Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Клуб естественного родительства. Ж. Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым... Часть 2.


Ж. Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым… Часть 2.

Сегодня, 13 января, в России многие празднуют «старый Новый год» - праздник, название которого трудно перевести на другие языки :). Поздравляю Вас с очередным праздником, и окончательным вступлением Нового года в свои права.

Вернемся и мы к чтению хороших, добрых, полезных книг. Перед Новым годом мы начали читать книгу Жан Ледлофф, "Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности" . Напомню, что автор книги, Жан Ледлофф, провела немало времени в джунглях Латинской Америки. И она находила много удивительного в поступках и привычках коренного населения – индейцев племен таурипан и екуана.

" Я вспомнила, как во время первой экспедиции меня поразил один случай: индейцы таурипан, каждый из которых тащил на спине поклажу в тридцать пять килограммов, осторожно переходили «мост», что на самом деле был одним-единственным узким бревном, поваленным через речку. И вот посередине этого шаткого бревна один из индейцев придумал шутку, показавшуюся ему забавной. Он остановился, повернулся к идущему за ним товарищу, рассказал свою смешную историю, после чего они и все остальные, громко хохоча, продолжили переходить ручей. Тогда я не поняла, что они переносят трудности куда легче нас, и поэтому их веселость казалась странной и почти сумасшедшей. К тому же они любили делиться придуманной шуткой посреди ночи, когда все спали. Даже тот, кто громко храпел, мгновенно просыпался, смеялся от души и через несколько секунд уже спал вновь, храпя и посвистывая. Им не казалось, что бодрствовать среди ночи менее приятно, чем спать. Они просыпались мгновенно и полностью. Стоило им, спящим, услышать вдалеке шаги кабана, как все, словно по команде, одновременно открывали глаза. При этом я, бодрствуя и вслушиваясь в звуки леса, ничего не замечала. Как и большинство путешественников, я наблюдала их необычное поведение, ничего в нем не понимая и не утруждаясь тем, чтобы осмыслить их образ жизни. "

Наблюдая жизнь индейцев во время экспедиций – сначала Жан оказалась в джунглях случайно, потом сознательно возвращалась туда снова и снова, - она собирала факты и обдумывала их, подвергая сомнению «очевидные истины», принятые в цивилизованном обществе. А потом она из кусочков «медленно начала складывать картинку, в которой проступили закономерности». И эти закономерности, в свою очередь, сложились в теорию – принцип преемственности.

Принцип преемственности

" Рождаясь, человек уже содержит в себе некоторые ожидания, свойственные представителям Homo sapiens, и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям…. Ожидания проявляются в самом строении человеческого тела. Можно сказать, что легкие не только ожидают поступления кислорода, но и являются ожиданием кислорода. Глаза – это ожидание света определенной длины волны. Уши – это ожидание звуковых волн, исходящих от того, что с наибольшей вероятностью будет иметь отношение к человеку, включая голоса других людей; а голос – ожидание того, что уши других людей действуют так же, как и его собственные…

Ожидания, с которыми мы приходим в этот мир, неразрывно связаны с заложенными в нас линиями развития (например, такими, как сосание, самосохранение, подражание). Как только мы получаем толчок в виде ожидаемого нами обращения или ожидаемых нами определенных обстоятельств, мы начинаем развиваться в заданном направлении, как нас к тому и подготовил опыт предков. Когда ожидаемое отсутствует, у человека начинает формироваться поведение, удовлетворяющее эти потребности, но искаженным, не присущим его естеству образом. "

Жан Ледлофф вводит понятие «континуум» - как совокупность врожденных потребностей человека и соответствующих их линий развития. Континуум формируется на основе опыта многочисленных прошлых поколений.
Тут можно отметить, что в оригинале книга называется «The Continuum Concept. In Search of Lost Happiness», то есть понятие «континуум» выделяется как ключевое. Но по-русски дословный перевод названия воспринимается тяжело, и «континуум» в названии заменен на «преемственность».
Упрощая, суть теории можно передать так. Континуум – это как русло реки, которое задано человеку изначально. Пока человек находится в русле реки, он ощущает себя и весь мир вокруг себя правильным. Когда – волею обстоятельств – он оказывается выброшен из русла, заранее подготовленного опытом предыдущих поколений, ему становится плохо. :)
Логично возникает следующий вопрос: а как человеку определить, где его континуум? И как определить континуум для маленьких детей, зависящих от нас, взрослых?

