Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как выбрать интересные и полезные книжки ребенку? Дети и их книги


 

 

"Совершенно не хочет читать!" — восклицает мама, не забывая припомнить, как в свое время "под одеялом с фонариком", запоем и по доброй воле... Что изменилось?

С трудом отобрав у сына свою книжку, я задумалась над тем, можно ли назвать моего ребенка читающим. С одной стороны, его поглощают все встречные буковки независимо от того, написаны они в книге, на заборе или на мониторе. С другой же стороны, он читает одни и те же истории, отмахивается от моих рекомендаций, но иногда втыкается в совершенно помоечные, на мой взгляд, тексты. Да и вообще, книжка, которую я у него отобрала, — была в компьютерном варианте. Все радетели о детском чтении противопоставляют книгу компьютеру. А мальчик-то мой на ноутбуке читал известную повесть, бумажный вариант которой я так далеко засунула, что проще оказалось скачать электронную версию из Интернета.

Ностальгия

Конечно, если б речь шла о произведении из школьной программы, я могла бы купить книжку заново, благо эту классику у нас издают и переиздают во всех видах. Классика — это вечная ценность, которая всегда будет пользоваться спросом. Хотя бы потому, что родители нынешних детей читали ее в детстве. И издатели читали ее в детстве, и ностальгия подсказывает им, что это хорошо. Результаты же этой ностальгии выглядят так: у нас существует до 20 разной степени убогости изданий одного и того же "Золотого ключика", по полсотни одновременно вышедших в разных издательствах "Сказок Пушкина", минимальных собраний Чуковского, Михалкова, Барто. Причем, говоря о минимальных собраниях, я имею в виду, что все издатели, как под копирку, включают туда один и тот же "необходимый минимум", не желая выглянуть за его рамки.

Дивная была история в начале апреля, когда детские библиотеки украшались детскими же рисунками к произведениям Чуковского, юбилей которого праздновался в те дни. Все юные художники повально рисовали картинки к двум-трем произведениям. Думаете, потому что это самые любимые детские произведения? А почему ж среди них не было ни "Бибигона", ни "Федорина горя", ни "Крокодила"? А потому что издательский репертуар в смысле Чуковского (а также Михалкова, Барто и др.) скуден до чрезвычайности.

Почему? Нет ответа. Впрочем, ответ очевиден. Издатель — бизнесмен, которому нужна прибыль от его предприятия. И пусть тот, кто не хочет получать денег за свои труды, первым бросит в него камень. Так вот издатель выпускает прежде всего те книги, которые быстро продадутся и принесут прибыль. Поскольку дети, конечно, целевая аудитория детских книг, но платят все-таки родители, то и расчет издательский строится в большей степени на родителей. Отсюда такое перенасыщение рынка однотипными книгами для малышей, а для ребят постарше произведениями тех жанров, которых очень не хватало лет двадцать-тридцать назад тогдашним десятилетним (фантастика, фэнтези, детективы, ужастики), отсюда почти полное игнорирование жанров, которых было в советское время очень много, — я говорю в первую очередь о школьной повести с "производственным" сюжетом.

Кроме того, наши издатели активно обращаются к зарубежному опыту и продвигают на рынок переводные книги, оправдавшие маркетинговые ожидания иностранных издателей. Во многих случаях это полезный опыт: на волне успеха пришли к нашему читателю и Гарри Поттер, и книги Жаклин Уилсон, и сериал "Херувим" Роберта Маркмора, и великолепная скандинавская детская литература. Некоторые иностранные литературные проекты, наоборот, на российском рынке не выживают. Но, похоже, это только пока.

Спрос иди предложение?

Не так давно проводилось социологическое исследование детского и подросткового чтения. Оно показало, что говорить о "нечитающем поколении", как очень любят делать некоторые, все-таки рано. Дети читают. Девочки читают больше, чем мальчики, но этой тенденции уже пара сотен лет исполнилась, так что гендерные различия — не повод для печали. Жанровые предпочтения подростков включают в себя фантастику, фэнтези, детективы. Такова картина спроса. А как выглядит предложение? Зайдите в детский отдел любого книжного магазина, и вы увидите, что книжки для девочек, объединенные в специальные девичьи серии, занимают целые стеллажи. Изданий же специально для мальчиков на порядок меньше. Причем если в девичьих книжках встречаются истории про современную жизнь, то мальчишечьи почти сплошь — фэнтези и фантастика. И те книги, которые не имеют четкой гендерной направленности, тоже по большей части фантастика и фэнтези. Или детективы.

