Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Знания, обреченные на успех

  Все выпуски  

Знания, обреченные на успех Самостоятельность


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Выпуск №2

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Здравствуйте, читатели и читательницы!

Спешу поделиться с вами своими мыслями. Знаете, в чем состоит секрет воспитания? Главное - НЕ МЕШАТЬ. Не мешать расти, развиваться, набираться собственного опыта.

Есть и второй. Его я позаимствовала у Юрия Мороза и его жены Жанны. (Для тех, кто не знает, кто это такие скажу. Юрий Мороз - создатель Школы Своего Дела. Он и его жена Жанна предпочли цивилизованно-захламленному городу дикую и прекрасную деревушку Ишанино под Петрозаводском в Карелии. У них трое детей, двое из которых в школу в этом году не пошли и не пойдут в дальнейшем. Эта позиция их родителей. Подробнее о Морозе и его интересной семье можно узнать на сайте www.moroz.onego.ru )

Сформулировать этот основополагающий принцип можно так: "Как только ребенок научился делать что-то новое, ему больше нельзя помогать". Сразу прошу прощения за свою трактовку. Возможно, у Морозов эта фраза прозвучала бы иначе. Если бы вообще прозвучала:))) Жанна не любит теоретизировать по пустякам:))) Она практик и считает любое теоретизирование достаточно бессмысленным занятием:)))

Так вот. Смысл этой фразы очень прост. Не надо подскакивать, когда ребенок, чувствуя ваше яростное желание помочь, начинает просить о помощи. А просьба о помощи сами знаете, что обозначает: не иначе как "сделай за меня". Чутье у маленького ребенка развито гораздо сильнее, чем у нас, взрослых. Он мигом оценит вашу слабую сторону. И будет испытывать вас на прочность.

Чтобы не вызвать шквал нападок на себя, сразу уточню: стоит помогать, когда вы видите, что ребенок не может этого сделать сам. И не стоит при попытке манипулирования вами. И еще. Ребенок пользуется манипулированием не потому, что он злой-плохой-вредный-гены такие и т.д., а потому что ему нужно уточнить границы собственного жизненного пространства, собственного "Я". Это я так, к слову, из азов психологии решила ввернуть:)))

Приведу пример из общения Юрия Мороза и Жанны со своими детьми. Таких примеров я раньше не встречала.:))) Вот скажите, как вы поступите, если к вам подойдет ваш же собственный ребенок с просьбой объяснить ему, что такое, скажем, буря? Скорее всего, вы напряжете извилины и постараетесь в доступной форме объяснить малышу, что же это такое и с чем ее едят. Так? А теперь сравним с тем, как поступают Морозы. Когда к ним подходят дети, родители спокойно объясняют, что ответ на любой вопрос можно найти в Толковом словаре, в энциклопедии. Если и после прочтения остаются вопросы, к примеру, "а сильный ветер все же что?", то опять отсылаются по тому же адресу.

Ребенок привыкает САМОСТОЯТЕЛЬНО доставать информацию. Он привыкает к тому, что в этой жизни все может сделать САМ. Что совсем необязательно ждать, когда кто-то придет и подскажет, поможет, проконсультирует: мама, папа, учитель, родитель, специалист...

Самостоятельно можно не только делать, но и думать. Если ДЕЛАНИЮ малышей пытаются учить - завязывать шнурки и садиться на горшок:))) (дальше родительское терпение заканчивается:)))), то думать САМОСТОЯТЕЛЬНО ребенку просто не дают.

Посмотрите сами. На себя. Разве мы умеем думать самостоятельно? С трудом. Нам постоянно что-то предлагают, навязывают, манипулируют нашим сознанием. Вспомните, с каким напряжением мы придумываем, чем бы хотели заниматься в жизни, что могли бы считать Своим Делом:)))

Что же говорить о детях! Они как губки впитывают схемы поведения своих родителей. И если даже сопротивляются в начале, то позже родителями, садиком и школой их самостоятельность и индивидуальность активно забивается. Скажете не так? Тогда ответьте мне на вопрос: "Как вы (садик, школа) предлагаете ребенку решать ту или иную задачу?" Вряд ли я ошибусь, если скажу, что на вопрос, постановку задачи предлагаются готовые варианты ответов. То есть тренируется НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ мышления.

Что я могу предложить? Когда мой ребенок подходит ко мне с вопросом, проблемой: как достать, что нарисовать, как поступить в той или иной ситуации, я не тороплюсь с ответом. Я призываю его ДУМАТЬ. "Голова тебе, дружок, дана именно для этого:)))"

Я не собираюсь вешать на себя лавры первооткрывателя.:))) То, что я привела в пример было лучше всего проиллюстрировано семьей Никитиных. Помните, как старший Никитин внимательно следил, не мешая, за действиями своего первенца. Малыш нес емкость с жидкостью (то ли молоко, то ли вода), и ему предстояло открыть дверь, а рук не хватало. Подозреваю, что большинство из нас бросилось бы на помощь юному созданию (и я в том числе:))))! А отцу хватило мудрости не мешать ребенку.

В любом случае доверяйте прежде всего своему чутью. Слушать подсказки, советы, рекомендации (в том числе и эти:)))) не стоит. Особенно с опаской отнеситесь к словам "так делают все", "так надо", "так советуют врачи-специалисты-профессионалы-психологи-педагоги".

И помните. Никакие советы и слова не подействуют, если сами вы в жизни этого делать не умеете. Если вы несамостоятельны, необязательны, безответственны, не стоит учить ребенка противоположному. Он все равно переймет ВАШ опыт. Начните с себя!

Я прощаюсь с вами до следующего выпуска. Жду ваших писем с примерами, советами, рекомендациями, да чем угодно!:))) Лишь бы по существу.

Катя Мануковская.

Мой адрес Zhenclub@yandex.ru

А это адрес, по которому можно подписаться http://subscribe.ru/catalog/home.child.childrennaviki


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное