Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Свежие статьи в интернет-журнале для настоящих пап "Батя".


Свежие статьи в интернет-журнале для настоящих пап "Батя".
Папина зарядка
2013-07-24 02:14 obolonkovas

До того как стать отцом, я любил зарядку по утрам, турники и рукопашный бой. Рукопашка два раза в неделю, во-первых, на несколько часов полностью отключала меня от всех студенческих и юношеских тревог, а, во-вторых, вселяла глубокое внутреннее спокойствие и в тело, и в ум, и в сердце. Что еще можно испытывать, когда тебя только что месил огромный дядя, а ты не сдался и даже несколько раз одолел его? С женитьбой и рождением дочери все эти мужские радости постепенно ушли из моей жизни.

 

Когда-то я мечтал о монашестве, но, повзрослев, понял, что обет безбрачия не для меня и стал мечтать о семье. И вот семья у меня появилась. Не успел я в полной мере насладиться радостью жизни с любимым человеком, как среди нас появился третий, вернее третья – и в один миг моя семейная жизнь наполнилась самой суровой монастырской аскезой, какую я только мог себе представить. Бдения, пост, когда хронически не успеваешь поесть, ранние подъемы, воздержание, уборка и стирка, работа, прошенные и непрошенные советы и наставления родных… Какая тут рукопашка два раза в неделю, если тебе нужно бежать свой личный «марафон»? В общем, сначала из моей жизни ушел спортзал, затем – турники, следом – утренняя зарядка.

 

Постепенно жизнь наша обрела новые берега, мы кое-как приспособились к новому ее ритму. Нагрузки спали, сон улучшился, и тело стало просить нагрузок, а, не получая оных, заныло. Когда тело ноет, то и на душе как-то нехорошо делается. Вот я и стал думать, как возвращать себе физическую форму не в ущерб общению с женой и дочерью. Думал-думал и придумал несколько способов найти в каждом дне семейной жизни время на нехитрую зарядку.

 

Утренние прогулки

 

zaradka_0В первые месяцы жизни многие дети спят неважно. Обычно расплачиваются за это мамы. Но мы, мужья, порой вполне можем дать нашим женам хотя бы пару часов спокойного сна без неудобных поз, детского плача или постоянного опасения его услышать. Моя девочка родилась в начале июля, и благодаря этому с ней можно было без особых сборов гулять по утрам. Я вставал, насколько мог рано, иногда даже в четыре утра, засовывал дочурку в слинг и уносил ее на 3, а то и все 4 часа на улицу. Дома эти часы сопровождались частыми просыпаниями, свежий воздух же и качание от ходьбы обеспечивали глубокий сон. Вооруженный сосками и бутылочками со сцеженным молоком, я не боялся, что малышка проснется и не найдет рядом маминой груди.

 

Чаще всего всю прогулку я шел. За 3-4 часа можно пройти 15-20 километров. Это серьезное упражнение на сердце и функционалку, к тому же именно в это время на улице летом свежо, а воздух чистый. Я делал так почти до самых осенних морозов.

 

С дочкой в слинге можно заниматься на спортплощадках: подтягиваться, отжиматься на брусьях, качать пресс на шведской стенке подъемом ног. Спящий ребенок служит утяжелителем. Если выйти с коляской, то тогда ваши руки вообще развязаны для любых упражнений на турниках. С хорошей коляской даже можно совершать пробежки, если катить ее впереди себя.

 

На обратном пути можно зайти на рынок или в магазин, купить свежих овощей и фруктов к завтраку. Можно придумать еще кучу занятий на эти часы, например, чтение или исследование окрестностей. Мы жили в центре, и я ходил на Красную площадь, разведывал укромные детские площадки в округе, иной раз и в храм заходил. Пока вы делаете все эти полезные вещи, ваша жена спокойно спит, а ваш ребенок вдыхает утренний воздух и ваш запах, чувствует биение вашего сердца. Это простейшее, но очень важное общение.

 

Я возвращался домой к восьми и отправлялся на работу, а жена была заметно добрее и спокойнее, чем в те дни, когда я ленился и оставался поспать.

 

Чуть не забыл, что это прекрасный повод наладить режим. После такого утра в десять вечера вам неизбежно захочется спать.

 

Наверное, все это можно адаптировать и для зимы, но гулять придется в темноте. Есть, кстати, и специальные пальто с расширенной грудной частью и вырезом с капюшоном для детской головки. И уж точно аналогично можно проводить дневной сон ребенка на спортивной площадке. Ребенок спит – вы тренируетесь.

 

Полчаса в день

 

Когда ребенок подрастает и спит лучше, можно вставать немного раньше ребенка и жены, чтобы сделать обычную зарядку. По словам известного спортсмена и бизнесмена Сергея Бадюка 30 минут интенсивного занятия в день вполне достаточно для поддержания формы на хорошем уровне. Важна интенсивность нагрузки и регулярность. «Делайте понемногу, но каждый день!» – говорит Бадюк.

 

zaradka_2Хороший домашний снаряд – это гиря. Во-первых, она может быть всего одна с оптимальным для вас весом и занимать мало места. Во-вторых, пользоваться ею можно и как гантелей. В-третьих, собственно гиревых упражнений очень много, и их легко найти в Интернете (у того же Бадюка).