Или что-то специально юмористическое. Кажется, надо радоваться, что предложение так точно отвечает спросу. А может, все наоборот? Может, это спрос отражает предложение? Примерно в то же время когда социологи оценивали чтение школьников, сами школьники в пяти регионах России участвовали в работе Детского читательского жюри. Из предложенных им разножанровых и разнонаправленных книг они выбирали самые, на их взгляд, лучшие и интересные. И вот что получилось: младшие школьники голосовали за сказочную историю Андрея Усачева "Малуся и Рогопед" и за чудесные смешные рассказы Артура Гиваргизова. А вот уже ученики средних классов из всего предложенного им выбрали совершенно не детективную и не фантастическую повесть Валерия Воскобойникова о современных школьниках "Все будет в порядке". Старшеклассники же проголосовали за историю еврейской девочки, переправленной во время Второй мировой войны из оккупированной Австрии в нейтральную, — "Остров в море" Анники Тор. Надо сказать, что это история не столько о холокосте, сколько о взрослении в отрыве от родных и близких, о попытке вписаться в новый мир, не имеющий ничего общего с миром привычным, и о многом другом, что в той или иной степени переживает почти каждый подросток.

Читатель в поисках

Я вовсе не призываю объявить бойкот книгам легких и популярных жанров. Я далека от призыва "Гарри Поттера долой!". Более того, я очень люблю сагу Джоан Роулинг и рекомендую ее и своим, и чужим детям: это очень умные книги, достоверные в психологическом смысле, возможно, лучшие книги последнего десятилетия о школе. Но мне хочется равновесия. И детям хочется равновесия. Когда Ленинградская областная детская библиотека проводила исследование того, о чем хотят прочесть подростки, никто не написал "о девочке, которая стала принцессой/ведьмой/жительницей иных миров" или "о мальчике, который обнаружил, что он волшебник/зачарованный рыцарь/спаситель вселенной". Писали "о девочке, такой же, как я", "об отношениях с учителями и родителями", "о дружбе", "о школе" и так далее. В общем, интерес юного читателя можно назвать в какой-то степени прикладным: он хочет найти в книге отражение своей жизни и ответы на свои вопросы. Детским библиотекарям известен такой распространенный казус: неожиданно мальчики начинают читать самые сопливые книжки для девочек. Знаете — почему? Потому что не нашли других книг о современной школе. Вот и хватаются за какую-нибудь "Виртуальную любовь в 6 "б"" или за "Героя-любовника из пятого "а"" (реальные названия книг, между прочим).

А еще детским библиотекарям известно, что читающим может стать любой ребенок или подросток, если встретит свою книгу, попадающую именно в его ожидания так, как в свое время попал в читательские ожидания "Гарри Поттер".

Почему они не читают?!

Ответ на этот вопрос прост до чрезвычайности: потому что. Потому что в нужное время им не попалась нужная книга. Потому что им мало читали вслух. Потому что в доме это не принято. Или, наоборот, в доме к книгам отношение бережное до сакральности, которое не позволяет взять книжку в кровать, на кухню или в туалет. Я не призываю намеренно портить или засаливать книги. Но почему никто не запрещает малышу таскать за собой повсюду любимого медвежонка, а подобное отношение к книге обычно не одобряется?! Почему-то считается, что с определенного возраста "книги детям не игрушка", и замена плюшевой собачки дошкольника на томик Усачева у второклассника редко бывает адекватной.

Почему-то отношение к чтению в семье и в школе — это отношение не к празднику, а к обязанности. Читающие дети гораздо чаще растут в тех семьях, где принято делиться радостью от прочитанного, без всякого повода зачитывать домашним вслух наиболее интересные куски и смаковать удачные фразы. Между прочим, во всей этой моей филиппике слово "радость" — ключевое. Все в той же Ленинградской областной детской библиотеке одно из направлений работы с детьми так и называется: "Радостное летнее чтение". Летнее — потому что свободное, без давления школы и обязательств. Радостное — потому что радостно не только легкое и не только смешное. Это радость познания, радость открытия, радость самостоятельно сделанных выводов, свободы выбора миров, куда ты хочешь унестись мыслью, радость созерцания и радость игр ума.

