Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих первокласников Нетрадиционные системы обучения.


Информационный Канал Subscribe.Ru

   

 

Тематические статьи

 
 
Родителям будущих первокласcников.

Как выбрать школу (продолжение, часть 4). Нетрадиционные системы обучения.

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Мы продолжаем знакомить вас с нетрадиционными системами обучения, которые используются в некоторых российских школах. Поговорим сегодня о системе Ховарда и Вальдорфской педагогике.

Суть системы Ховарда.
Методика американского учителя Ховарда распространена в 108 странах мира, а работать по своей системе он начал примерно четверть века назад. Представлять свою педагогическую систему в Россию Ховард приезжал лично. Главная школа Ховарда находится в американском городе Луисвилле, и построена она в виде огромного круглого зала. Зал перекрыт куполом, изображающим звёздное небо, как оно выглядит в полночь 20 марта, в день весеннего равноденствия. В центре зала – место учителя, оформленное в виде космической станции. Места учеников с их личными компьютерами, соединёнными с компьютером учителя, размещены по периметру зала. Каждый ученик самостоятельно ставит себе цель, изучает определённую часть учебного материала, затем – самотестирование, после чего – ответы на контрольные вопросы учителя.

 

В российских школах Ховарда помещения, конечно, не столь впечатляющие, но основные принципы обучения и программы те же, что и в американских школах, использующих эту систему. Здесь нет урока, как такового, нет домашних заданий, нет коллективной работы всем классом в привычном для нас понимании.
Утром, придя в школу, малыши полчаса настраиваются на работу – все вместе поют, играют, читают. Потом каждый ребёнок, определив вдвоём с учителем задания учебного дня по всем предметам, удаляется в собственный специально оборудованный отсек класса. Там он самостоятельно трудится над заданием. Если ученику что-то непонятно или же цель достигнута и задание выполнено, можно позвать преподавателя. В конце урока ребёнок сам выставляет себе оценку и решает вместе с учителем, повторять ли пройденное или ставить новую цель.

 

Ховард считает, что его система обучения развивает дисциплину и самостоятельность учеников в постановке целей, а воспитание детей на библейских ценностях способствует формированию нравственных и порядочных людей. Основной постулат Ховарда заключается в том, что процесс обучения должен представлять собой некое познание ребёнком мира в целом и достигать при этом всё больших и больших результатов. Согласно Ховарду, этот процесс в современной школе как бы оторван от личности самого ученика, так как на деле познающим субъектом является скорее учитель, чем ученик. Индивидуализация помогает раскрыть сущность деятельностного познания, где можно правильно сориентировать субъективные характеристики индивида на отношение к объективным данным учебного материала за счёт приближения целей обучения к самому процессу познавательной деятельности.

 

Система Ховарда, безусловно, позволяет индивидуализировать обучение в плане скорости освоения материала: каждый ученик занимается самостоятельно, и скорость его продвижения не зависит от скорости продвижения одноклассников. В то же время, очевидно, что в «школе завтрашнего дня» уменьшено взаимодействие между учениками и ученика с учителем. Вопрос заключается и в соотношении системы Ховарда с нашими образовательными стандартами.

 

 

Вальдорфская педагогика.

Суть системы.
Вальдорфская педагогика разработана в начале 20-го века в Германии приверженцами антропософии - философского учения о человеке, объединяющего закономерности развития человека как существа биологического, социального и духовного. Автор системы Вальдорфской педагогики – австрийский философ-мистик Рудольф Штейнер (1861 – 1925) – обращал особое внимание на развитие эмоциональной стороны личности ребёнка. Вальдорфская педагогика не относится к новым, недавно появившимся направлениям. Её истоки восходят к началу 20-го века, когда в Германии на основе идей Рудольфа Штайнера, основоположника «антропософской антропологии», была создана первая школа в городе Штудгарте при фабрике «Валдорф-Астория». Идеи этой школы уже почти 80 лет питают практическую педагогику. Во время войны в Германии вальдорфские школы были закрыты, поскольку не отвечали идеологии фашизма. После войны Вальдорфская педагогика фактически пережила своё второе рождение. Её распространение в мире связано и с тем, что ни одно из педагогических направлений не имеет так много общего в странах, значительно отличающихся своими культурными и национальными традициями – в Европе, Азии, Африке, Америке. Это важное преимущество и для детей, меняющих страну проживания. Во-первых, Вальдорфская педагогика ориентирована на личность ребёнка независимо от его интеллекта, возраста, национальности, вероисповедания, материального положения и т.п. А во- вторых, если ребёнок посещает Вальдорфскую группу, то в любой стране мира детский сад и школа для него будут родными и близкими, поскольку все они являются элементами единой мировой системы.

 

Обучение построено таким образом, что знания по какому-либо предмету ребёнок получает только тогда, когда он к этому наиболее подготовлен. Вообще, Вальдорфская педагогика отличается крайне мягким и нетребовательным отношением к детям. Главный постулат - чтобы человек не был беззащитным во взрослой жизни, в детстве он должен испытывать чувство защищённости. Для нормального развития личности ребёнка и всех её составляющих: интеллекта, способности к творчеству, эмоциональной и социальной сферы – необходимо, чтобы он с самого раннего детства воспринимал заботу взрослых о себе. Вальдорфская педагогика придаёт гораздо большее значение не нагрузке интеллекта школьника, а скорее – развитию его творческих навыков, не специальной тренировке памяти, а непроизвольному, эмоциональному запоминанию текста.