 

Кроме того, нагрузки вполне можно распределить по всему дню. Всегда найдется несколько минут, чтобы отжаться от пола на кулаках или на пальцах, подтянуться, проходя мимо перекладины или брусьев дома или на улице. Это не требует специального похода в зал, зато позволяет хорошенько размяться, если у вас сидячая работа. Для большей эффективности труда рекомендуется ежечасно делать перерывы, которые как раз и можно заполнить отжиманиями, размахиваниями руками и отработкой ударов по воздуху. Важно наметить себе нормальное количество повторений на один день и стараться его выполнить.

 

Скажем, 100 отжиманий в день и несколько десятков подтягиваний не потребуют специального времени для выполнения, но дадут минимальную нагрузку. Эти минимальные цифры называл все тот же Бадюк. Он же рекомендовал таскать с собой резиновый эспандер везде и всюду…

 

Третий известный мне способ найти немного времени для упражнений дома с ребенком – это занять своего ребенка каким-нибудь спортивным снарядом. Мы с женой предложили малышке гимнастические кольца, и они ей пришлись по душе. 10-15 минут автономной занятости обеспечено, а ребенок развивает цепкость и ловкость.

 

Упражнения с «бесценным снарядом»

 

С определенного возраста становятся возможными совместные зарядки. Мой младший брат и дочка начиная с года, когда я при них делал зарядку, активно имитировали мои движения, тем самым отлично тренируя координацию. Есть и немало упражнений, которые можно делать вместе.

 

Крайне важно во время упражнений общаться с ребенком, говорить с ним простым, но взрослым языком без сюсюканья. Еще важнее быть внимательным к малышу, улыбаться ему и не навязывать каких-то движений, если он от них отказывается или хнычет. Давление с вашей стороны создаст у ребенка скорее неприятные ассоциации со спортом.

 

«Подъем малыша»

 

Обычно детям нравится, когда их поднимают перед собой на вытянутых руках. Особенно хорошо, если ребенок сам держится за ваши большие пальцы ¬¬– так тренируетесь вы оба. Также ребенка можно поднимать одной рукой. Для удобства можно посадить малыша в прочную авоську. Ребенку будет весело, а вам тяжело.

 

«Отжимания с отягощением»

 

Положив ноги на стул, а руками опираясь на край другого, можно посадить ребенка на колени лицом к себе и работать, сгибая руки в локтях и с силой возвращая себя в исходное положение. Для ребенка вы – качели, на которых нужно еще удержаться, ребенок для вас – драгоценный утяжелитель.

 

Другой вид отжиманий, до которого моя дочь додумалась самостоятельно, – когда ребенок сидит у вас на загривке. Моя дочь моментально устремляется ко мне на шею, едва завидев, что я отжимаюсь. Когда вы исполняете, к примеру, 30-е повторение, дополнительные 10 килограммов детского веса серьезно осложняют задачу. Важно при этом стараться соблюдать технику обычных отжиманий.

 

«Всадник»

 

Посадив ребенка на плечи, можно делать наклоны из стороны в сторону. Ребенок будет стараться удержаться на вас, это потребует от него больших усилий и усидчивости, и ему будет весело. Также хорошо совершать глубокие приседания с ребенком на плечах.

 

«Акробат»

 

Еще одно упражнение лучше делать над кроватью, чтобы было мягко падать. Хватаете ребенка за руки и затем аккуратно перехватываете по одной руке, хватая то руку, то ногу в случайном порядке. Ребенок переворачивается, иногда покрикивает от неожиданного поворота, но в основном хохочет. Очень важно следить за тем, куда у малыша гнутся руки и ноги, чтобы нечаянно его не травмировать. Упражнение развивает вестибулярный аппарат ребенка и координацию движений, ведь со временем, малыш научается более активно участвовать в этом упражнении и тоже начинает за вас цепляться.

 zaradka_1

«Солдатик»

 

Возьмите малыша на руки спиной к себе, прижимая его ноги к своей груди одной рукой выше колен, другой – ниже. Делайте наклоны вперед, держа свою спину прямо. Малыш будет подаваться назад и качать мышцы спины. А вам нужно вовремя уворачиваться от детского затылка.

 

«Змейка»

 

Шагайте широкими шагами, а ребенка просите пробегать под вами, огибая поочередно ваши ноги.

 

«Вижу-не-вижу»

 

Посадив малыша на край кровати, вы то выглядываете из-за края кровати, то снова прячетесь. На самом деле вы просто отжимаетесь с веселыми гримасами на лице, а для ребенка это привычная и любимая игра в «вижу-не-вижу». Моей дочке это очень нравится. Аналогично можно качать пресс. Ноги засовываются под кровать для упора, ребенок сидит на кровати или у вас на животе, и вы снова играете в «вижу-не-вижу». Эти же «прятки» можно повторить в «мельнице», встав спиной к ребенку и показываясь ему из наклона.

 

«Делай как я»

 

Это упражнение на координацию, взаимопонимание и взаимодействие. Во время него вы можете перемежать стандартные разминочные упражнения с различными заданиями специально для ребенка, перед каждым упражнениям прося ребенка повторять за вами. Малыш будет неловко имитировать ваши движения: скажем, вы вращаете руками в плечах, а малыш скорее размахивает, а когда вы переходите к вращению в локтевом суставе, малышу обычно не удается повторить это и он продолжает также размахивать всей рукой от плеча. Важно каждый раз показывать и объяснять, как нужно, даже если у него не получается. Что-то похожее вы увидите через много совместных тренировок.

