Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бонна: все о нянях

  Все выпуски  

Бонна: все о нянях


www.bonna.ru
22 августа 2007
Выпуск № 59
Новые статьи

Съедобные краски, несъедобные растения и яблоки про запас
Нянина копилка
Сегодня наша дачная няня отправляется в огород. Надо собрать упавшие яблоки - и вместе с малышом приготовить из них полезные запасы на зиму. Надо оградить кроху от опасных растений и собрать сочные цветные плоды - для первых уроков рисования. Да и план участка можно изобразить, только "выйдя на местность". Многих вам сил и хорошей погоды, дорогие няни!
почитать

Варианты оплаты (весна 2007)
Подборки из конференций
Можно сказать, что новый сезон поиска нянь открыт. Полезными для будущих няневладельцев представляется тема формирования "стоимости" няни - какой перечень услуг и какая загрузка по времени на какую сумму "тянет". Итак, вот несколько обсуждений из конференции о нянях и гувернантках на www.7ya.ru - сколько стоит няня, сопровождающая и делающая уроки, сидящая с ребенком и помогающая по хозяйству, а также няня-воспитатель на неполную неделю.
почитать

Конференция

Темы за последнюю неделю

Тема: Ищу няню на полдня

м. Полежаевская или м. Сокол, москвичка или М.О. опыт и рекомендации необходимы. работа 5-6 часов в день по согласованию. ребенку 1 год, девочка.
16.08.2007, Ольга
Прочитать всю тему

Тема: Ищу няню в Чертаново

Требуется няня к детям 4 и 6 лет. График 3 вечера в неделю и 2-3 уикенда в месяц.
89163040831
12.08.2007, Полина
Прочитать всю тему

Тема: Варианты оплаты (весна 2007)

Тема создана для обсуждения этой статьи.
Можно сказать, что новый сезон поиска нянь открыт. Полезными для будущих няневладельцев представляется тема формирования "стоимости" няни - какой перечень услуг и какая загрузка по времени на какую сумму "тянет". Итак, вот несколько обсуждений из конференции о нянях и гувернантках на www.7ya.ru - сколько стоит няня, сопровождающая и делающая уроки, сидящая с ребенком и помогающая по хозяйству, а также няня-воспитатель на неполную неделю.
09.08.2007, Подборки из конференций
Прочитать всю тему

Тема: ищу работу няней

Добрая, отзывчивая женщина 52 лет, любящая детей ищет работу няней. Желательно с проживанием. Опыт работы с детьми до 3-х лет. Имеются рекомендации. Рассмотрю все предложения.
Тел.89265286105
89263615608 Екатерина Петровна
07.08.2007, ksuny
Прочитать всю тему

Тема: Ищем няню (полн рабочий день)

Ищем няню на полный рабочий день, 5 м.п. м.Академическая. Порядочную, добрую, чистоплотную, проживание Москва, наличие з.п. Опыт работы и рекомендации обязательны. моб тел 8-916-619-04-59.
16.08.2007, Оксана
Прочитать всю тему

Тема: Съедобные краски, несъедобные растения и яблоки про запас

Тема создана для обсуждения этой статьи.
Сегодня наша дачная няня отправляется в огород. Надо собрать упавшие яблоки - и вместе с малышом приготовить из них полезные запасы на зиму. Надо оградить кроху от опасных растений и собрать сочные цветные плоды - для первых уроков рисования. Да и план участка можно изобразить, только "выйдя на местность". Многих вам сил и хорошей погоды, дорогие няни!
16.08.2007, Нянина копилка
Прочитать всю тему

Тема: Ищем гувернантку. Срочно.