Поводы для радости

У каждого читателя книги — поводы для радости — свои. То, что доставит удовольствие одному, категорически не пойдет у другого. Трудно давать какие-то общие рекомендации. Иногда даже со своими детьми можно ошибиться, что уж говорить обо всех детях. Но есть писатели, произведения просто необходимы ребенку, подростку для того, чтобы он вырос полноценным счастливым читателем. Это и Аркадий Гайдар, и Юрий Коваль, и Вадим Шефнер, и Марк Твен, и О'Генри, и Алан Милн, и Астрид Линдгрен. Будет читателю счастье от "Легенд и мифов Лаврового переулка" Григория Остера и от стихов Андрея Усачева, от произведений Артура Гиваргизова, Марины Москвиной, Станислава Востокова. Девочки всего мира радуются книгам Жаклин Уилсон, мальчикам нравятся очень обыкновенные герои норвежца Клауса Хагерюпа. Я боюсь захлебнуться в перечислениях. Каждый ребенок может стать читателем, если найдет свою книгу. Каждому ребенку можно помочь найти ту книгу, которая станет для него своей.

* * *

В книжном магазине — сотни названий, а имена авторов большей частью не знакомы. Как понять, какие книги хороши для наших детей?

Стихи хорошие и не очень

Начать этот обзор имеет смысл с изданий для самых маленьких: "картонок" со стихами и мелких брошюрок с "развиваюшими заданиями". Некоторые родители такие брошюрки даже за книги не считают, но исправно несут детям в клювиках. И очень часто делают это зря. Потому что даже в десятистраничной какой-нибудь "Муркиной считалке" есть рифмованный текст, что-нибудь вроде: "Говорит корова: "My, хорошо в своем дому!" или "Если есть у кисочки на ушах две кисточки...". Подобные тексты, как правило, пишутся обо всем на свете, причем километрами, а потом нарезаются на порции в зависимости от объема будущей книги. Маршак как-то сказал, что детские стихи должны проходить проверку дважды: на детях и на взрослых с тонким вкусом. Если стихи нравятся только взрослым, то они не детские. Если только детям, то они не стихи вовсе. Так вот среди поэтов, неизменно выдерживающих такую "двойную проверку", любой профессиональный читатель детских книг назовет Марину Бородицкую, Дарью Герасимову, Юрия Кушака, Вадима Левина, Виктора Лунина, Романа Сефа, Андрея Усачева.

Бестселлеры

Из писателей нового поколения на слуху более всего, наверное, Дмитрий Емец и Тамара Крюкова. Емец знаменит благодаря громким процессам, где его обвиняли в плагиате или, по крайней мере, в эксплуатации чужих идей и образов ("Гарри Поттер" против "Тани Гроттер"), а также огромным щитам, рекламирующим его "хулиганское фэнтези" о Мефодии Буслаеве. Тиражи Тамары Крюковой, конечно, не столь впечатляющи, зато у нее много книжек. Пишет она и юмористическое о школе, и лирическое о подростковой любви (по книге "Костя+Ника" недавно сняли фильм), и фантастическое о призраках в Интернете, и, конечно, сказочное дамское рукоделие: подарки фей, заклятие гномов, кубки чародеев и так далее.

Умные сказки

Тиражи у книг Сергея Георгиева, Марины Москвиной, Сергея Махотина, Сергея Седова, Светланы Лавровой гораздо меньше, чем у произведений Крюковой и Емца. Зато этих авторов любят начитанные дети с чувством юмора и философским взглядом на жизнь. Им нравятся короткие сказки-притчи Георгиева о драконах, фельдмаршалах, мальчиках, девочках и прочих неизведанных существах, полная радостных открытий жизнелюбивая и лирическая проза Москвиной и Махотина, парадоксальные сказки Лавровой и еще более парадоксальные философские сказки Седова.

Настоящая жизнь

Писатели, которые пишут о сегодняшних детях и подростках, не перевелись, а книжки их детьми востребованы. Не случайно детское читательское жюри нескольких регионов России в начале нынешнего года единогласно признало книгу Валерия Воскобойникова "Все будет в порядке" лучшей для среднего школьного возраста. А книжка, между прочим, серьезная: о школе, проблемах, об экологии и гражданской ответственности. О реальных, а не сказочных проблемах школьников пишет и писатель Екатерина Мурашова.