 

В этой игре-упражнении можно ходить вместе на цыпочках, выполнять наклоны, стоять на одной ноге и делать все, что придет вам в голову. Помимо обучения ребенка владению своим телом, вы получите потрясающий опыт взаимодействия с неразговорчивым и не очень понятливым пока существом и налаживания контакта.

 

«Липкие руки»

 

Со своим шестилетним братцем я, бывает, играю в «липкие руки». Это бойцовское упражнение, но довольно мягкое и безопасное. Участники становятся в боевую стойку и выставляют вперед руки – полусогнутые в локтях и с открытыми ладонями. Задача каждого – контролировать руки соперника, ограничивая их движения, и не давать контролировать свои. Запрещено хватать соперника и прерывать контакт своих рук с руками противника. Ладони остаются открытыми, а ладони всегда касаются друг друга. Чтобы выполнять упражнение с ребенком, придется встать на колени. Это несколько скует ваши движения, но и даст компенсационные преимущества вашему маленькому сопернику.

 

«Борьба в стойке»

 

Также хорошее упражнение для мальчишек. В оригинале упражнение выполняется в паре двумя бойцами, один из которых держит другого за голову, сомкнув свои локти на груди соперника, а ладони сцепив у него на затылке. Задача одного – удержать положение, задача другого – оказаться в положении держащего. Упражнение изнуряющее, но не травматичное. От взрослого так же, как и в «липких руках», потребуется стойка на коленях.

 

Упражнения просты, но это только кажется, что, скажем, шестилетний малыш совсем безобидный соперник, на деле он очень ловкий и быстрый и вполне способен не только выворачиваться из вашего захвата, но и захватить вас «в плен» за счет скорости, выносливости и гибкости.

 

«Закалка»

 

По утрам я всегда принимаю холодный душ и по возможности приобщаю к этому малышку. Я просто ставил ее в ванную и выливал таз холодной воды, но в какой-то момент она стала хныкать при виде наполняющегося таза, а после обливания и вовсе вопить. И тогда я придумал делать все иначе. Я в трусах или плавках залезаю в ванную сам, а потом втаскиваю дочь и прошу ее побрызгать на меня водой из таза. Я брызгаю в ответ, и у нас получается веселая игра, которая заканчивается обливанием сначала меня, потом ее и общим хохотом.

 

Во время процедуры необходимо улыбаться и подбадривать ребенка. Это относится ко всем совместным упражнениям.

 

Во всех упражнениях важна регулярность занятий, ведь вес вашего бесценного «снаряда» незаметно растет сам собой.

 zaradka_4

Вместо заключения

 

Все это, безусловно, не сделает вас «Мистером Вселенная», но поддерживать сносную физическую форму так вполне можно. Самое главное, конечно, что делать все это можно вместе с ребенком или рядом с ним, не просто развлекая его, но и упражняя на цепкость, ловкость и силу.

 

Нельзя не отметить воспитательный эффект. Согласитесь, это куда мощнее, чем в зрелом возрасте давать советы. Желание заниматься спортом в относительно сознательном возрасте пришло ко мне из раннего детства, когда родители еще успевали заниматься и я видел это.

 

Всевозможных совместных упражнений можно придумать уйму, и тогда зарядка превратится в увлекательную игру для вас и вашего ребенка. Заодно и мама получит небольшое послабление в своем каждодневном труде, а, может, и присоединится к папиной зарядке!

 

 



Иллюстрации из нашего детства: лучшие переиздания стихов Маршака
2013-07-26 17:34 obolonkovas

Иллюстрации в детских книгах важны практически так же, как и текст, поэтому к выбору изданий для детей стоит подходить с двух позиций: насколько хорошее содержание и насколько удачные иллюстрации. Рисунки не должны пугать своим «своеобразием» юных и неюных читателей или приучать к мысли, что нечто странное неопределенного цвета с оскалом и глазами «в точку» и есть нормальное изображение зайца, к примеру. Я глубоко убеждена, что животные и другие герои литературных произведений на страницах детских книг должны быть изображены с большим мастерством, похожи сами на себя, иметь близкие к реальным пропорции и выражения лиц и мордочек близкие к реальной мимике.

 

«Мои» Маршак и Лебедев

 

В моем дошкольном детстве у меня было много детских книжек. Мама покупала их часто, они лежали стопками (красочные, цветные, интересные) – на выбор. Тоненькие детские книжки были очень доступными по цене, прекрасно иллюстрированными и с хорошими текстами.

 

А вот толстых книг в твердой обложке для детей у нас дома почти не было. Их купить было гораздо сложнее. «Дядю Степу» с иллюстрациями К. Ротова мама купила мне где-то с переплатой, а стихи и сказки Маршака у меня были «арендованными». Книгу в твердом переплете дала нам на время мамина сестра. Её дочка старше меня на 13 лет, поэтому могу предположить, что книга была издана в 60-е годы. Книга была дана именно на время (как только я подросла, вернули, и эту книгу ещё двоюродный племянник читал), и отношение к ней у нас было сверхбережным. Обложку обернули бумагой, странички очень аккуратно переворачивали.

