Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Ранее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

Выпуск № 3 от 26 января 2004 года

 Сегодня в рассылке:
Статья "Первые развивающие игры" 

Новости сайта

Приглашаем в магазин
 Новости сайта:
Воспитание в шахматном порядке (метод Береславского)
 
www.danilova.ru/publication/devel6_04_05.htm

Спортивная комната
www.danilova.ru/publication/sport15.htm

 Новости магазина:
Снова в продаже книга "Энциклопедия развивающих игр"
www.danilova.ru/shop/books.htm#08
 Лучшие товары магазина:
Книга "Раннее развитие. Первый год" www.danilova.ru/shop/books.htm#04 

Книга "Как дать ребенку энциклопедические знания" www.danilova.ru/shop/books.htm#02

"Кубики Зайцева" 
www.danilova.ru/shop/zaitsev.htm

Игра "Фунтик и его друзья" 
www.danilova.ru/shop/games_02.htm
 Автор рассылки:
Вы можете задать вопрос автору рассылки или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru  
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Ранее развитие детей"
Первые развивающие игры


Малышу скоро год. Он лезет во все дыры, открывает и закрывает шкафы, вытаскивает все из них, крушит весь дом. Ему все интересно, все хочется потрогать, покрутить, отломать. Как направить эту бурную познавательную активность в нужное русло? Попробуйте поиграть с малышом в развивающие игры. 
Сейчас в продаже необыкновенно много игр, называемых "развивающими". Как выбрать игру ребенку? Сколько их должно быть?
Не нужно гнаться за тем, чтобы иметь у себя дома как можно больше разнообразных развивающих игр и игрушек. Это не поможет малышу в развитии. Наоборот, он не сможет толком овладеть одной игрой, как вы начнете заниматься с ним следующей. Во всем нужно проявлять рациональный подход. Выберите несколько игр, которые вам более всего по душе и занимайтесь с ребенком. Когда почувствуете, что малыш легко владеет ими и нужно подкупить или сделать что-то новое, выберите ту игру или игры, которые не похожи на предыдущие, которые сложнее или рассчитаны на развитие совсем других навыков, чем освоенные.

Давайте рассмотрим две игры, ставшие "классическими" - "Рамки и вкладыши Монтессори" (разработанную педагогом Никитиным по материалам методик Марии Монтессори) и его же игру "Сложи квадрат".

"Рамки и вкладыши Монтессори" - одна из первых игр, которую можно начать осваивать еще до года. В состав игры входят 16 квадратных рамок с прорезями в виде геометрических фигур. Это: круг, квадрат, треугольник равносторонний, эллипс (овал), прямоугольник, трапеция, ромб, четырехугольник неправильный, параллелограмм, треугольник равнобедренный, шестиугольник правильный, звезда пятиконечная, треугольник прямоугольный равнобедренный, пятиугольник правильный, шестиугольник неправильной формы, треугольник разносторонний. В комплект так же входят 16 вкладышей (по форме прорезей в рамках).
Они могут быть изготовлены вами самостоятельно из картона, как описано в книге самого Никитина, или куплены в магазине. Сейчас в продаже встречаются наборы сделанные из фанеры, из пластмассы или мягкого пенополистирола.

Знакомство 
Начинайте с показа вкладышей. Возьмите самые простые: круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше, не держа в руках, а выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, дайте их все малышу для самостоятельного разглядывания и манипуляции. Заодно можете предложить коробочку или баночку, в которую он сможет их положить и высыпать обратно. Так можно проделывать не один раз. Постепенно познакомите ребенка со всеми 16-ю фигурами комплекта.
После предварительного знакомства с вкладышами, покажите рамки. Называя фигуру, в виде которой проделано отверстие. Говорить можно по-разному: "Смотри, вот дырка в виде круга" или "Вот круглая дырка".
Третий этап. Возьмите одну рамку "круг" и соответствующий вкладыш. На глазах у малыша закройте "окошко", потом снова его откройте, комментируя словами "окошко закрыто, окошко открыто" или "мама закрывает окошко, открывает…". Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда вы направьте его ручку к рамочке, помогите ухватиться за ручечку и откройте его вместе. Затем опять сами закройте. Так повторяйте несколько раз. На другой день возьмите другую рамку. Открывать малыш сможет любую из них, а вот закрыть, пожалуй, пока не сможет ни одной. Это дело ему предстоит освоить в ближайшие месяцы.