Ищем гувернантку для двух мальчиков 7 и 9 лет(очень желательно - педагог начальных классов). Обязанности: забрать детей из школы, качественно сделать уроки, отвести на спортивную секцию. График работы 5/2 с 14ч. - 20ч. Возможно проживание и питание в течение рабочей недели, если это Вам удобно.
Ольга. 8 916 221 85 70
14.08.2007, Ольга
Прочитать всю тему

Тема: Это - реально нужный сайт !
14.08.2007, Vetteloca
Прочитать всю тему

Тема: няня в богатой семье
08.08.2007, ольга
Прочитать всю тему

Тема: Нужна няня на 2-3 дня в неделю, Коньково
08.08.2007, Ирина
Прочитать всю тему

Перейти в конференцию

Доска объявлений

Объявления за последнюю неделю

16.08.2007   Опытная няня ищет работу с полной занятостью в семье с ребенком младшего возраста. Есть опыт работы с грудничками. подробнее

16.08.2007   ПРЕДЛАГАЮ УСЛУГИ НЯНИ К ДЕТЯМ ОТ 1-3 лет,ВОЗМОЖНА ПОМОЩЬ ПО ДОМУ.УКРАИНКА,48 лет.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,20 лет РАБОТЫ В УЧИЛИЩЕ.ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ.ДОЧЕРИ 25 ЛЕТ,ВНУКУ 2.5 года.ЗНАНИЕ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА.ПРОЖИВАЮ МЕТРО "КАХОВСКАЯ".ГАЛИНА 8 926 629-38-46 подробнее

16.08.2007   Няня или няня/гувернантка для ребенка от 2-х лет, выезд 2-3 раза в неделю желательно в районе Ясенево или поблизости. Имею большой педагогический стаж. По образованию (диплом МГУ) - биолог/вирусолог. подробнее

16.08.2007   Требуется гувернер (гувернантка) со знанием англ. языка к мальчику 11 лет, полная занятость.

Требования: 25-50 лет, высшее образование, наличие опыта работы обязательно, наличие рекомендаций приветствуется, доброжелательность, организованность, без вредных привычек.
Обязанности: качественное приготовление уроков, сопровождение в спортивную секцию, и пр.
Условия: работа в Москве, иногда за городом, транспорт предоставляется. Зарплата не почасовая, от 1 000 у.е. (в зависимости от опыта, обсуждается на собеседовании).
подробнее

16.08.2007   Семья москвичей приглашает няню для малыша 6 мес.
М. Тимирязевская, 5мин. пешком.
Требования: москвичка, 35-55, без в/п, ответственная, порядочная, аккуратная и т.д. Планируемый график работы: первые 2 месяца - неполный рабочий день (график по договоренности), в перспективе - полноценный рабочий день, неделя 5/2. Оплата - по договоренности.
Галина, Москва, 8.906.719.14.40
подробнее

16.08.2007   Ищем няню на полный рабочий день, 5 м.п. м.Академическая. Порядочную, добрую, чистоплотную, разумная инициатива приветствуется, без вредных привычек, проживание Москва, наличие з.п. Опыт работы и рекомендации обязательны. моб тел 8-916-619-04-59. подробнее

16.08.2007   Москвичка 24 года. Опыт работы 4 года.Образование незаконченное высшее педагогическое.Предлагаю услуги няни.
А также могу подготовить вашего ребенка к школе.
Я терпелива, энергична, добросовестна. Обладаю уравновешенным, весёлым, общительным и открытым характером.
Большая любовь к детям, знание многих развивающих методик.
Проживаю метро Пражская.Работать могу в любом районе.
Оплата зависит от графика и обязанностей.
подробнее

16.08.2007   Занятия для детей в Новых Химках. Опытный педагог-психолог приглашает на развивающие занятия по уникальной методике в утренние и вечерние группы детей 1,5- 2, 2- 3, 3- 4,4-5,5-6 лет. Репетиторство 1-4 класс, индивидуальная подготовка к школе.Чтобы ваши любимые чада не скучали в городе летом,я решила организовать занятия рисования,лепки и апликации-это то,что1) занимательно и интересно2)развивает многие навыки3)творить под чутким руководством лучше,чем безцельльно гулять.В хорошую погоду занятия на улице.Запись по телефону 8-916-595-10-68 Александра подробнее