 

Большинство иллюстраций в книге были выполнены художников Владимиром Васильевичем Лебедевым. И так мне и запомнилось, что «мой» Маршак – это именно с Лебедевым.

 marshak_lebedev

Сочетание текстов Маршака и иллюстраций Лебедева вовсе не случайно. Детский отдел Госиздата, созданный в 1924 году в Ленинграде, а потом и «ДЕТГИЗ» возглавляли два редактора: литературный – С.Я. Маршак и художественный – В.В. Лебедев. К работе были привлечены много замечательных писателей, художников, редакторов тех лет. Некоторые из них там и начали свой творческий путь. Особой заслугой редакции стало создание познавательных детских книг.

 

Наверное, сегодня не все знают, что на протяжении жизни Лебедев делал разные иллюстрации к произведениям Маршака, и работы 20-30 гг., например, к сказке «О глупом мышонке» и «Усатому-полосатому» весьма отличаются от более привычных нам поздних иллюстраций, созданных в послевоенные десятилетия. В 20-30-е годы художник изображает предмет без декораций, в 50-е годы в иллюстрациях гораздо больше жизнеподобия (и сам увидел сказку иначе, и требовалось тогда это в детской книге). Владимир Васильевич больше любил свои ранние работы, а для меня «мой» Лебедев – Лебедев более позднего периода. Именно его мышатами, ежами, усатым-полосатым с девочкой я каждый раз любуюсь, именно их хочу показывать своим детям и дарить другим детям в подарок. В современных переизданиях практически во всех иллюстрации более поздние – привычные.

 

За последние годы книги С.Я. Маршака с иллюстрациями В.В. Лебедева издавали несколько раз, так что выбор у нас сегодня есть.

 

marshak_1С.Я. Маршак «Стихи и сказки в рисунках В. Лебедева» (издательство «АСТ», «Астрель»)

 

Книга в твердой обложке, небольшого формата, вполне доступная по цене. Очень удобно брать с собой в поездки или в учреждения, где придется сидеть в очереди. В книге собрано всё самое-самое: «Где обедал, воробей?», «Курочка Ряба и десять утят», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка», «Кто колечко найдет?», «Усатый-полосатый», «Великан», «Пудель», «Багаж», «Мяч».

 

Если семья читает не очень много, если особых библиофилов в доме нет, то эту книгу можно назвать одним из лучших вариантов. Если же ребенок и вся семья читающие, то произведений всё же маловато и нужно иметь кроме этого книгу Маршака с большим количеством произведений. Есть ещё один момент, который нужно учитывать: иллюстрации на некоторых страницах здесь немного «шумят», и тем, кто относится к изображениям с особым трепетом, это может не понравиться. В целом же это хороший вариант качественного и доступного издания.

 

marshak_2«Веселые стихи и сказки» («АСТ», «Астрель»)

 

Эта книга больше по формату. Соответственно, иллюстрации крупнее (без «шума»), произведений больше. Кроме тех, что есть и в названном выше издании, здесь есть «Великан», «Ванька-Встанька», «Песня о ёлке», «Кузнец», «Карусель», «Дремота и зевота», «Цирк», «Откуда стол пришёл?», «Круглый стол», «Разноцветная книга». Читать и рассматривать удобнее, чем предыдущую, т.к. больший формат позволяет и оптимально «совмещать» текст и иллюстрации. Но формат и не чрезмерно большой, поэтому такую книгу вполне реально взять в поездку и читать, положив на колени.

 

marshak_3«Бабушкины книжки» («АСТ»)

 

Издательство указало, что это художественный альбом для широкого круга читателей, и это самое точное определение. Т.е., если покупать это издание именно как детскую книжку, нужно учитывать целый ряд моментов.

 

В сборник вошли первые (или одни из первых) варианты изданий книжек для детей, созданных Самуилом Маршаком и Владимиром Лебедевым. Здесь есть «О глупом мышонке» (1935 – здесь и далее в скобках год выхода представленного варианта издания), «Сказка об умном мышонке» (1956), «Кто колечко найдет?» (1962), «Усатый полосатый» (1948), «Вот какой рассеянный» (1934), «Цирк» (1925), «Мороженое» (1925), «Багаж» (1925), «Чего боялся Петя» (1955), «Мы военные» (1939), «Живые буквы» (1940), «Вчера и сегодня» (1925), «Как рубанок сделал рубанок» (1927), «Мистер Твистер» (1972), «Доска соревнования» (1931).

 

Безусловно, книга интересна с исторической точки зрения. Глупый мышонок 1935 года и умный 1956, соседствующие в книге, позволяют увидеть, как менялась манера художника. Усатый полосатый и его юная хозяйка выглядят ещё не так, как в более поздние годы (дан промежуточный вариант между совсем ранним и самым известным).

 

Если же говорить о содержании, то творчество Маршака может служить примером очень плодотворной работы над текстом. Если вы когда-либо читали более ранние редакции известных произведений (например, «Пожар», «Цирк» и др.), то не могли не заметить, насколько разительно отличаются они по уровню литературного мастерства, владения словом (хотя «Цирк», как мне кажется, и в окончательной редакции шедевром не стал…). Даже в «Усатом-полосатом» есть фрагменты текста не самые сильные, которые в окончательной редакции будут изменены. Например:
А котенок был в калоше, –
Вот какой он нехороший!

Конечно, для первого знакомства ребенка со строками Маршака лучше подобрать тексты в окончательной редакции.