Учим закрывать "окошки". 
Начинайте с одной рамки: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть. В случае неудачи, закрываете сами и опять даете открыть. 
Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры. Тогда предложите ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: "это круг, его нужно положить в круглое окошечко; где оно?". Пусть малыш попробует найти ее по вашей подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не "давай я закрою", а "давай сделаем вместе". И направьте его руку в нужном направлении. 
В следующее занятие опять предложите малышу попробовать самостоятельно справиться с заданием.
Когда малыш легко научился справляться с выбором из двух очень простых рамок (круг и квадрат), к одной простой и хорошо знакомой добавьте еще одну - посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким способом все рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четырех малышу около полутора лет еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже не будет и, скорее всего, просто откажется от такой сложной задачи.
Очень постепенно к тому, чтобы закрывать одновременно 6, 8, 12, а затем и все 16 рамок.

Обводим и закрашиваем
Эти же рамки можно использовать для подготовки руки к письму и рисованию - рисовать фигуры, обводя внутри рамок. У малыша, конечно, это получится не сразу. Сначала у него вообще ничего не получится. Он не сразу поймет, что ему вообще надо делать. Поэтому, начните все сами. Возьмите рамку "круг", обведите. Дайте рамку малышу, сами возьмите другую, например, "овал". Продолжайте обводить на своем листочке. Малыш попытается нарисовать круг по рамке, но сначала карандаш будет съезжать в середину рамки. Не говорите, что у него не получается. Наоборот, похвалите, даже если малыш просто попал карандашом внутрь рамки. 
За одно занятие достаточно один раз попробовать. Не делайте все это нудными уроками с обязательным обведением заданного количества фигур. А главное, для малыша сейчас важен только процесс - какая интересная новая игра, обводить рамку карандашом, а не результат, что получилось на бумаге. Не требуйте тщательности, аккуратности, усердия, вообще ничего не требуйте. Постепенно все начнет само получаться.
Если у малыша начинает получаться обводить фигуры внутри рамок, пусть попробует закрашивать фигуры. Сначала это можно делать, прямо не снимая рамку с бумаги, тогда и не вылезешь за край. Но только рамку надо держать так, чтобы она не съезжала, поэтому помогите ему держать рамку. Когда он поймет, как закрашивать (не научиться аккуратно закрашивать, а только поймет, что это значит водить карандашом внутри фигуры), нарисуйте ему фигуры по рамкам сами и пусть попробует их раскрашивать. Можете делать это вместе (раскрашивать одну фигуру). Не требуйте от ребенка не вылезать за край, закрашивать до конца и т.д. Этому он научится гораздо позже.
Сейчас в продаже появилось много художественных рамок и вкладышей, в виде животных, растений, предметов и так далее. Их тоже можно использовать в данном возрасте, но только для вкладывания фигур, а не для обведения и раскрашивания контуров, которые еще очень сложны для малыша.

После того, как малыш научится закрывать вкладышами геометрические рамки, можно приступать к игре "Сложи квадрат" (1 уровень сложности). Желательно использовать промышленный вариант, выполненный из фанеры, а не самодельный картонный. Таким вариантом удобно пользоваться, так как квадраты вставляются в рамки, а это проще, чем собирать фигуру на столе, не имея образца.

