Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих первокласников Готовимся к школе. Развитие речи дошкольника


   

 

Тематические статьи

  www.lychik.ru
 
Школа "ЛУЧиК" - призер конкурса
"Школа года - 2005"!
Родителям будущих первокласcников.

Готовимся к школе. Развитие речи дошкольника

Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников!

Для всех вас важно, чтобы ваш ребёнок вырос не только крепким и здоровым, но и владеющим чистой, благозвучной, развитой речью.

И здесь важно помнить, что главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит именно родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего ребёнка трудности с речью.

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период естественного формирования. Без тренировки их развитие задерживается и даже может остановиться навсегда.

Родители должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

-старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью;

-чаще разговаривайте с ребёнком (во время прогулок на улице, на отдыхе, после просмотренного мультфильма);

-говорите с ребёнком медленно, короткими фразами, пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте это делать другим взрослым;

-каждый день читайте книги своему ребёнку, ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас почитать, не раздражайтесь, если придётся много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил ваш малыш, радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия;

-не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно;

-поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;

-не сравнивайте малыша с другими детьми.

Дошкольники очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, рассуждать, делать выводы.

В среднем дошкольном возрасте (3,5-4,5 года) дети начинают овладевать монологической речью. Дошкольник должен уметь связно рассказывать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображённом на картинке событии, пересказать знакомый текст.

Чем ближе и понятней ребёнку сюжет картинки, тем более совершенным будет её восприятие. Дошкольники могут дать не только описание, но и истолкование картинки со знакомым сюжетом.

Огромную роль играет и форма вопроса, с которым взрослый обращается к ребёнку при рассматривании картинки. На вопрос «Что нарисовано на этой картинке?» детям легче всего ответить перечислением. Они не будут задумываться над установлением связи между предметами. Если поставлен вопрос «Что происходит на картинке?»,  дети дают описание действий. И только вопрос «О чём эта картинка?» наталкивает детей на необходимость давать истолкование сюжета.

Чтобы ребёнок смог легко устанавливать связи между предметами на картинке, нужно обращать его внимание на позу изображённого человека, на его местонахождение на картине. Самым главным для понимания сюжета картинки является осмысливание человека в его действии. Полезным видом работы для развития умения правильно истолковывать содержание картинки будет придумывание названия картинки, так как в качестве названия должен выступить самый единственный, отличительный признак картинки. Детям нравится определять, к каким сказкам сделаны те или иные иллюстрации. После того, как сказка будет названа, нужно попросить ребёнка вспомнить, какому месту в сказке соответствует данная картинка. Такие викторины можно составлять из старых детских книг, вырезая иллюстрации и наклеивая их на картон. Постарайтесь, чтобы в подборке были не только самые узнаваемые сюжеты, но и второстепенные. Так вы разовьёте в ребёнке наблюдательность, память, приучите его внимательно слушать то, что вы ему читаете. Если у вас нет старых, годных к разрезанию книжек, можно заранее подготовить в книгах нужные картинки и, не показывая ребёнку обложку, предъявить ему картинки.

В 5 лет у части детей ещё существуют проблемы со звукопроизношением: многие заменяют более сложные звуки простыми (например, р на л, ж на з, ш на с), другие дети могут произносить все звуки правильно, но слова, насыщенные близкими по артикуляции звуками, выговаривают с ошибками (например, «раборатория»).

Чёткость звучания, хорошая дикция вырабатываются у тех детей, которые знают много стихов наизусть, тренируются в произнесении чистоговорок и скороговорок. Пусть малыш неторопливо, красиво произнесёт наизусть стихотворение, перескажет сказку или составит рассказ по картинке. Помогите ему, если какое-то слово вызовет затруднения в произношении. Ни в коем случае не передразнивайте ребёнка, не повторяйте его ошибки, а просто назовите слово правильно.

Рекомендуем разучивать с детьми чистоговорки и скороговорки для закрепления свистящих, шипящих и сонорных звуков:

Са-са-са    -    на траве роса.

За-за-за     -    зелёные глаза.

Ша-ша-ша -   песок сыплется с ковша.

Же-же-же -    вырос я уже.

Цо-цо-цо  -    румяное лицо.

Ач-ач-ать  -   я учусь читать.

Щу-щу-щу -   я щенка везде ищу.

Лю-лю-лю -  маму с папой я люблю.

Лы-лы-лы  -  наши девочки малы.

Ра-ра-ра     -  нам домой уже пора.

Ру-ру-ру     -  начинаем мы игру.

Уважаемые родители! Самое главное в развитии речи вашего ребёнка - это ежедневное общение. Больше разговаривайте со своими детьми!

Статью подготовила педагог начальных классов, руководитель методического объединения  Петрова Л.А.

 

 

Консультационный Центр «ЛУЧиК» предлагает свои услуги родителям, дошкольникам, ученикам школ, абитуриентам:
- подготовка в вуз для старшеклассников;
- подготовка к школе для детей 5-6 лет;
- занятия по английскому языку для всех желающих;
- консультации специалистов: психолога, логопеда и др.;
- тестирование школьников по предметам.

 

Занятия в индивидуальной и групповой форме проводят опытные педагоги и специалисты образовательного центра “ЛУЧиК” (основан в 1988 г., лицензия № 006748).

 

Наш адрес: ул.Вучетича, д.7-А, здание школы “ЛУЧиК” (м. Динамо, Дмитровская, Тимирязевская).
Запись по тел.611-52-11, 611-08-35. ии на сайте www.lychik.ru


Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

 

 

 

 
 

В избранное