Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих первокласников. Кто он такой - одаренный ребенок?


 

 

 

 

 

Образовательный центр "ЛУЧиК"

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 

Родителям будущих первоклассников

Тема нашего сегодняшнего выпуска

" Кто он такой - одаренный ребенок?"


Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников и учеников начальной школы (по откликам знаю, что рубрику читаете и вы)!

 

    Закончилась первая четверть, и наши ученики ушли на каникулы. А мы, педагоги, продолжили свою работу: педсовет, методическое объединение, документация, но, прежде всего – анализ собственной деятельности. Среди самых важных, самых актуальных вопросов - адаптация учеников 1-го класса к условиям школы и итоги собеседований с родителями по прогнозируемому результату развития ребенка. Все собеседования предварялись педконсилиумом, где согласовывалось мнение педагогов и психологов о зоне ближайшего развития ребенка, и формулировался прогноз развития на год.

   На педконсилиумах очень часто возникала такая ситуация, когда педагог характеризовал ученика как ребенка, испытывающего трудности адаптации, обучения, называя таких детей, неспособных к учению, и искал поддержки и объяснений у психолога. Психолог же, в свою очередь, утверждал, что его исследования не обнаружили функциональных и органических нарушений, и даже сделал вывод, что ребенок одаренный. Такие утверждения вызывали у педагогов недоумение.

 У нас, действительно, бытует мнение, что одаренный ребенок должен быть успешен во всем. А так ли это?

   Кто же он такой – одаренный ребенок? Как помочь развиваться одаренному ребенку? На эту тему написано много трудов. Все они не безынтересны. Я хочу предложить вашему вниманию обзор статей на эту тему по материалам журнала «Педиатрия для родителей»

  «Известно, что интеллектуально одаренные дети испытывают трудности определенного характера в адаптации к системе массового образования. Как правило, такие трудности возникают в том случае, когда условия обучения и воспитания входят в противоречие с естественными потребностями развития ребенка, в том числе одаренного. Очень важно, чтобы родители и педагоги знали и учитывали как общие, так и индивидуальные особенности одаренных детей.

 К сожалению, познавательные возможности и потребности одаренных детей часто не находят условий для реализации и удовлетворения на должном уровне в традиционной системе массового образования, ориентированной главным образом на возраст ребенка, а не на его индивидуальный темп развития. Как это ни парадоксально, именно опережающее развитие таких детей может служить источником их проблем в обучении, когнитивном и личностном развитии, общении и успешной адаптации.

 Непроявившуюся одаренность часто называют потенциальной, скрытой. Выявление потенциальной одаренности вызывает значительные трудности даже при использовании диагностических процедур. Однако при квалифицированном диагностическом обследовании, а также при изменении условий социальной ситуации развития и обучения потенциал таких детей может проявиться.

 Несоответствие уровня индивидуальных достижений (в том числе и в учебе) высоким потенциальным возможностям даже получило специальное название – недостаточная успешность.

 Наиболее общими характеристиками одаренных детей обычно считают высокий уровень мышления и быстрый темп учения с опережением темпа усвоения школьной программы сверстниками на несколько лет. Соответственно, таким детям требуется более высокий уровень сложности и интенсивности учения, большая глубина изучения материала. Движение от фактов к принципам, теориям и обобщениям, присутствие в познавательной деятельности нестандартных заданий, поиска нового, альтернативного, отличающегося от общепринятых стандартов.

 Следует обратить внимание. Что дети, прекрасно успевающие в школе, могут не иметь перечисленных качеств. Напротив, от них требуется успешная работа на уровне знаний и мышления, который предлагает традиционное обучение массовой школы.

   Одаренные дети в таких условиях могут и не демонстрировать больших успехов. Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных психологов уже доказано, что одаренность и высокая успеваемость далеко не всегда совпадают. Недостаточные успехи одаренных учащихся не привлекают к себе большого внимания педагогов в обычных школах, перегруженных учебными и дисциплинарными проблемами. Их успеваемость может считаться вполне удовлетворительной по общепринятым стандартам, а сами они часто выглядят благополучными, если не нарушают дисциплину.

   Хотя успешность обучения нельзя отождествлять со школьными отметками, успеваемость детей оказывает огромное влияние на их жизнь. На их отношение с семьей, учителями и одноклассниками, на формирование их потребностей, интересов, эмоций, самооценки. Столкновение с постоянными неудачами и хроническое ощущение своей вины и беспомощности глубоко травмирует всех детей, но особенно тяжело сказывается на тех, кто в силу своей одаренности стремится к высоким стандартам и творческой реализации своего потенциала.

