Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих первокласников. Быть родителем...


 

 

 

 

 

Образовательный центр "ЛУЧиК"

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 

 

 

Родителям будущих первоклассников.

Быть родителем...


Быть родителем – вероятно, наиболее трудная задача, с которой сталкивается большинство взрослых, не имея какой-либо предварительной подготовки или образования. Неудивительно, что совершаются ошибки, предъявляются необоснованные требования, включаются сильные чувства и ломаются семьи. Так или иначе от родителей ожидается, что они хорошо справляются со своей ролью, просто потому, что сами воспитывались родителями, опекунами и т.д. Их воспринимают как экспертов по детскому развитию и общению, наставников в области эмоционального самовыражения и морали, помощников в выполнении домашних заданий, посредниках в ссорах и конфликтах. Даже квалифицированному специалисту в области психического здоровья трудно отвечать всем этим ожиданиям.

Родители не могут быть совершенными, так же как и дети. Помочь родителям осознать и принять несовершенство своих детей, как и осознать и принять собственное родительское несовершенство – основная задача данной статьи.

Тем не менее, беседы с психологом, например, через Интернет или специальную литературу, помогают развить более реалистичное и позитивное отношение к родительской роли, обрести большую успешность и уверенность, позитивно отнестись к интересам своих детей и подключиться к их увлечениям, а также оказать прямое положительное воздействие на поведение детей.

 

    Обратим внимание на следующие подходы, влияющие на воспитание ребенка.

 

1.  Естественные и логические последствия. В основании лежит допущение, что дети имеют изначальную способность развиваться по нормальному и эффективному пути, что они достигают зрелости и ищут признания внутри семейной системы. Стремясь к этому, дети наблюдают и пытаются формировать свое поведение в соответствии с тем, что видят и на основании воспринимаемого одобрения или неодобрения. Однако, несмотря на то, что дети становятся умельцами в наблюдении, иногда они неправильно трактуют сообщения и события и реагируют не в соответствии с контекстом. Например, ребенок может вести себя агрессивно после рождения брата или сестры, потому что может неправильно трактовать это событие как  отказ от него родителей. Другой ребенок воспринимает деловую поездку матери как наказание и может переживать депрессию и изоляцию. Тем не менее, эти примеры объединяют желание ребенка принадлежать и быть любимым, что обуславливает конечную реакцию на внешнее событие.

       Если родители не понимают, что детским поведением движет именно потребность и желание принадлежать, и не принимают ребенка, то ребенок может формировать ошибочные цели  дурного поведения. У этого поведения могут быть четыре типа неправильной реакции. Это завышенные потребности во внимании, борьба за власть, месть и демонстрация неполноценности или неадекватности. Например, ребенок, который поставил цель получить как можно больше внимания, может устраивать публичные истерики. Они могут обеспечить повышенное внимание, которое будет подкреплять неприемлемое поведение. Борющийся за власть ребенок, к примеру, не хочет ложиться вовремя спать. Например, после продолжительных попыток ребенка растянуть вечерний ритуал родители могут наказать его, заперев в своей комнате. Он из мести может разукрасить обои. Утром, обнаружив сделанное, родители наказывают ребенка. Ребенок, ощущающий уныние и обескураженность, ставит своей целью доказать всем и каждому собственную неадекватность. Чтобы преодолеть конфликтное поведение ребенка, необходимо выполнение некоторых условий родителями.

Ребенок может развиваться и вести себя нормально в окружении, которое обеспечивает ребенка чувством собственного достоинства. Ребенок доволен семейным окружением, семья гордится им, когда он делает усилия в саморазвитии и созидании нового и сопереживает ему, когда тот терпит неудачу. Родителям следует пытаться анализировать, почему ребенок ведет себя тем или иным образом, чтобы затем реагировать с учетом его мотивов, а не критиковать за поведение. Кроме того, на ребенка действует семейная атмосфера. Если она агрессивна или враждебна, ребенок склонен демонстрировать агрессивное враждебное поведение.

Следующий шаг – это изменение позиции родителя к наказаниям. Наказания вызывают к жизни борьбу за власть и желание возмездия. Системы вознаграждения рассматриваются как подкуп, который обуславливает неадекватные ожидания ребенка в заполучении чего-то, и соответственно ослабляют его готовность сотрудничать. Отсюда вытекают стратегии: естественные и логические. Естественные: горячо обжигается - больше не лезет. Логические – это события, организованные родителями, чтобы сделать действия ребенка более безопасными или более адекватными семейным или социальным ценностям.