 

Все мы знаем случаи, когда книги несправедливо забывали, не переиздавали годами или не переиздавали вовсе, знаем случаи, когда книги не издавались по каким-то идейным соображениям. Но есть ведь и другие ситуации: книги остались в прошлом, потому что были жестко привязаны к реалиям того времени, когда были написаны, или потому что они не самые сильные. Таковы, на мой взгляд, «Мы военные», «Живые буквы», «Доска соревнования», с такими строчками: Но есть У нас Прогульный цех, — Бездельник и неряха. Ему В награду За успех Дается Черепаха. «Живые буквы» не нужно путать с Азбукой в стихах и картинках. Это не она, это тексты вроде: Влас – водопроводчик. Глеб – гранатометчик. Драться он идёт. И Щелкают копыта. Это с Украины Щорс верхом несется – настоящий Щорс. К чтению же «Мистера Твистера» сегодня требуются обширные исторические комментарии, далеко не всегда доступные детскому пониманию…

 marshak_3_1

Поэтому, на мой взгляд, эта книга не подходит для первого знакомства с творчеством Маршака или в качестве основного издания Маршака для детей дома. Она подходит для любителей истории детской книги, для интересующихся историей иллюстраций.

 

Для детей она может быть своеобразной игрой: вспоминаем любимые и более привычные иллюстрации и находим отличия (например, усатый полосатый уже практически такой же, а девочка по-другому изображена; или рассматриваем мышат разных лет). Так же можно играть с использованием текстов. Читаем первые варианты сказок и стихов и замечаем отличия от привычных нам текстов.

 

Книга может быть полезна и не очень уверенному в себе творческому ребенку. Если ребенок талантлив, но подходит к создаваемому им с излишней требовательностью («настоящие таланты вон как рисуют, пишут, сочиняют, а я так не могу, поэтому всё это неправильно, не выйдет у меня ничего»), ему как раз полезно познакомиться с не самыми сильными работами знаменитых авторов или с первоначальными вариантами произведений, чтобы понять: и настоящему мастеру и таланту нужно шлифовать свое мастерство, и настоящие таланты не всегда создают шедевры, главное – не бояться пробовать.

 

Учитывая всё вышесказанное, довольно большой формат и то, что книга не самая дешевая, издание можно посоветовать для домашнего неспешного выборочного чтения, это не дорожный вариант.

 

marshak_4_2Лучшее

Одно из лучших современных изданий – С. Маршак «Детям» (издательство «Астрель», «АСТ»). Иллюстрации в книге выполнены тремя художниками: В. Лебедевым, В. Конашевичем, А. Пахомовым. Здесь собраны замечательные тексты и лучшие иллюстрации к ним. Кроме произведений, перечисленных при описании первых двух изданий, здесь есть «Пожар», «Вот какой рассеянный» «Что такое перед нами?» (загадки), «Про всё на свете» (Азбука в стихах и картинках), «От одного до десяти» (Весёлый счёт) , «Плывёт, плывёт кораблик» (Английские песенки) с иллюстрациями В. Конашевича, «Рассказ о неизвестном герое» с иллюстрациями А. Пахомова. Собраны произведения, в которых на высоте и литературное мастерство, и познавательная, обучающая, воспитательная составляющая, что в детской литературе – просто высший пилотаж.

 

Если предполагается одна книга Маршака (и средства позволяют, т.к. издание большого формата, хорошо иллюстрированное – не самое дешевое), то я бы посоветовала именно эту книгу. Нужно учитывать, что издание тяжеловато по весу, и читать его удобнее в домашних условиях.

 

marshak_5Васнецовский «Кошкин дом»

 

Одна из книг, которые, на мой взгляд, должны быть в каждом доме, где есть дети – это пьеса «Кошкин дом» Самуила Яковлевича Маршака с иллюстрациями Юрия Алексеевича Васнецова. Не так много во всей детской литературе таких гармоничных сочетаний текста и иллюстраций. Безупречно то и другое.

 

Такие издания выходили с 50-х годов прошлого века, сразу раскупались и быстро становились библиографической редкостью. В наши дни такую книгу выпустило издательство «Мелик-Пашаев». Издание в твердой обложке, всего одно произведение (но полный вариант текста, что очень важно), очень много иллюстраций (на каждой странице).

 marshak_5_1

После появления в доме этого издания, мы с дочками многократно пересмотрели одноименный мультфильм, купили набор фигурок персонажей этой сказки, оборудовали для них дом и играли во всех вариантах, а уж саму книгу перечитали множество раз. Издание на мелованной бумаге, подойдет и как подарочное.

 

…Был период, когда на обложках детских книг указывались два имени: автора текста и художника. И это справедливо: детскую книжку создают тот и другой.

 

 



Хорошее утро
2013-07-29 01:34 obolonkovas

Текст был прислан на конкурс «Лучший день в жизни».

 

Я вижу маленькую девочку. Она стоит перед зеркалом и плачет. Девочка эта – я, и это мой самый счастливый день, который я провела с папой, несмотря на слезы.

 

Мама уехала на целые сутки в другой город, оставив меня и мою старшую сестру с отцом. Карина была уже взрослой и училась на первом курсе института, а я, совсем маленькая, училась в первом классе. Хлопот со мной было много, со старшей же – абсолютно никаких.

 

И вот настало утро, мамы не было дома. Детей пора будить.

 

Папа сам по себе человек веселый и добрый, но когда нужно, проявляет свой характер. Впрочем дома он всегда как ленивый кот, важно шествующий по коридору и кухне.

 

Карина встала утром очень быстро, собралась, позавтракала и испарилась в проеме входной двери. Я же спала дальше.

 

- Саша, вставай! – раздавался грубоватый и одновременно нежный голос.

 

- Угу, угу… — мямлила я.

 

- Я несу ведро с водой. Считаю до пяти. Раз…

 

- Угу…

 

Вдруг одеяло отлетает в сторону, включается свет. Я начинаю кричать и накрываю голову подушкой.

 

- Выключи, выключи!

 

- Вставай, завтрак готов! Бегом умываться!

 

Мама, конечно, так не будит, она нежно гладит по голове и как бы умоляет: ну, вставай доченька, пора. У папы свои методы, но они эффективней. Маленькая я лениво встаю и в полусне, продвигаясь по стенке, иду в ванную комнату. Там я включаю воду и сажусь рядом с раковиной на пол и опять засыпаю.

 

- Саша, ты умываешься?

 

Я резко просыпаюсь и вскакиваю к раковине, трогаю пальчиком теплую струю воды, создаю шум, словно я умываюсь. Папа успокаивается, и я слышу удаляющиеся шаги. Засыпаю вновь. Так с пальчиком под струей я сплю еще минут пять, потом стук в дверь будит меня опять.

 

- Саша, ну сколько можно?! Ёлы-палы! Ты скоро?

 

- Хватит сашкать! – возмущаюсь я, но все же умываюсь и чищу зубы. Через минуту я выхожу и вижу перед собой улыбающегося папу с расческой в руках.

 

Вот тут-то я и почувствовала неладное.

 

- Ну что, хвостик или косички?

 

Нервно глотаю слюну, но понимаю, что это необходимо. Не пойду же я в школу лохматой!

 

- Хвостик… — бубню я.

 

Папа подводит к зеркалу и начинает колдовать. Расчесал он мои длинные волосы с большим трудом. Я постоянно кряхтела, потому что было очень больно, мне казалось, что я останусь лысой. Волосы не желали поддаваться папе, но все же были расчесаны. Дальше пошел этап сборки.

 

- Сейчас, еще чуть-чуть, так… И еще поворот… Та-дам! Готово. Топай завтракать.

 pri4eska_1

Я смотрю на себя в зеркало и начинаю очень громко плакать. Передо мной страшная девочка с петухами на голове и косым хвостиком. Ну, по крайней мере, мне так казалось тогда. Папа засуетился.

 

- Ну, чего ты ревешь, что не так?

 

- Ста-а-а-а-шный…

 

- Кто?

 

- Хво-о-о-о-стик!

 

Папа удивительно спрашивает:

 

- Как страшный?!

 

- А вот так, смотри сколько «петухов»! Смотри, какой он кривой!

 

Прошло минут семь, и вот я сижу за столом, ем бутерброд и пью чай. На голове у меня почти прямой хвостик и штук десять цветных заколок – это папа прятал «петухи».

 

В итоге я опоздала на занятия, на голове был взрыв радуги, на брюках кривые стрелки, кофта застегнута на разные пуговицы и в руках у меня был пустой портфель – отец отправил дочь в школу.

 

Вспоминаю – и смешно! Так все это мило!

 

После школы он меня забрал, и вечером мы отправились в кино. Я его моментально простила, а после попкорна и лимонада даже поцеловала в щечку. Дети всегда быстро прощают, не то что взрослые.

 

И в чем же счастье, почему именно этот день мне запомнился, как самый счастливый? А разве это не радость, когда целые сутки, папа рядом? Мама всегда близко, а вот папа чаще на работе и время с дочкой проводит очень редко. А тут такая забота с самого утра! Он даже перестарался немного, когда делал прическу.

 

Для мальчиков важно побыть с папой на рыбалке, повозиться в гараже, сходить в поход. Для девочек же важна забота и ласка. Вот оно счастье – чувствовать заботу.

 

Прошло уже 11 лет, и папа все так же забавно будит меня и балует. А я его очень люблю.

 

Совсем недавно за обедом, когда собралась вся семья, папа вдруг сказал:

 

- Знаете, мои дорогие девочки…

 

И на него посмотрели три пары женских глаз: я, сестра и мама.

 

- …я самый счастливый мужчина, вокруг меня столько красивых и любимых женщин. Спасибо за то, что вы у меня есть.

 

Мы все завизжали и бросились обниматься. Это очень важно в семье – благодарность и понимание.

 

Самый счастливый день в моей жизни? Несомненно, это день, проведенный с папой. Потому что именно в такие дни, как этот, начинаешь чувствовать каждой клеточкой тела, что ты нужна, что тебя любят.

 

Спасибо, папа!

 

Читайте также другие конкурсные работы:

Тогда деревья были большими, или Из чего складывается детское счастье?

Время счастливых открытий

Мой дом на горе

«Папа, как ты?»



Детская железная дорога: все по-взрослому!
2013-08-09 14:51 obolonkovas

Детская железная дорога уже давным-давно действует в старинном поселке Кратово, который находится в 20 км от МКАД на 40 км Казанской железной дороги, и городе Жуковский. Вообще-то официально она называется Малая Московская железная дорога, из чего становится понятно, что это не какой-нибудь там аттракцион, а нечто большее!

 mdjd_3

Здесь работают дети

 

Тут все по-настоящему, разве что поменьше. И самое главное – на узкоколейке везде работают дети, пусть и при небольшой помощи взрослых. Это мальчики и девочки от 11 до 17 лет из Подмосковья и Москвы.

