезды белые?
а звезды не все белые. Солнце - тоже звезда и оно желтое. Еще есть голубые, красные и белые звезды. Но мы их видим очень маленькими, и трудно разглядеть свет.
Эксперимент - вечером на улице - когда машина едет далеко не очень понятно, какого цвера фары, и лишь при приближении видно что они желтого или голубого оттенка

Отвечает Сладкоежка:
Аня - Коша, нужная тема, спасибо, что открыла.
А как ты объясняешь почему Луна не падает на Землю? Почему звезды светят сами, а планеты нет, ведь они же светятся все на небе?
Куда идет время, оно же никуда не идет, и ног у него нет?

Отвечает AleNNa:
Мы некоторое время назад обсуждали, почему Луна с нами едет, когда едем на машине. Провели эксперимент (правда идея была не моя), ехали на машине и наблюдали за предметами, находящимися вблизи дороги и далеко . Выяснили, что предметы около дороги проносятся моментально, а чем дальше предмет, тем дольше его видно. На тот момент удовлетворились этим объяснением. Сейчас, когда вопрос всплывет опять, нарисуем, как меняется угол зрения по отношению к близкому и далекому предмету при перемещении на одинаковое расстояние.

Отвечает Аня-Коша:
Сладкоежка, про звезды просто - Солнце - звещда, и она светит (до какого-то момента этого хватает)И все остальные звезды тоже светят
вокруг нас тоже есть предметы, которые светят - светлячки, например, и есть, кто не светит - камень, листик и т.п.

почему Луна не падает. А она падает, только не попадает, потому что вокруг летит. Показывала на двух мячиках движение по кругу. А еще хорошо ведро с водичкой на веревочке крутить:
Эксперимент: пластмассовое ведерко (если предложите потом ребенку - то надо небольшое, что бы не очень тяжелое было), к ручке привязываем крепко веревку и наливаем воду. Если крутить достаточно быстро - вода не будет успевать вылиться, а если медленно - то прольется на голову. Поэтому лучше всего пробовать в ванне, во время купания

почему планеты светятся - так же как и с Луной

Про время - это не физика - это лингвистика

новый вопрос почему в автобусе запотели стекла. И что будет если их вытереть и подождать внутри автобуса - тепло, а на улице холодно. Поэтому стекло, которе выходит на улицу - холодное, оно холоднее воздуха в автобусе. А в воздухе есть водичка. И когда она поадает на холодное стекло, то она собирается в маленькие капельки - стекло запотевает. Если вытереть, то рука станет мокрой - мы собрали эти маленькие капельки себе на руку. А если подождать, то стекло снова запотеет. Потому что в воздухе еще остались капельки водички.
Про испарение воды в воздух можно провести эксперимент, не очень наглядный, потому что длительный - наливаем в тарелку воду и ставим на батарею (а можно и просто на стол) через какое-то время (это связано с температурой и влажностью в помещении) вода испарится. Куда она попала - она в воздухе. Просто разделилась на очень маленькие порции и их не видно.
Еще один эксперимент:
конденсация. Берем чистый прозрачный полиэтиленовый пакет. заполянем его воздухом, лучше всего это сделать во время купания в ванной (он достаточно теплый и влажный), крепко завязываем, как воздушный шарик (можно и просто прозрачный воздушный шарик взять) и кладем в холодильник. Через некоторое время в пакете будет хорошо видны капельки воды, или даже немного воды соберется внизу. Это теплый воздух, охлаждаясь, выделил те капельки воды, что в нем были.

AleNNa, здорово. Взяла на вооружение.

Отвечает Сладкоежка:
Аня - Коша, спасибо за ответ. А я делала так: у меня есть звездочки светящиеся, взяли звездочку и вырезали кружок из белой бумаги, зашли в темную комнату и положили на пол то и другое. Посветили фонариком - кружок был намного ярче, а если выключить фонарь, то кружка вообще не видно, а вот звездочка начинает светиться.
Про не падает делали примерно то же, только у меня мячик решетчатый на веревочке, если его раскрутить вокруг себя, то он не падает, но стоит остановиться - сразу падает. Ну это конечно условно. Падает же не на тебя, сила тяжести мешает.
Поддерживаю про книгу. Не у всех, кто занимается с детишками, получается излагать все это так четко, последовательно и ясно.

Часто возникает вопрос с величиной и растоянием. И ведь многие же смотрят в окно и вдаль. Но надо обязательно на это указать. Те же окна в близких домах и далеких все меньше и меньше. Деревья уменьшаются. А с пакетом и воздухом обязательно попробую то же.


 Рубрика: Ищем сторонников раннего развития в своем регионе!
Сибирь
Санкт-Петербург
Волгоград
Киров
Новгород Великий
Сургут
Краснодарский край
Таганрог
Новокузнецк
Владимир
Нижний Новгород
Норильск и Крайний Север
Уфа
Королев
  Греция
Израиль
США
Германия
Корея
Украина
Латвия
Беларусь
Эстония
Чехия
Италия
  Москва: Автозаводская
Вся Москва
Челябинская область
Ульяновск
Ирландия или Британия
Австралия, Сидней
Ставрополь
Владивосток, Приморье
Норвегия

Если Вы не нашли в списке своего региона, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Ищем ровесников!
Зима 2003-2004
Зима 2004-2005
Зима 2005-2006

Лето-осень 2003
Лето и осень 2004
  Март-2001
Май 2005

Осень 2003
  1999 год
2002 год


Если Вы не нашли в списке "своего" возраста, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Стихи для детей

А. МАЙКОВ

МАТЬ
«Бедный мальчик! Весь в огне,
Все ему неловко! —
Ляг на плечико ко мне,
Прислонись головкой!
Я с тобою похожу...
Подремли, мой мальчик,
Хочешь, сказочку скажу:
Жил-был мальчик с
пальчик...
Нет! не хочешь?., сказки —
вздор!
Песня лучше будет...
Зашумел сыр-темен бор,
Лес лисичку будит...
«Во сыром бору»
поет
Мать и ходит, ходит...
Тихо, долго ночь идет...
Ночь уж день выводит —
Мать поет... рука у ней
Затекла, устала,
И не раз слезу с очей
Бедная роняла...
И едва дитя, в жару,
Вздрогнув, встрепенется —
«Во темном-сыром бору»
Снова раздается...

 

 

 

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой,
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны все гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!»

В избранное