 Психологический анализ проблемы показал, что учителя, родители и дети по-разному отвечают на вопрос: кто виноват в том, что высокие способности не реализуются в школе. Учителя, как правило, ставят под сомнение способности детей, степень их подготовленности и желание учиться. Родители часто считают, что учителя не могут найти подход к ребенку или обрушиваются на ребенка с обвинениями в лени и упрямстве. Дети винят своих неудачах учителей, тем не менее, часто переживают чувство вины и страха.

Причины школьных трудностей 

1.         Как правило, трудности, с которыми сталкиваются одаренные дети, вызваны неблагоприятным семейным климатом и социальным окружением. Однако, успехи одаренных детей могут наблюдаться и при неблагоприятном семейном климате, тогда как благополучие в семье такие успехи отнюдь не гарантирует. Кроме того, неуспевающие дети часто моделируют поведение одного из родителей.

2.         Высокий риск появления проблем в учебе существует у одаренных детей с физическими ограничениями (нарушениями зрения, слуха, речи, движений), некоторыми болезнями, недостаточным питанием. В тоже время серьезные физические дефекты могут служить и стимулом к высшим достижениям. Проблемы диагностики и развития таких детей в значительной степени определяется характером их ограничений.

3.         В особую группу выделяют одаренных детей, испытывающих трудности освоения учебных навыков: чтения, письма, счета, родного или иностранного языка, математики или других областей знаний, умений и навыков, с эмоциональными поведенческими проблемами, этих детей зачастую относят к категории детей, неспособных к учению, хотя при обстоятельном нейропсихофизиологическом обследовании в их развитии не обнаруживается функциональных или органических нарушений.

4.         Особую остроту приобретают школьные проблемы у детей с высоким творческим потенциалом. Творческая энергия, доминирующая в жизни таких детей, определяет независимость и нестандартность их поведения, неподчинение общим правилам и авторитетам. Они часто создают помехи на уроке, причиняют беспокойство учителю, их поведение подчас трудно предсказать, их могут считать недисциплинированными, необязательными и неспособными к обучению.

   Вначале такие дети дружелюбны и не замечают. Что чем-то отличаются от других, столкнувшись с непониманием и неприятием сверстников и учителей, могут вырабатывать стереотипное поведение «очкариков-интровертов» или, напротив, вести себя вызывающе, бунтовать. Частая конфронтация с окружением требует от них научиться либо справляться с возникающим напряжением, либо подавлять свои творческие потребности и пытаться быть «как все», что может приводить к личностному разрушению, агрессии или апатии. Если школа игнорирует и даже враждебно воспринимает творческие способности и интересы детей, от них трудно ожидать высокой мотивации к учению.

Одаренные дети более способны предвидеть последствия своих действий, чем их сверстники. С ранних лет способности позволяют им достигать успеха во всем, поэтому они не учатся преодолевать свои ошибки, которые очень сильно переживают, и начинают избегать тех сфер, где могут оказаться не на том уровне достижений, который они для себя наметили. С другой стороны, если задания слишком легкие, они усложняют их, чтобы получить внутренне удовлетворение, что справились с трудным делом: нарисовали не одну картинку на заданную тему, а целый альбом картинок на разные темы; написали не две страницы сочинения, а целых 20, но не о том. Изменение заданий, стремление выполнить работу безупречно, с точки зрения своих стандартов могут быть для них единственным способом заставить себя делать то, что ниже уровня их компетентности, но это может восприниматься окружающими как неадекватность, невнимательность или хулиганство, протест. Многих учителей раздражает такое поведение ребенка. Не понимая внутренних побудительных причин действий ребенка, учитель может трактовать его как «плохое поведение», пытаться исправить его своими силами или призывать на помощь родителей и администрацию. Лучше всего в такой ситуации обратиться за советом к психологу

 

Статью подготовила заместитель директора

 по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В.

 


  

Уважаемые родители, мы продолжим обзор статей на эту тему.

В следующих статьях:

 

1.              1. Проблемы в учении – следствие неравномерности психологического и социального развития одаренных детей;

      2.         Одаренный или гиперактивный?

      3.         Советы и рекомендации.

 

 

 

Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.9, тел.: (499) 198-62-23, (499) 198-37-00, 920-82-07.

Частный детский сад "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 290-56-92.

Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности "ЛУЧиК":

Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: 611-52-11, 611-08-35.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес:
lychik@lychik.ru,

 

 

 

 

 

 


В избранное