" Что мы знаем о врожденных ожиданиях человека? Можно сказать, что ничего. Мы хорошо осведомлены о том, чего человек обычно хочет от жизни, или должен хотеть в соответствии с нашей системой ценностей. Но, по иронии, ожидания, заложенные эволюционным развитием в человеке, этом венце творения, почти неизвестны. Рассудок узурпировал принятие решений о том, что для нас лучше всего, и настаивает на правоте своих домыслов, зачастую совершенно беспочвенных. Получается, что былое незыблемое ожидание человеком надлежащей окружающей среды и надлежащего с ним обращения теперь настолько искажено, что каждый считает себя везунчиком, если он относительно здоров и не живет на улице. Несмотря на то, что на вопрос «Как дела?» мы отвечаем обычно: «Хорошо», «Нормально» или даже «Прекрасно», мы и не представляем себе, что такое состояние счастья на самом деле.

Итак, чтобы понять, чем же все-таки являются врожденные ожидания человека, нет смысла изучать сравнительно новое направление развития – цивилизацию. … Но изучение человека, и сейчас живущего по законам «правильного» поведения, безусловно, может дать нам много больше. "

" Всего лишь несколько тысяч лет назад человек изменил образ жизни, к которому его приспособила эволюция. За это время он не только успел загрязнить всю планету, но и перестал слушать чрезвычайно развитые инстинкты, которые руководили его поведением в течение миллионов лет. Большая часть инстинктивных знаний была разрушена совсем недавно. Современная наука дробит их на кусочки, препарирует с помощью хитрых теорий и «рассматривает под микроскопом», тогда как эти знания имеют смысл лишь в их неразрывной целостности. Мы все реже доверяем врожденному умению чувствовать, что для нас лучше всего, и, принимая решения, опираемся на интеллект, который никогда особенно не разбирался в наших истинных потребностях.

К примеру, не рассудок должен решать, как обращаться с ребенком. Еще задолго до того, как люди стали в чем-то походить на Homo sapiens, они инстинктивно и, что главное, безошибочно знали, как ухаживать за детьми. Но человек старательно искоренял древние знания, и в результате армия исследователей трудится не покладая рук, чтобы выяснить, как мы должны вести себя по отношению к детям, друг к другу и к самим себе. Ни для кого не секрет, что ученые до сих пор не изобрели рецепта счастья, но, полностью полагаясь на рациональное мышление, они упрямо игнорируют все, что не поддается логическому объяснению или эксперименту.

Мы, пленники интеллекта, забыли наше врожденное умение определять то, что нам надо, настолько, что уже не можем понять, где наши истинные потребности, а где – искаженные.

Но хочется верить, что для нас еще не все потеряно. Мы можем найти путь к утерянному счастью или по крайней мере, понять, куда идти. "

Итак, Жан Ледлофф предлагает, как можно определить наши истинные потребности:
1) Изучать общества, не измененные цивилизацией.
2) Ориентироваться на опыт предыдущих поколений – поступать так, как вели себя наши предки много поколений назад.
3) Слушать собственные инстинкты.

В следующем выпуске рассылки – как лучше всего обращаться с детьми в первые дни и месяцы жизни с точки зрения принципа преемственности.

Ссылки по теме:
Сайт книги Ледлофф: Самородок
Страничка про книги на сайте Клуба: Книги

Предложения и замечания принимаются на iresh@mail.ru.

Сайт Клуба естественного родительства – www.club-er.ru.
Встречи и разнообразные мероприятия в г. Перми проходят каждую неделю.


В избранное