 

Конечно, сразу же машинистом (а также проводником, контролером-ревизором, диспетчером и т.д.) не станешь. Сначала надо поучиться в кружке с инструктором у себя в школе или в филиале МДЖД, а если дело пошло – на следующий год пойти на курсы уже непосредственно в управление в Кратово.

 mdjd_5

Выпускникам выдают официальные свидетельства и предоставляют возможность продолжить получение профессионального образование в высших учебных заведениях столичной магистрали.

 

Дмитрий из Москвы, пассажир: Детская железная дорога очень понравилась. Детки такие очень серьезные, фанаты своего дела. Знают все от и до. Молодцы. Подобное должно быть в каждой профессии, только тогда у нас будут влюбленные в свое дело машинисты, летчики, продавцы и пр.

 mdjd_4

5 километров пути

 

Маршрут малой железной дороги пролегает от станции «Пионерская» в Кратово до станции «Юность» в Жуковском. Взрослый билет «туда-обратно» стоит 120 рублей, детский — 100 рублей. Малыши до двух лет ездят бесплатно.

 

Станция «Пионерская» расположена на берегу живописного Кратовского озера и во время ожидания электропоезда очень приятно побродить среди сосен.

 

Народу в вагонах много, но никому стоять не приходится, места хватает всем. По сравнению с обычной электричкой детский поезд движется довольно медленно, но это даже приятно – интересно посмотреть по сторонам.

 

Протяженность пути в одну сторону – около 5 км. На промежуточной платформе «Школьная» поезд останавливается примерно на минуту. На станции «Юность» – уже в городе Жуковском – он стоит десять минут.

mdjd_1

Долгая история

 

На станции «Юность» памятник Ленину напоминает пассажирам, что Детская железная дорога – это историческая достопримечательность. Она была запущена в 1937 году!

 

Идею строительства железной дороги в Кратово местным школьникам подали их сверстники из Тбилиси, уже закончившие строительство детских путей сообщения в 1935 году. Тогда же в школах Раменского района Подмосковья были созданы «кружки юных изыскателей», ставшие впоследствии кружками юных железнодорожников. Под руководством инженеров Московско-Рязанской ЖД учащиеся самостоятельно разработали оригинальный проект «своей» дороги.

 

В 1936 году пионеры приступили к строительству, причем все работы они выполняли сами, лишь самое тяжелое (например, капитальный ремонт паровоза и вагонов) им помогали сделать комсомольцы. По окончании Великой отечественной войны юные железнодорожники опять своими силами восстановили Малую Московскую железную дорогу.

 

За годы своего существования детская железная дорога дважды переименовывалась: сначала из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем — в Малую Московскую. Менялись и названия станций. Нынешняя «Пионерская» называлась «Культбазой», а «Юность» — «Путем Ильича».

 

В будущем планируется сделать маршрут кольцевым – продлить его через две улицы и сделать стрелку.

 

Татьяна из Раменского, пассажир: Детская железная дорога — место, где хорошо всей семье. Родителям — воспоминания о том, как катались здесь сами еще до рождения детей. Детям — новые впечатления. Здесь можно посмотреть, как работают другие дети, примерить интересные роли на себя… Мужу Косте особенно понравилось, что у школьников с пятого класса есть возможность приложить свои усилия к чему-то значимому, почувствовать себя полезным и нужным. Ведь это так важно подростку, ищущему свое место в этом огромном мире!

 mdjd_2

Одна из двадцати пяти

 

Сейчас Малая Московская железная дорога в летний сезон открыта все дни недели, кроме понедельника и вторника. Но стоит иметь в виду, что некоторые поезда могут быть отменены. Расписание и другую полезную информацию можно посмотреть на официальном сайте МДЖД.

 

Кстати, только в России есть более 20 действующих детских железных дорог, и две дороги на данный момент строятся. Так что, если вы далеко от Москвы и Подмосковья, то посмотрите, а нет ли чего-то подобного в вашем городе?

 

Как добраться:
Станция «Пионерская» расположена неподалеку от станции «Кратово» Рязанского направления Московской железной дороги. Станция «Юность» расположена в городе Жуковский — рядом со станцией «Отдых» Рязанского направления МЖД. Поезда отправляются в первой половине дня.

 
Фото: Дмитрий Бердасов, e-strannik.livejournal.com

 



Папы – это такие дети, или Секрет идеального папы
2013-08-12 15:41 obolonkovas

Почему-то мне кажется, что лет сто назад люди мало задумывались о проблемах отцовства. С трудом могу представить себе крестьянина начала ХХ века, играющего с сыном в солдатики, например. Не было, думаю, у него на это времени, да и сыновей, вообще детей, скорее всего, было гораздо больше одного. Задачи перед мужчинами стояли простые и серьезные: обеспечить семью, поднять детей. И не было, думается, вопросов: как именно воспитывать ребенка? Существовавший патриархальный уклад семьи, по преимуществу крестьянской, состоявшей из нескольких поколений, укрепленной верой, обычно многодетной – весь уклад задавал тон и указывал направление движения.

