Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих первокласников Способы и приёмы борьбы с утомляемостью


   

 

Тематические статьи

  www.lychik.ru
 
Школа "ЛУЧиК" - призер конкурса
"Школа года - 2005"!
Родителям будущих первокласcников.

Способы и приёмы борьбы с утомляемостью

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, с помощью каких приёмов можно разнообразить двигательную активность младших школьников с целью их меньшей утомляемости в течение учебного дня.
Два вида гигиенической гимнастики должны занять прочное место в распорядке жизни ребенка: утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления урока. К утренней гимнастике ребенка нужно приучать с 2-3 лет. Если занятия проходят регулярно, каждое утро, то к школе у него вырабатывается твердая и самостоятельная привычка ежедневной зарядки. Верно, не зря ее называют зарядкой; она на весь день заряжает ребенка хорошим настроением, помогает быстро устранить вялость, сонливость, повышает работоспособность.
Утренняя гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении, еще лучше - на свежем воздухе. Время для детей 6-7-летнего возраста - 10-20 минут.
В комплекс включаются не более 8-10 упражнений, каждое из которых повторяется 6-8 раз в бодром, но не очень быстром темпе. В первое время между упражнениями можно делать 10-15-секундные паузы, в дальнейшем - выполнять упражнения одно за другим. Количество упражнений надо увеличивать постепенно. Важно, чтобы упражнения, подобранные в комплексе, последовательно давали работу основным мышечным группам плечевого пояса и живота. Очень полезно вводить в утреннюю гимнастику упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц стопы.
Начинают обычно зарядку с ходьбы или легкой пробежки, затем упражнения в потягивании, с глубоким дыханием, наклоны вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. Заканчиваем легким бегом в течение 15-30 секунд, либо подпрыгиванием на месте на двух ногах или поочередно на каждой ноге по 20-30 раз. А затем - ходьба с постепенным замедлением темпа и дыхательными упражнениями для успокоения.
Во время гимнастики следите, чтобы ребенок выполнял упражнения четко, ритмично, без напряжения, следил за осанкой (положение плеч, головы, туловища) и дыханием (глубокое и ритмичное, вдох - носом, выдох - ртом). Гимнастику завершаем водными процедурами (обтирание, обливание или душ) и растиранием сухим полотенцем. Часто родители жалуются: ребенок не хочет делать утреннюю гимнастику ("Никак не заставить", "Не хватает времени"). Разумеется, если вы сами валяетесь в постели, а ему командуете: "Быстрее! Энергичнее!", он чувствует себя мучеником, начинает ныть и отказываться. Но можно помочь! Проветрите комнату, разбудите ребенка бодрым, веселым голосом, наденьте сами спортивный костюм и вместе с ним начинайте зарядку. Увидите, с каким удовольствием малыш последует вашему примеру!
Другая малая форма - физкультурные минутки. Их необходимо проводить на уроках в школе и дома во время приготовления домашних заданий, чтения, рисования, словом, во время всех тех занятий, когда долго приходится сидеть за столом или партой. Физкультурные паузы проводятся у младших школьников примерно через 10-15 минут занятий. Общая продолжительность их - не более трех минут. Упражнения (3-4) обусловлены характером предшествующих учебных занятий. После письменной работы - упражнения для рук, энергичные сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями и т. п.; после длительного сидения - приседания, потягивания с глубоким дыханием, повороты туловища. Дома вполне пригодятся упражнения, которые были разучены в классе.

И наконец, "большие формы" - подвижные игры и самостоятельные физические упражнения. В подвижных играх дети утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит согласовывать свои действия с коллективными. Надо ли здесь вмешиваться взрослым? Возможно, дети сами лучше выберут, чем и как заниматься? А почему бы и не вмешаться? Любое ваше участие в игре (если только вы не будете непрерывно командовать и воспитывать) ребенок примет на ура! Можно и без такого командования все же быть и педагогом, стремясь сделать игры и беготню наиболее полезными.
Развитие основных движений - одно из главных условий гармоничного физического развития. Вот и надо еще до школы учить детей основным движениям - таким как ходьба, бег, прыжки, перебрасывание и ловля предметов, метание в цель и вдаль, переноска небольшого груза, ползание и лазанье, передвижение по узкой и приподнятой опоре с сохранением равновесия. Учите ходить и бегать разными способами: на носках, с перекатом с пятки на носок, останавливаясь, меняя направление, делая повороты по сигналу взрослого, перешагивая, перепрыгивая или подлезая, бегать наперегонки, ловить друг друга.
Особо старайтесь ободрять и расшевеливать малоподвижных детей! Постоянно стимулируйте их двигательную активность, развивайте уверенность в своих силах при выполнении движений. Если же детей не учить вовремя основным движениям, то их двигательная активность зачастую бывает и низкой, и бестолковой.