16.08.2007   Ищу няню для мальчика 3-х лет. Работа с понедельника по пятницу. Сейчас живем в Подмосковье, а в конце сентября переезжаем в Москву. Предлагаем проживание как за городом, так и в Москве в отдельной комнате. Оклад 20 000 руб. в месяц.
Обязанности:полная забота и развитие ребенка.
Требования: педагог с профессиональными знаниями и опытом работы с детьми дошкольного возраста,аккуратность, доброжелательность, разумная инициатива, отсутствие вредных привычек. Любовь к детям.
Ольга (916)694-98-57
подробнее

15.08.2007   ПРЕДЛАГАЮ УСЛУГИ НЯНИ НА ПОЛНУЮ ЗАНЯТОСТЬ К ДЕТЯМ ОТ 1-3 ЛЕТ,ВОЗМОЖНА ПОМОЩЬ ПО ДОМУ.УКРАИНКА,48 ЛЕТ.ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,20 ЛЕТ РАБОТЫ В УЧИЛИЩЕ.ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ.ДОЧЬ 25 лет,ВНУКУ 2.5 ГОДА.ВЛАДЕЮ МЕТОДИКАМИ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА.ПРОЖИВАЮ МЕТРО "КАХОВСКАЯ".ГАЛИНА 8 926 629-37-46 подробнее

Перейти на доску объявлений

Наши рассылки
О своем, о девичьем
Ждем ребенка
Все о детях
Обучение и раннее развитие
Образование и карьера
Семейные отношения
Семейный отдых
Домашнее хозяйство

 

Сегодня в выпуске

  • статья "Съедобные краски, несъедобные растения и яблоки про запас";
  • няньские новости;
конкурс рассказов

Конкурс рассказов "В поисках няни"

В поисках няни для своего ребенка вы приобрели немалый опыт, преодолели множество трудностей и теперь точно знаете, что надо делать и чего не надо. Напишите нам об этом, чтобы другие родители могли воспользоваться вашими советами. Поиск няни был легким и приятным? Об этом тоже расскажите!
Сроки проведения конкурса: май-октябрь 2007 г.
Призы: 5 победителей конкурса будут награждены комплектами из 3 книг серии "Смешарики".

Рассказы на конкурс можно отправить через специальную форму. Если вы хотите проиллюстрировать свой рассказ фотографиями, присылайте его в формате word по адресу bonna@alp.ru.

Опубликованные рассказы: Чудеса случаются, Няни Дамира, Суперняня, Мэри Поппинс, Няня. Приглашаем поделиться собственным опытом и принять участие в конкурсе!

статья

Съедобные краски, несъедобные растения и яблоки про запас

Сегодня наша дачная няня отправляется в огород. Надо собрать упавшие яблоки - и вместе с малышом приготовить из них полезные запасы на зиму. Надо оградить кроху от опасных растений и собрать сочные цветные плоды - для первых уроков рисования. Да и план участка можно изобразить, только "выйдя на местность". Многих вам сил и хорошей погоды, дорогие няни!

Изобразительное творчество (9 месяцев - 1,5 года)

Съедобные рисунки

Рисовать и вообще заниматься каким-то творчеством с детьми такого нежного возраста стало принято совсем недавно. Что-то педагоги позаимствовали у детей постарше и адаптировали к возможностям годовалых малышей, что-то придумали специально для них. В этом возрасте рисование, больше похожее на пачканье бумаги, преследует цель скорее ознакомления с разнообразием мира предметов и их свойств. Поэтому кроме собственно красок (гуашевых или специальных пальчиковых) ребенку можно дать и другие вещества, оставляющие след, - например, съедобные.