 

Рудольф Штайнер, выдвигая модель единой общеобразовательной школы («школы для всех людей»), положил в её основу идею общечеловеческого образования. Идея общего образования, ориентированная на целостное интеллектуальное, нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие – это ведущая идея Вальдорфской школы. То есть, детей в Вальдорфской школе обучают, исходя из того принципа, что прежде всего они – люди, а кем они станут в будущем – юристами, управленцами, докторами или художниками – это важно уже во вторую очередь. Последователи Вальдорфской педагогики не воспитывают будущих математиков-программистов или резчиков по дереву. Среди выпускников одного класса Вальдорфской школы можно встретить учеников с высокими достижениями в математике, иностранных языках, в истории или литературе, или же таких, которые показали прекрасные результаты в каком-либо виде искусства или же в ремесленно-практической области.

 

Принципы концепции.
В Вальдорфской школе детям прививают представления об истоках своей национальной культуры. Этому способствует и повседневная жизнь Вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Причём, как правило, школьники не готовят никаких выступлений специально для показа, а всё делается спонтанно, без заучивания четверостиший за две недели до праздников.

 

В детских садах и школах, придерживающихся взглядов Вальдорфской педагогики, создание психологического комфорта для детей – непременное условие. Известный в психологии «пик страхов» в возрасте 5-6 лет, когда возрастает число детских страхов, боязней и их интенсивность, естественным образом сглаживается благодаря проживанию ими некоторых праздников-сказок. В ноябре, когда дни становятся короче, темнее и холоднее, добрые и весёлые сказочные гномики, готовые прийти на помощь, зажигают свои волшебные фонарики. Быть мужественным, отважным, преодолевать препятствия и страх учит сказание о русском рыцаре Георгии. Праздник Пасхи – возрождение жизни после умирания (а именно к 6 годам отмечается осознание конечности отдельной жизни и формирование «страха смерти»). А главный праздник для каждого ребёнка – это, конечно, день его рождения. Это не формальная раздача конфет, как принято в большинстве детских садов и групповое «поздравляем!», а очень глубокое переживание своего появления на свет, не случайного, а долгожданного любящими родителями подарка Ангела-хранителя, который будет сопровождать ребёнка и помогать ему в самые трудные минуты.

 

Практикуется тесный контакт с родителями, продолжающийся на протяжении всего дошкольного и школьного периода – совместное с родителями проведение праздников, постановка праздничных спектаклей, участие мамы в Дне рождения, самостоятельное изготовление игрушек для детей, совместные походы.

 

Программа рассчитана на 11 лет. С 1-го по 8-й класс все основные предметы ведёт один преподаватель, прошедший обучение в одном из Вальдорфских центров. Оценок здесь не ставят, вместо них – лишь характеристика педагога. Уже с первого класса в Вальдорфских школах идёт изучение двух иностранных языков. Большое внимание уделяется ручному труду, так как «вальдорфцы» считают, что развитие мелкой моторики рук совершенствует интеллект, учит концентрировать внимание, регулировать собственное эмоциональное состояние. Здесь вяжут все (даже мальчики), режут по дереву все (даже девочки). Предметы преподают с учётом возрастных особенностей ребёнка. Художественные дисциплины – живопись, скульптура, лепка, драматическое искусство, игра на музыкальных инструментах – занимают основное место в расписании занятий, причём в старших классах количество часов на искусство увеличивается.

 

Огромное значение придаётся развитию музыкальных способностей, слуха и чувства ритма, поскольку в группе ежедневно и много поют. Воспитатель обычно сопровождает пение игрой на ксилофоне, лире, флейте или народном инструменте. Все эти инструменты доступны детям и для самостоятельной свободной игры, в отличие от пения хором под аккомпанемент музыкального руководителя раз в неделю, как это принято в большинстве начальных школ.

 

Вальдорфская педагогика направлена также на развитие речи. В норме младший школьник имеет повышенную двигательную активность и потребность в движении, и занимательные речевые упражнения (которые на самом деле являются играми) сопровождаются соответствующими тексту движениями, при этом текст легко запоминается, и речь ребёнка подчиняется ритму естественных движений тела.

 

Продолжение статьи о Вальдорфской педагогике смотрите на нашем сайте www.lychik.ru.

 

Статью подготовила заместитель директора по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В. (по материалам книги О.Морозовой «Я иду в школу»).

Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

Ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы Вы найдете на нашем сайте в рубрике "Вопросы и ответы"


 

Родителям школьников образовательный центр «ЛУЧиК» предлагает ознакомиться с интересной информацией о программе подготовки к школе для детей 5-6 лет, об особенностях обучения учеников 1-11 классов в школе «ЛУЧиК», программе довузовской подготовки для старшеклассников, узнать самые актуальные и важные сведения о вузах Москвы на страницах сайта www.lychik.ru в разделе «Школа» (дополнительная информация о школе"ЛУЧиК" по тел. 211-52-11).

 
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.child211
Отписаться

В избранное