Малыш, появившийся на свет первым, обычно более сильный физически и поэтому начинает играть «главную роль» в паре. Необходимо вовремя заметить это, чтобы не позволить младшему ощущать себя неудачником, всегда «вторым». Ситуация, в которой один из малышей – «лидер», а другой – «подчиненный», встречается очень часто. Важно помочь детям, чтобы такое самоощущение не сохранилось потом и во взрослой жизни.
Родителям, ожидающим появления близнецов, нужно готовиться не только к двойным материальным затратам. И все психологические проблемы, конфликты, трудности воспитания в случае с рождением двух малышей оказываются как бы «в двойном размере», проявляются ярче.
У близняшек по сравнению с другими детьми есть много психологических особенностей. Они связаны и с постоянным существованием «вдвоем», в паре, и даже с теми осложнениями, которые возникают еще на стадии многоплодной беременности. Поскольку организм женщины «рассчитан» на рождение лишь одного, двоим или троим малышам приходится испытывать и в материнской утробе, и при родах различные «стрессы». Правда, современная медицина способна свести к минимуму их последствия.
Однако в конечном итоге родителям придется обеспечивать правильное развитие ребенка, не допуская отставания от уровня, соответствующего возрасту.
Очень часто «дружные» близнецы сильно зависимы друг от друга и не могут расстаться ни на минуту. С другой же стороны, такая «самодостаточность» не понуждает ребят выходить «за границы» собственного маленького мирка, строить отношения с другими сверстниками.
Частое следствие такой тесной дружбы – «автономная» речь, язык, созданный близнецами и понятный лишь им одним, который дети обычно и не желают объяснять окружающим. В связи с этим часто возникают задержки в развитии нормальной речи, которые можно устранить правильным общением с детьми, специальными занятиями, играми.
До трех лет близнецы могут откликаться на оба имени и не узнавать себя в зеркале или на фотографии… Родителям важно вмешаться как можно раньше и с помощью определенных приемов приучать крошек к тому, что у каждого из них – свое имя, свои интересы, свое мнение и своя личность.
В подростковом возрасте, когда дети начинают ощущать свою самостоятельность, они, наоборот, могут очень сильно стремиться к самоутверждению, доказательству собственной значимости. И это чревато особыми конфликтами, если вовремя не вмешаются взрослые.
Малыш, появившийся на свет первым, обычно более сильный физически и поэтому начинает играть «главную роль» в паре. Необходимо вовремя заметить это, чтобы не позволить младшему ощущать себя неудачником, всегда «вторым». Ситуация, в которой один из малышей – «лидер», а другой – «подчиненный», встречается очень часто. Важно помочь детям, чтобы такое самоощущение не сохранилось потом и во взрослой жизни.
Часто с близняшками родителям бывает очень трудно справиться. Их двое – и дети могут объединиться как бы в воинственный «тандем», подчинять который при воспитании будет очень сложно.
И при воспитании очень важно не переходить грань, «разделяя» интересы слишком близких друг к другу близнецов или, напротив, примиряя «соперников». Нужно действовать мягко. Важно также помнить, что одинаково относиться к обоим невозможно, ведь они – разные, и об этом близнятам постоянно будет напоминать окружающий мир. Справедливость заключается не в том, чтобы «уравнивать» детей, а чтобы правильно понимать и защищать интересы каждого.