  1. Если в вашем распоряжении овощи и ягоды с огорода и соковыжималка, дайте малышу в качестве краски сок свеклы, моркови, петрушки, черной смородины, ежевики и т.п. Рисовать можно пальцем, ладошкой, кисточкой и даже маленькой чайной ложкой.
  2. Из тех же овощей, а также картофеля, кабачка, репы, яблока (возможно, имеющих не очень "товарный вид") можно вырезать печатки. Например, очищаем от кожуры половину картофелины такого размера, чтобы поместилась в кулачке у малыша, другу половину оставляем в кожуре - за нее он будет держать печатку. На очищенной части острым ножом вырезаем какой-то выступающий силуэт - цветок, грибок, елочку - желательно, что-то узнаваемое и знакомое ребенку. Покажите малышу, как можно прикладывать печатку к листу бумаги и получать изображение (если печатка сделана из красящего овоща, например, свеклы), или продемонстрируйте, как нужно обмакнуть ее в краску, а потом уже "печатать".
  3. Густая "краска" получается из любой каши-размазни, подкрашенной тем же соком из овощей или ягод. "Рисовать" такой краской можно как на бумаге, так и на пластмассовом подносе нейтрального цвета или даже на маленьком столике, прикрепляемом к детскому высокому стульчику. Кстати, это занятие может отвлечь кроху на то время, пока вы что-то готовите.
  4. Можно рисовать и по сухой крупе - например, манке, рассыпанной тонким слоем на подносе. Встряхнув поднос, получаем опять "чистый лист".

Напомним, что листы бумаги (если вы рисуете на ней) должны быть как можно крупнее - большие куски обоев, оборотная сторона старых календарей и т.п. Все эти "эксперименты" сопряжены с последующей уборкой и отмыванием ребенка - так что по возможности их лучше перенести на улицу, а малыша или совсем раздеть, или нарядить в специальную "художественную" футболку, на которой не страшно оставлять пятна.

Безопасность (1,5-3 года)

Эту ягодку не едят

Малыш первого-второго года жизни многое тянет в рот. Как защитить кроху от опасностей в виде несъедобных ягод и грибов, появляющихся в конце лета и на дачном участке, и за его пределами? Вот несколько советов для няни и ее подопечного.

  1. Возьмите за правило примерно раз в месяц осматривать пределы дачного участка на предмет опасных растений, которые могут привлечь внимание ребенка - в первую очередь, яркими ягодами. Вот самые опасные в смысле возможного отравления растения Средней полосы:
    • листья болиголова (напоминают листья петрушки),
    • плоды ландыша,
    • ягоды бузины и крушины (последние напоминают мелкие вишенки),
    • вороний глаз (ядовито все растение, но особенно - плод, красивая ягода, похожая на крупную чернику, "на фоне" 3-4 зеленых листьев),
    • волчье лыко (россыпь ярких красных ягодок на зеленом стволе растения),
    • борщевик (высокое, крупнолистное растение, вызывает сильные раздражения на коже),
    • белладонна (ягоды напоминают мелкие вишни, сладковатые на вкус),
    • черная белена (все части растения очень ядовиты, но больше всего детей привлекают коробочки с семенами, напоминающие маковые зернышки).
  2. Прививайте ребенку привычку - все, что он нашел (сорвал, выкопал, поймал и т.п.), он должен принести или показать ответственному за него взрослому (вам, маме, бабушке и т.п.). Установка "Я очень хочу посмотреть, что ты нашел" плюс одобрение действий малыша "работает" значительно эффективнее, чем запреты. Если ребенок только показывает вам привлекшую его внимание ягодку, стоит назвать ему растение, охарактеризовать саму ягодку и обозначить ее принадлежность к съедобному или несъедобному миру: "Да, это ягоды калины. Смотри, сейчас они еще желтоватые, но скоро станут совсем красными. Они невкусные, мы их не едим".
  3. Двух-трехлетнему малышу можно сменить установку на следующую: "Давай не будем рвать, а будем любоваться". Ребенок этого возраста вполне способен понять, как красив живой цветок на поляне - и как быстро он увядает сорванный, даже в баночке с водой. У малыша, который с уважением относится ко всему, растущему вокруг него, и не привык рвать все подряд, значительно меньше шансов пострадать!
  4. И еще один принцип, которым можно руководствоваться с детьми от 2-3 лет, особенно во время прогулок по лесу: "Берем только то, что знаем". В самом деле, пытаясь запомнить по картинкам и описаниям съедобные грибы и ягоды, путаются и многие взрослые, не говоря о детях. А с этой установкой большинство растений и грибов автоматически переходят в разряд непригодных в пищу, а круг того, что "берем", резко сужается: "Это земляника. Мы ее собирали с мамой. Можно есть". При этом никто не мешает постепенно, при соответствующем интересе ребенка и взрослого расширять свои знания биологии и собирательский опыт и "узнавать" все новые и новые растения и грибы.

Домоводство (3-5 лет)

Пора яблок

В Подмосковье на них этим летом явный урожай, поэтому мы решили рассказать дачным и городским няням, как можно использовать это изобилие. Кстати, если ваш подопечный уже умеет обращаться с ножом и знаком с правилами резки (на доске, от себя и т.п.), вы можете привлекать его в помощники - летние сорта яблок, особенно те, что уже упали с дерева, как правило, довольно податливы и режутся легко. Итак, вот несколько яблочных рецептов.

Напиток. Нарезаем яблоки дольками, заполняем ими до верху кастрюлю, заливаем кипятком и ставим на огонь. Яблоки должны покипеть 5-7 минут, после чего снимаем кастрюлю с огня и оставляем напиток настаиваться. В еще теплый добавляем сахар по вкусу (часто он бывает не нужен), после остывания процеживаем.

Повидло. Яблоки нарезаем дольками и засыпаем сахарным песком из расчета на 1000 г яблок 600 г сахара. Когда яблоки дадут сок, ставим на маленький огонь в духовку или на плиту - на рассекатель пламени или на водяную баню, чтобы не подгорели. Время от времени перемешиваем. Через 1-2 часа медленного кипения можно разложить горячее повидло по банкам для консервирования и укупорить крышками. Более однородное повидло получается из яблочных долек без кожицы.

Витаминное варенье. Нарежьте яблоки дольками. Приготовьте чистые банки для консервирования и широкую кастрюлю, в которой их поместится несколько. Налейте в кастрюлю столько воды, чтобы банки были погружены в нее "по плечики", и поставьте ее на маленький огонь (чтобы получилась водяная баня). Начинайте заполнять банки яблоками, послойно пересыпая их небольшим количеством сахарного песка. При нагревании яблоки быстро дадут сок. Когда все банки будут почти до краев заполнены яблоками с сахаром, а сверху выступит сок, банки можно укупорить.

Окружающий мир (5-8 лет)

А мы пойдем по плану...

Ребенку этого возраста уже под силу оперировать отвлеченным понятиями, и эти его способности можно использовать и развить, играя в карту или план - например, дачного участка, где вы живете летом.

Вам понадобятся: большие листы бумаги в клетку или миллиметровки; простой и цветные карандаши; линейка; простой атлас с набором топографических знаков.

Начать можно с того, что попробовать просто зарисовать участок, пока без учета масштаба. Предложите ребенку: "Представь, что мы с тобой поднялись над нашим домой и участком на воздушном шаре или вертолете. Поднялись невысоко - так, что нам виден весь забор и все, что расположено на участке. Давай попробуем нарисовать, что мы увидим".

После того, как работа будет выполнена, похвалите рисунок и предложите прогуляться по участку с рисунком в руках и посмотреть, не забыли ли вы чего-то. Можно дорисовать забытое по ходу прогулки и в подходящий момент обратить внимание ребенка на несоблюдение масштаба (только сделать это простыми словами). Можно сказать: "Посмотри, между домом и воротами примерно такое же расстояние, как между домой и вот этой яблоней. А на рисунке ворота получились далеко, а яблоня - очень близко, она как будто подпирает дом". Предложите ребенку показать, как составить точный план участка - на котором все будет как в действительности, только в несколько раз меньше.

Чтобы такой большой участок "поместился" на листе бумаги, предложите один шаг ребенка изображать одной клеточкой. Например, пусть малыш измерит шагами длину забора. Вы можете идти рядом и помогать считать шаги. Потом отложите отрезок нужной длины на вашем плане. Так постепенно отмеривайте шагами и отмечайте на бумаге расстояния от объекта до объекта (от забора до дома, от угла дома до туалета, от одного дерева до другого). Можно использовать принятые топографические обозначения, а можно рисовать по-своему. Обязательно рядом с планом зарисуйте перечень условных обозначений и подпишите его.

Обратите внимание ребенка на то, что на план попадают только неподвижные объекты - так, качели, которые вы время от времени переставляете на газоне, обозначать не надо.

Эту работу можно растянуть на много дней, поделив на маленькие этапы. Заканчивать каждый этап надо до того, как ребенку станет скучно или он устанет. В процессе у малыша разовьются пространственное и абстрактное мышление, навыки счета, работы с карандашом и линейкой. Для постепенной подготовки младшего школьника к предстоящей скоро учебе - то, что нужно!

Использованы материалы журнала "Наш малыш", сайта "Наш ребенок"

няньские новости

08.08.2007

На днях Свердловский суд Иркутска вынес обвинительный приговор сотрудникам фирмы, устанавливающей аппаратуру для скрытой прослушки и видеосъемки в квартирах.

Такие устройства у жителей города пользуются спросом. С их помощью люди пытаются выяснить: изменяет жена или нет, обижает ли няня ребенка и тому подобные вещи. Судебный процесс над теми, кто устанавливает приборы для такой слежки, в Иркутске первый.

Брали "на живца"

- В принципе наблюдать за своей квартирой и устанавливать внутри нее аппаратуру для скрытого наблюдения можно, - говорит помощник прокурора Иркутской области Александр Семенов. - Но для этого нужно написать заявление в охранное предприятие. Причем не во всякое, а в то, у которого есть лицензия на такую деятельность. Все должно быть официально. В конце концов, похоже, мы забыли о праве человека на частную жизнь!

Но мало кто из иркутян знает, что на тайное наблюдение в своей квартире нужно писать официальную бумагу. И поэтому клиентов у фирмы Александра Инглези было много. Пока в их число не попал милиционер. Специалистов по скрытому наблюдению взяли "на живца".

- Видеокамера и микрофон вмонтировали в телевизор. Записывающее устройство и провода спрятали под тумбочкой, - рассказывает Александр Семенов. - За выполненную работу три установщика получили от хозяина квартиры (то есть живца-милиционера) 34,5 тыс. рублей. И тут же были задержаны сотрудниками милиции. За незаконную установку средств для тайного наблюдения всех троих обвинили по статье 138 Уголовного кодекса и оштрафовали на сумму от 2,5 до 4 тыс. рублей.

За нами не смотрят только в туалетах

Тут мы задумались. Все-таки можно или нельзя тайком записывать происходящее? Весь Иркутск опутан проводами. Во многих офисах идет видеозапись. Разве что в туалетах за нами не смотрят.

- А в туалетах и раздевалках за людьми наблюдать запрещено по закону. Но если их не считать, то весь Иркутск опутан проводами - это верно, - говорит заместитель директора охранного предприятия "Форпост" Григорий Тимофеев. - Все крупные конторы буквально шпионят за своими сотрудниками. Объясняют это борьбой с хищениями, за дисциплину, за получение информации. Много заказов поступает и от частных лиц.

- А можно? А вот если чей-то супруг против будет?

- Когда хозяин квартиры приходит с заявкой на негласное наблюдение, мы обязательно спрашиваем его - зачем? В основном ссылаются на неверных жен и мужей. Или просят проверить няню, - говорит Григорий Тимофеев. - За сомнительные заказы не беремся. Но в своей квартире хозяин, то есть собственник, барин. Имеет право знать обо всем, что происходит в его отсутствие. Пишет заявление, что берет ответственность на себя. Мы проверяем документы и устанавливаем видео. Но мы действуем по закону, имеем лицензию.

Как выяснилось, Иркутск опутан тайными проводами. Сейчас, в последнюю очередь, видеонаблюдение ставят и на улицах. Там действительно нужно... А вот в чужих квартирах и на лестничных клетках - запрещено. Чужая территория.

Липчинская Ольга

07.08.2007

Как воспитывать ребенка, если вы все время на работе-2


Публикуем еще один отрывок из книги семейного психолога, специалиста по детскому консультированию Анны Кравцовой. "Непослушные детки, или как понимать своего ребенка" выходят на днях в серии "Искусство быть родителем" издательства "Эксмо". В предыдущей публикации мы задались вопросом: надо ли родителям малыша, уходя на работу испытывать чувство вины за то, что они не могут уделить ему достаточно времени.

Причины чувства вины

Очень долгое время ребенок и мама были одним целым. Само рождение малыша, его первое отделение от мамы настолько удивительно для него, что он очень переживает ее отсутствие, особенно когда ему что-нибудь нужно. То, что ребенок "очень переживает", мама узнает по его громкому, требовательному крику. Такому требовательному и отчаянному, как будто малыш обнаружил пропажу чего-то, принадлежащего только ему одному, чего-то своего, что всегда должно быть у него.

Мама для новорожденного малыша — его собственность. Своим криком он заявляет свои абсолютные права на нее! Он не хочет (и поначалу не умеет) ждать! Малыш вкладывает в свой крик сильные эмоции, которые будто говорят маме: "Ты нужна мне немедленно! Ты часть меня, меня не будет, если не будет тебя!" И, конечно, внимательная, заботливая, настроенная "на волну" малыша мама именно так и воспринимает эти переживания: "Его не будет, если меня не будет рядом".

Это чувство огромной сопричастности, почти слияния с младенцем, знакомо большинству мам в первые дни и недели после рождения малыша. Именно оно и рождает чувство вины: разве я могу пойти на предательство и лишить своего ребенка его собственности, жизненно важного для него моего присутствия! Младенец, тревожась из-за нового для него ощущения отделенности от мамы, как бы передает ей эту тревогу, чтобы лучше справиться с этой первой трудностью своей самостоятельной жизни. Он почти "обвиняет" маму: "Так хорошо и понятно было внутри тебя! Зачем ты стала отдельной?" И мама действительно чувствует себя виноватой. Только со временем, привыкая к "отдельности" младенца, к тому, что это уже отдельная личность (со своим собственным характером!), мама начинает понемногу осознавать, что малыш "БУДЕТ", даже если ее не будет рядом.

Переживать "виноватость" маме придется не раз в жизни, а столько же раз, сколько ребенку придется испытывать разные тревоги. А уж им нет числа! Вот ребенок пошел в садик: "Мама, мне так спокойно было дома, а теперь мне придется знакомиться с новыми людьми и новыми вещами — это интересно, но тревожно! Ты уверена, что правильно сделала для меня?" Вот он впервые сел на велосипед: "Я хорошо умею ходить и не падаю. Мама и папа, вы не ошиблись, давая мне эту странную штуку?" Вот он выбрал институт: "Я, конечно, сам выбираю себе профессию, но вы, родители, сумели правильно оценить мой выбор?" И, может быть, вот он женился: "Я посмотрел на вас и решил тоже иметь семью. Вы подали мне хороший пример?"

Конечно, дети почти никогда не произносят таких слов, но многие из них, преодолевая очередные важные и сложные моменты своей жизни, думают именно так, они надеются на то, что родители поддержат и подстрахуют их. Причина возникновения у родителей чувства вины — тревожные переживания ребенка по поводу своей самостоятельности. Этих тревог невозможно избежать, потому что маленький ребенок очень зависит от родителей, но, подрастая, он становится все более самостоятельным. По мере того, как родители видят, что ребенок становится самостоятельным и учится справляться со своими тревогами, они меньше испытывают чувство вины. И чем взрослее становится ребенок, тем больше он рассчитывает на свои силы и тем меньше предъявляет к родителям претензии типа "если бы ты не работала, я мог бы делать с тобой домашние задания и получать лучшие оценки" или "ты не научил меня играть в футбол, ты был вечно занят, а теперь надо мной все смеются". Вот и получается: чтобы родителей не "изводило" чувство вины, ребенок должен как бы "отпустить" их. Но для этого он должен почувствовать себя комфортно в своей "самостоятельности"! Подрастая, справляясь со своими тревогами, ребенок постепенно оценит собственную личную жизнь и самостоятельность, а значит, научится уважать личную жизнь родителей и, конечно, их работу как часть этой личной жизни! Вот тогда и чувство вины не будет так сильно мучить маму и папу. Если это так, тогда вопрос, на который нам нужно ответить, — это вопрос о том, как же научить ребенка не бояться самостоятельности.