С исследовательским интересом к жизни подходят авторы научно-популярной литературы (например, Кир Булычев, который был не только фантастом, но и серьезным историком) и писатели-анималисты с пейзажистами. Это у них профессиональное: что у историка Булычева, что у бывшего моряка Святослава Сахарнова, что у наблюдательного Леонида Сергеева, рассказывающего детям о животных. А недавно в полку исследователей жизни прибыло: к ним присоединился бывший сотрудник Московского зоопарка выпускник Центра охраны живой природы на острове Джерси Станислав Востоков.

Книги А. Гиваргизова

А этого автора я даже не знаю, как классифицировать. С одной стороны, дети из детского читательского жюри объявляют его автором лучшей книги для младшего школьного возраста. С другой — взрослые восхищаются: "Высокая литература! Потрясающе!" С третьей — другие взрослые возражают: "Непедагогично! Подрывает все жизненные устои!" А я думаю: ну и что, что непедагогично? Зато весело и все правда.

* * *

Любимые книги детства

"Домашний очаг" составил свою "золотую книжную полку". Это те книги, которыми зачитывались в детстве мы — нынешние родители.

  • А. Алексин. "Мой брат играет на кларнете", "Сигнальщики и горнисты" и др.
  • Б. Алмазов. "Самый красивый конь"
  • А. Беляев. "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия"
  • К. Булычев. "Приключения Алисы Селезневой"
  • Ж. Верн. "Дети капитана Гранта", "Таинственный остров"
  • А. Волков. "Волшебник Изумрудного города"
  • А. Гайдар. "Голубая чашка", "Тимур и его команда" и др.
  • В. Гауф. "Маленький Мук"
  • А. Грин. "Алые паруса", "Бегущая по волнам"
  • Д. Даррелл. "Зоопарк в моем багаже", "Моя семья и другие звери"
  • Д. Дефо. "Приключения Робинзона Крузо"
  • А. Конан Дойл. "Приключения Шерлока Холмса"
  • В. Драгунский. "Денискины рассказы"
  • А. Дюма. "Три мушкетера", "Граф Монте-Кристо" и др.
  • В. Железников. "Каждый мечтает о собаке", "Чучело"
  • Б. Заходер. "Кит и кот"
  • В. Каверин. "Два капитана", "Верлиока"
  • Л. Кассиль. "Кондуит и Швамбрания", "Будьте готовы, Ваше Высочество"
  • В. Катаев, "Сын полка"
  • Дж.Р. Киплинг. "Книга джунглей"
  • Ф. Купер. "Пионеры"
  • Л. Кэрролл. "Алиса в Стране чудес"
  • Д. Линдгрен. "Пеппи — Длинный Чулок", "Приключения Эмиля из Леннеберги" и др.
  • Д. Лондон. "Белый клык"
  • Г. Мало. "Без семьи"
  • С. Маршак. "Детки в клетке"
  • А. Маршалл. "Я умею прыгать через лужи"
  • А. Милн. "Винни-Пух и все-все-все"
  • Н. Носов. "Приключения Незнайки"
  • Ю. Олеша. "Три толстяка"
  • В. Осеева. "Васек Трубачев и его товарищи", "Динка"
  • Ш. Перро. "Сказки матушки Гусыни"
  • Э. Рауд. "Муфта, Полботинка и Моховая борода"
  • Т. Майн Рид. "Вольные стрелки", "Всадник без головы"
  • Д. Родари. "Приключения Чиполлино", "Джельсомино в Стране Лжецов"
  • А. Рыбаков. "Кортик", "Приключения Кроша"
  • Д. Свифт. "Путешествие Гулливера"
  • В. Скотт. "Айвенго", "Роб Рой"
  • Р.Л. Стивенсон. "Остров сокровищ", "СентИв"и др.
  • М. Твен. "Приключения Тома Сойера", "Принц и нищий"
  • Д.Р. Толкиен. "Хоббит, или Туда и обратно"
  • П.Л. Треверес. "Мери Поппинс"
  • К. Чуковский. "Доктор Айболит" и др.
  • Е. Шварц. "Сказка о потерянном времени", "Два брата" и др.
  • Я. Экхольм. "Тута Карлсон Первая и Единственная"
  • Т. Янсон. "Шляпа Волшебника", "Опасное лето"

 


В избранное