Например, мать, которая негативно относится к опозданиям на обед, может установить логическое последствие для опоздавшего ребенка, согласно которому он должен есть в одиночестве и после вымыть посуду. Логические последствия формулируются как выбор в терминах «или-или» либо «если-то». Например, если от ребенка ожидается, что он должен убрать свою комнату, прежде чем начать смотреть телевизор, это может быть представлено в следующем виде: « Когда ты уберешь свою комнату, тогда ты сможешь смотреть телевизор». Родители никогда не должны говорить: «Ты не сможешь смотреть телевизор, пока не уберешь свою комнату», поскольку это звучит как ограничение. Они также не должны говорить: «если ты не уберешь свою комнату, ты не будешь сегодня смотреть телевизор», поскольку это является наказанием. Наоборот, упор делается на предоставлении выбора ребенку. Логические последствия срабатывают только тогда, когда твердо и последовательно реализуются. Если ребенок не следует установленному порядку вещей, родители должны быть готовы настоять на выполнении правил. Если ребенок в примере с телевизором не убирает комнату, родители должны сказать: «Я вижу, ты решил не убирать постель, я считаю, что это значит, ты не хочешь смотреть телевизор». Родители и ребенок заключили договор, и когда ребенок не выполняет свою часть, родители реагируют согласно оговоренным условиям.

Родители не могут реагировать на ребенка агрессивно, как и не могут показать свое неуважение или недоверие. Наоборот, они должны вести себя со всем уважением, но твердо настаивать на последствиях. Устанавливая последствия и не выполняя их, родители сами ставят под сомнение свою власть и способность обеспечивать руководство и опору. Поддержка родителей должна быть не только вербальной (словесной), но и отражаться в родительском голосе, позе и других невербальных проявлениях. Для ребенка важна повторяемость и предсказуемость.

Вторая важная сторона вопроса - это то, что требования к ребенку должны быть выполнимы и должны соответствовать возрасту. Бесполезно устанавливать ограничения по сбору игрушек в 2-3 года, тогда как с 3 лет он уже способен убирать игрушки с помощью взрослого, а с 4 лет и самостоятельно. Если требования неадекватны, могут получиться описанные выше 4 типа реакции.

Цели такого подхода - научить ребенка независимости, а родителей уважать личное пространство ребенка, что должно помочь ему осознать не только собственные права, но и права окружающих.

 

 2. Родительские ценности учат ребенка соблюдать правила и быть последовательными. Правила должны быть четкими также как и санкции за их нарушения. Дети копируют любое поведение родителей. Если они хотят избавиться от нежелательного поведения ребенка, они не должны в первую очередь демонстрировать его сами. Недостаточно только запретить ребенку вести себя агрессивно, необходимо, чтобы  родители сами моделировали это поведение. Чувству самоуважения и реалистичной самооценке надо учиться. Это происходит во взаимодействии со взрослым, который демонстрирует гордость и радость общения с младенцем, проявляет чувства и отвечает на эмоции, сотрудничает с младенцем и обеспечивает соответствующую развитию обратную связь. Если родители демонстрируют ребенку, что они его ценят и гордятся им, он постепенно учится чувствовать гордость за себя. В отсутствии сопереживающего взрослого ребенок вынужден учиться использовать внутренние ресурсы, чтобы поддерживать самоуважение и реалистично оценивать свои возможности и действия. Если, однако, в окружении ребенка продолжительное время нет сопереживающего взрослого, он не может сформировать внутреннее чувство самоуважения и адекватную самооценку, что оставляет его зависимым от внешних источников, от которых он может получить обратную связь подобного типа.

 Сходным образом происходит формирование и развитие внутренней силы и самооценки.

Если родитель поощряет ребенка осваивать навыки, которые ему явно не по силам, это только заставит ребенка сомневаться в себе и бояться осваивать новое, потому что он получит опыт неуспеха. Дети нуждаются в сильном взрослом, чтобы идентифицироваться с ним и поверить в собственные силы.

 

И в заключение приведу слова известного американского психолога P. Kramer. Это рассуждения о том, что происходит с ребенком, когда он растет в той или иной атмосфере:

Если ребенка постоянно критиковать, он учится осуждать.

Если ребенок растет среди насмешек, он становится застенчивым.

Если ребенок растет во враждебности, он учится агрессивности.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть себя.

Если ребенка постоянно сравнивать с другими, он учится завидовать.

Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок растет в похвале, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в признании, он учится ставить цели и достигать их.

Если ребенок растет в атмосфере принятия, он учится любить.

Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.

Если ребенок растет в атмосфере доверия, он учится верить в себя и в окружающих.

Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

 

Статью подготовил психолог

школы «ЛУЧиК» Шумова М.


 

 

 

 

Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.9, тел.: (499) 198-62-23, (499) 198-37-00, 920-82-07.

Частный детский сад "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 695-17-91.

Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности "ЛУЧиК":

Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: 611-52-11, 611-08-35.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес:
lychik@lychik.ru,

 

 

 

 

 

 


В избранное