Знакомимся
Начните с одного квадрата, который не разрезан. Выньте его из подставки, попросите малыша вложить обратно. Потом выньте второй, самый простой, разрезанный на два одинаковых прямоугольника. Удивитесь, что квадратик поломался. Предложите его положить на место, собрав из кусочков. Вставлять эти детали довольно легко, думаю, малыш, шутя, справится с этой задачей. Тогда возьмите следующий, разрезанный на два трапеции или на два треугольника. Двигайтесь дальше к более сложным вариантам от занятия к занятию, каждый раз, снова проходя все простые, освоенные квадратики (предлагайте для сборки детали только одного квадрата). Если вы видите, что малыш не может справиться с каким-то из них, то вообще его не предлагайте, а оставляйте всегда на подставке.
Обязательно обращайте внимание ребенка на цвета квадратов. Называйте их, просите малыша повторить название (по мере возможности), просите показать деталь или весь квадрат того или иного цвета.
Когда сборка одного, любого из квадратов будет освоена, предложите одновременно сложить два. Выньте их из подставки, перемешайте детали, предложите малышу совершенно самостоятельно решить, какие детали подходят для сборки того или иного квадрата. Если малыш сомневается, помогите ему сориентироваться по цвету. Вместе выберите и отложите детали каждого из квадратов, потом предложите собрать. Так же пройдите по другим парам квадратов (каждый раз подбирая их произвольно).

Двигаемся дальше
Усложняйте задачу: предлагайте разложить по цветам перемешанные детали трех квадратов и более. Вскоре малыш, наверняка, сможет совершенно самостоятельно разбирать по цветам и собирать на подставке все 12 квадратов первого уровня сложности. Если у него получилось, уберите один-два самых простых квадратов первого уровня, а на их место положите самые простые из второго. Так, постепенно, не вводя сразу весь новый комплект, вы начнете осваивать второй уровень сложности. Так же поступайте с третьим уровнем сложности, вводя его постепенно. Только старайтесь подбирать квадраты так, чтобы на одной подставке за один раз не встречалось два квадрата одного и того же цвета (в каждом уровне сложности те же 12 цветов, что и в других).

И мозаика, и головоломка
А что делать с игрой, когда малыш немного подрастет и легко будет собирать все квадраты? Отдать игру друзьям? Как еще можно использовать "Сложи квадрат?
Эта игра представляет собой очень хороший геометрический конструктор (или мозаику, головоломку). Если купить все три комплекта (три уровня сложности), то в каждом из них есть обязательно один серый квадрат из нескольких деталей, один голубой и т.д. Т.е. имеется по три квадрата одинакового цвета. 
Первое задание - высыпать три набора и найти все детали голубых квадратов. Если малышу сложно, можно все не высыпать, а дать все голубые плюс детали еще двух-трех цветов. Среди найденных деталей одного цвета найти абсолютно одинаковые детали, детали одной формы, но разного размера (например, квадратики).
Еще задания:
- найти одинаковые по форме, но разные по размерам детали всех цветов, сосчитать по форме и по размерам детали всех цветов,
- найти самые маленькие детали одинаковой формы, разложить по возрастающей.
Возьмите две-три пары совершенно одинаковых деталей, половину из них оставьте себе, такие же - дайте малышу. Сложите из своих на столе простой узор или рисунок. Можете назвать его как-нибудь. Попросите малыша сделать так же из своих деталей. Игра, основанная на принципе игры "обезьянка" из книги Никитиных. Постепенно усложняйте рисунок, добавляя количество деталей, или предоставляя малышу возможность найти самому, какие детали нужны для повторения вашей фигуры.
Попробуйте заранее сложить довольно сложное силуэтное изображение или узор. Зарисуйте его на бумаге (сначала делайте это, прорисовывая контуры фигур, усложнение - не прорисовывая, как у головоломок типа "Танграм"), а потом предложите малышу его повторить, предоставив нужные фигуры для решения задания или предложив выбрать их самостоятельно (хотя это может оказаться очень сложным).

Подробнее об играх Никитина читайте в книге Лены Даниловой "Новый взгляд на игры Никитиных"
 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное