Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих первокласников Ответы на вопросы родителей об учебной мотивации


   

 

Тематические статьи

  www.lychik.ru
 
Школа "ЛУЧиК" - призер конкурса
"Школа года - 2005"!
Родителям будущих первокласcников.

Ответы на вопросы родителей об учебной мотивации

Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы отвечаем на вопросы и разбираем ситуации, связанные с желанием (или нежеланием) ребенка учиться. Действительно, вопросы, связанные с учебной мотивацией ребенка не могут не волновать родителей, т.к. они понимают: если ребенок желает овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса возрастает. При отсутствии потребности учиться возникают многие школьные трудности.

Ответить на ваши вопросы помог обзор следующих изданий: "Почему учиться трудно?" М. Безруких, С. Ефимова, Б. Круглов; "Младший школьник. Как помочь ему учиться." Б.С. Волков; журналы "Здоровье от природы", "Обучение и карьера".

1. Какие существуют различия в области познавательных интересов детей?

Глубокий интерес к изучению какого-либо предмета в начальной школе встречается редко. Хорошо успевающих детей привлекают разные учебные предметы, их содержание. Характерна ситуативность. На разных уроках при изучении разного материала наблюдаются всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.
У первоклассников надо развивать потребность в приобретении новых знаний, особенно у слабоуспевающих.
Опрос первоклассников показал: отличники ценят учебное содержание и школьные правила: "нравится русский язык, там интересно", "нравятся уроки математики, на них мы учимся считать". Троечники и неуспевающие отвечали иначе: "нравится, что играем", "нравится, что в школе бывают выходные".

2. Какими способами можно развивать мотивацию ребенка?

Это можно сделать, если:
а) создать у ребенка ощущение продвижения вперед, переживание успехов в деятельности. Для этого надо правильно подбирать задания, которые он может сравнительно легко выполнить и получить заслуженную похвалу;
б) использовать все возможности материала для того, чтобы заинтересовать ребенка: ставя проблемы, создавая проблемные ситуации, активизируя самостоятельное мышление;
в) организовать сотрудничество с ребенком, осуществляя взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценивание.

3. Мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п.

С какими особенностями развития личности это связано?

Понятие долга для младшего школьника еще во многом абстрактно. Это далекая перспектива, как, например, поступление в высшее учебное заведение. А вот похвала, отметка – это реально. Чтобы получить высокую отметку, ученик готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить задание.

4. Большое значение в мотивации младших школьников занимают мотивы благополучия и престижа. Среди них первенствует мотив: "Хочу получать похвалы и хорошие отметки". Какие последствия могут быть в результате погони ученика за хорошими отметками?

Наиболее простой способ получения хороших отметок - это путь репродуктивной активности, дословного повторения услышанного от учителя, полное подражание его действиям. В результате снижается самостоятельная творческая активность ученика. Чтобы поднять в ранге поисковые творческие усилия, а не только репродуктивные, необходимо найти форму фиксации творческих находок ученика.

5. Какая должна быть оценочная стимуляция ребенка?

Только положительная! Категорически надо запретить себе (взрослому) всякие упреки. Только: "Забыл? Вспомни", "Не волнуйся - посмотри еще раз на условие задачи".
Даже, если хвалить, казалось бы, не за что, надо найти основание для доброго слова. Задача родителей - поддержать самостоятельность ребенка и желание самому добиться результата.

6. В качестве мотива учебной деятельности может быть установка. Одно дело, если это установка на успех во что бы то ни стало, а может быть, ведь и установка на избежание неудачи, не получить двойку. Как будет осуществляться учебная деятельность и развитие личности ученика в зависимости от установок?

Учащиеся с установкой на успех при всех ситуациях, что бы ни случилось, ни за что не сдадутся. Тогда как ученик, старающийся избегать неудач, хорошо учиться не будет и в будущем больших профессиональных успехов не добьется.
В заключение необходимо отметить, что ребенок включается в деятельность только тогда, когда ему ясен "личностный смысл" задания, когда у него есть определенная потребность для его выполнения.
Спрашивается, почему ребенок должен хотеть учиться, а не играть в какую - либо игру? Должна быть соответствующая потребность, о которой обычно говорят языком мотива. Мотивами могут быть интересы, цели, установки и сама потребность.
Даже навязанная деятельность может быть мотивирована. Чем? Желанием получить одобрение, избежать наказания, самоутвердиться и т.д. Родители должны знать общечеловеческие, возрастные, половые и др. потребности ребенка, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания.

Статью подготовила завуч по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В. 

 

 

Консультационный Центр «ЛУЧиК» предлагает свои услуги родителям, дошкольникам, ученикам школ, абитуриентам:
- подготовка в вуз для старшеклассников;
- подготовка к школе для детей 5-6 лет;
- занятия по английскому языку для всех желающих;
- консультации специалистов: психолога, логопеда и др.;
- тестирование школьников по предметам.

 

Занятия в индивидуальной и групповой форме проводят опытные педагоги и специалисты образовательного центра “ЛУЧиК” (основан в 1988 г., лицензия № 006748).

 

Наш адрес: ул.Вучетича, д.7-А, здание школы “ЛУЧиК” (м. Динамо, Дмитровская, Тимирязевская).
Запись по тел.611-52-11, 611-08-35. ии на сайте www.lychik.ru


Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

 

 

 

 
 

В избранное