"Почему ты плачешь?"

Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются за них и рыдают, не позволяя выйти из дому.

— Машенька, мама пойдет на работу, заработает денежек и купит Машеньке ботиночки. Машенька хочет ботиночки?..
— Да! А-а-а!!!
— А Машенька будет с бабушкой. Машенька любит бабушку?
— Да! А-а-а!!!
— А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку?
— Да! А-а-а!!!
— Ну почему же ты плачешь?!!
— А-а-а!!!

Понять, почему ребенок плачет, если, казалось бы, его все устраивает (и ботиночки хочет, и бабушку любит, и от конфетки не отказывается), почти невозможно. Сам ребенок тоже ни за что не сможет объяснить причину того, почему он не хочет отпустить маму и остаться с бабушкой. Даже спрашивать его об этом по меньшей мере бесполезно, а иногда и вредно (по интонации вопроса он чувствует, что им недовольны, и переживает, что расстроил или обидел маму). Почему же он плачет? Он плачет, потому что слезы — единственный способ, которым ребенок может показать, что он ,беспокоится. Он не боится остаться без мамы, он не думает, что ему будет плохо с бабушкой, его просто беспокоит ситуация расставания. А еще он беспокоится за маму: как она там, без него?

Взрослые наделяют слезы более трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли. При виде плачущего ребенка взрослый теряется: он знает по своему опыту, как трудно утешить горюющего человека, слезы ребенка затрагивают болезненные чувства и воспоминания взрослого, и он готов сделать все, лишь бы слезы прекратились. Ребенок же слезами "разговаривает". Фактически разговор с Машенькой был таким:

— Машенька, мама пойдет на работу, заработает денежек и купит Машеньке ботиночки. Машенька хочет ботиночки?..
— Да! Но причем тут ботиночки, неужели я должна менять тебя на ботиночки? А-а-а!!!
— А Машенька будет с бабушкой. Машенька любит бабушку?
— Да! Если я плачу о тебе, получается, что я не люблю бабушку! Я ее так этим обижаю! Это ужасно! А-а-а!!! Бабушку жалко!!!
— А бабушка даст Машеньке конфетку! Машенька хочет конфетку?
— Да! Ты думаешь, что бабушка даст мне конфетку, но я так ее обидела! Я такая плохая девочка, разве кто-нибудь даст конфетку такой плохой девочке! А-а-а!!! Конфетку хочется!!!
— Ну почему же ты плачешь?!! — Из-за тебя! Из-за ботиночек! Из-за бабушки! Из-за конфетки! А-а-а!!!

Мама Машеньки может думать, что девочка переживает ее уход, однако, предлагая так много других тем, она сама отвлекает дочку от переживания расставания, и ситуация отношений мамы и дочки превращается в ситуацию отношений ребенка со множеством других людей и вещей — и ребенок теряется! Ребенок хочет говорить именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как сильно он хочет об этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том, когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку, который осваивает новый опыт расставаний и встреч. Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не травмировать" ребенка и вопреки своим планам и желаниям осталась дома, тем самым просто "откладывает" разговор о расставаниях и встречах. Такой разговор обязательно рано или поздно состоится, и ребенок снова будет использовать для разговора все свои возможности: слова, слезы, капризы, манипуляции...

Специалист по детскому консультированию и терапии детско-родительских отношений Анна Кравцова

Новостная лента

Успехов вам и вашим детям!
До следующей встречи!

(C) Бонна.ру, компания АЛП.
Ждем Ваших отзывов, новостей и ссылок на bonna@alp.ru.
 

В избранное