А вот еще ваша реальная помощь: расскажите и покажите те игры, в которые играли сами, помогите оборудовать спортивную площадку во дворе. И, понятно, позаботьтесь о спортивном инвентаре: мяч, скакалки, санки, лыжи, коньки. И об элементарных спортивных навыках. Для самых маленьких это, в первую очередь, плавание, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, умение ездить на велосипеде и т. п. Даже пешеходная прогулка, если ее умно организовать, может быть отличным средством физической культуры и способом повышения двигательной активности. Прогулка позволяет в известной степени компенсировать недельный дефицит двигательной активности.
Еще одна вечная и вечно пренебрегаемая сторона физического воспитания - закаливание. В принципе - все согласны; но едва доходит до дела - сильнее боязнь навредить, простудить; и все откладывается до следующей недели (или года). А потом, вдохновленные какой-нибудь новейшей методикой, взрослые энергично берутся за дело и вот те раз - простудили! Нет спора, закаливание надо проводить систематически с раннего возраста; но уж если вы дотянули до поступления ребенка в школу, и здесь можно уберечь его от многих болезней с помощью закаливания. Прежде чем начать закаливание, обязательно посоветуйтесь с врачом, узнайте у него, что именно лучше применить к вашему ребенку.

Наиболее распространенный вид закаливания - это воздушные ванны. Летом воздушные ванны применяются преимущественно в утренние часы, в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и резкого ветра. Зимой - в закрытых, предварительно хорошо проветренных помещениях с температурой воздуха +14-16 С. Обнажать тело ребенка следует постепенно: сначала ручки-ножки, затем туловище. Первые воздушные ванны надо начинать в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже +20 и продолжительностью не более 15 минут. Постепенно время увеличивается до 1,5-2 часов.
В прохладную погоду (при температуре не ниже +13+14 С) во время приема воздушных ванн детям рекомендуются подвижные игры. Ни в коем случае нельзя допускать охлаждения: появления дрожи, "гусиной кожи", синюшности.
Ежедневно после утренней гимнастики - обтирание водой, температура которой (для начала) не ниже +33 С. Затем, через каждые 2-3 дня температура снижается на 1-2 и постепенно доводится до +18. Когда ребенок привыкнет к обтиранию, начинаем умывание до пояса водой (температура для начинающих +27 С, затем постепенно снижается до +16+17). Для душа или общего обливания начальная температура воды составляет +34+35, а конечная +22. Снижение температуры производят через 3-4 дня на 2. Продолжительность процедуры - 15-35 секунд. Очень полезны для ребенка обливания ног. Начальная температура воды +30; понижаем ее каждые 1-2 дня на 2 (для ослабленных детей - каждые 7 дней), доводим до +16+14.
Утром после сна, а также вечером перед сном, рекомендуется полоскать горло кипяченой водой комнатной температуры (1/3-1/2 стакана воды). Полоскание горла - хорошее закаливающее средство, оно предупреждает ангину, разрастание аденоидов и миндалин.
Не забывайте и о таком простом и эффективном способе закаливания, как хождение босиком - летом по траве, песку, а зимой по полу.

Конечно, все наставления о пользе и значении утренней гимнастики, закаливания, занятий спортом и т. п. останутся словами, если вы сами не будете следовать им. Надо понять простую вещь: когда спорт, закаливание, движение - часть жизни взрослых, все это естественно, без усилий и давления, а с радостью становится и частью жизни ребенка. Когда же взрослые этому чужды, ребенок и естественно радостные вещи, вроде купания и подвижных игр, воспринимает как лекарство, которое хитренькие взрослые сами не принимают, а его заставляют. Лекарство же, сами понимаете, не может быть приятным...

Статью подготовила завуч по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В.

 

 

Консультационный Центр «ЛУЧиК» предлагает свои услуги родителям, дошкольникам, ученикам школ, абитуриентам:
- подготовка в вуз для старшеклассников;
- подготовка к школе для детей 5-6 лет;
- занятия по английскому языку для всех желающих;
- консультации специалистов: психолога, логопеда и др.;
- тестирование школьников по предметам.

 

Занятия в индивидуальной и групповой форме проводят опытные педагоги и специалисты образовательного центра “ЛУЧиК” (основан в 1988 г., лицензия № 006748).

 

Наш адрес: ул.Вучетича, д.7-А, здание школы “ЛУЧиК” (м. Динамо, Дмитровская, Тимирязевская).
Запись по тел.611-52-11, 611-08-35. ии на сайте www.lychik.ru


Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

 

 

 

 
 

В избранное