 

Отчего сегодня такое огромное количество пособий для молодых родителей? Отчего родители не знают, как воспитывать детей?

 ideal_papa_01

Ответ очевиден. Суровый ХХ век перемолол в труху весь этот уклад и весь институт семьи. Революции, войны, репрессии – все это било в первую очередь по мужчинам, зачастую по самым лучшим, самым смелым, честным и ответственным. Оставшись одни, женщины были вынуждены тащить на себе все: труд, материальное обеспечение семьи, воспитание детей. А государство, которому весь период существования советской власти были позарез нужны рабочие руки, освободило женщину от семьи, передав детей в ясли, детские сады и группы продленного дня в школе. А кто там работал? Те же женщины. И это до сих пор так: если учителя-мужчину (кроме физрука и учителя труда) отыскать в школе, поднапрягшись, еще можно, то мужчина-воспитатель в детском саду – совершенно ископаемое животное. Разве что служба в армии выглядит на этом фоне исключением, хотя вопрос еще, приятное ли оно.

 

При этом нельзя не отметить – в качестве примечания – что как лучшими поварами всегда были мужчины, так и лучшие воспитатели получаются из них же. Вспомним Макаренко, Сухомлинского, Корчака, многих других. Что женщины смогли противопоставить?

 

Отсутствие, в общем, семейного воспитания и перекос в сторону воспитания женского привели к тому, что сегодняшние мужчины воспитаны преимущественно женщинами. Эта ли причина, или другие – но совершенно не секрет, что количество инфантильных взрослых превышает сегодня все мыслимые нормы. А разрушение семейного уклада и традиций привело к отсутствию внятных образцов родительского, отцовского поведения и в целом развития семьи.

 

Надеюсь в глубине души, что не все безнадежно, и есть еще порох в пороховницах. Многим сегодняшним родителям есть на что равняться. Многие из нас с большой теплотой думают о собственных отцах. Мой личный опыт говорит, что даже очень занятый на работе папа может немало дать своим детям.

 

Одно из любимых воспоминаний моего детства – это прогулки с папой. Именно отец вдохновил меня увлечься фотоаппаратом и процессом в целом: от наведения на резкость до проявки, печати и сушки готовых фотографий. Именно отец научил меня машинописи – это было частью его работы, – и когда появились компьютеры, то проблем с клавиатурой у меня не было. Именно родительский излюбленный вид отдыха – путешествия на машине и дикий отдых на природе – заставил и меня оценить и полюбить среднерусскую природу и вождение автомобиля. А мой старший брат именно благодаря отцу владеет всяческим инструментом и может устранить практически любую домашнюю поломку.

 

И это наш сверхзанятой папа, который вечно мотался по командировкам! У него совсем не было времени с нами играть.

 

Хотя надо сказать, что играть с папой – это очень здорово. Папы – это такие люди, которые с очень большой легкостью могут ненадолго возвращаться в детство, чему я очень всегда завидовала. Каждый мужчина – это бывший мальчишка, и часто этот мальчишка все еще сидит в огромном и суровом мужике, и это большая радость, думаю, расслабиться и отпустить своего внутреннего ребенка на волю.

 

С папой преотлично можно повалять дурака и побеситься, особенно когда нет рядом мамы!.. Можно гораздо глубже залезать в лужи и гораздо выше – на деревья. Можно превосходно обойтись без супа, а второе поесть со сковородки, чтобы меньше мыть посуды. Вообще позволенного становится больше. При этом папы проще относятся к разным бытовым условностям и мелочам и серьезнее – к более глобальным вопросам. В то же время папы гораздо более хладнокровны и меньше, чем мамы, склонны к панике и переживаниям по пустяковым поводам. По крайней мере, это предусмотрено гендерным типом, понятно, что на деле бывает по-разному.

 

Не могу не привести здесь опыт одного отца, о котором я уже рассказывала раньше. Алексея Карпова я вспоминала в связи с разговором о сочинении сказок, но сейчас хочу сказать о другом.

 

Житель Санкт-Петербурга, физик по образованию, отец четверых детей, жизненными обстоятельствами он был вынужден воспитывать троих из них самостоятельно. Несмотря на тяжелое материальное положение, буквально из ничего, из подручных, как говорится, средств, он создал в своей квартире идеальное детское пространство. Например, из комнаты в кухню, через коридор, дети могли добраться, ни разу не наступив на пол! Сложная система веревок, канатов и веревочных лестниц – готовый спортзал в доме! Что можно придумать лучше для физического развития детей?

 

ideal_papa_03И еще шепотком спрошу: какая мама позволит такое в своем доме?.. Именно отсутствие хозяйки, думаю, позволило этому папе расслабиться и устроить все-все по своему и детскому желанию. Подробнее об этом необычном опыте можно прочитать в замечательной книжке Алексея Карпова «Повесть о педагогической свободе». Само название о многом говорит, согласитесь.

 

К сожалению, такие отцы сегодня скорее редкость, чем норма. Большинство, или, по крайней мере, многие папы полагают воспитание детей функцией сугубо материнской, оставляя себе только роль добытчика. Некоторые и рады бы посвятить детям больше своего времени, но сегодняшние реалии ставят их в такое положение, что только успевай поворачиваться, стараясь обеспечить семье сносное существование. Один мой знакомый, отец троих детей, видит их только по субботам, в свой единственный выходной. В остальные дни он уходит на работу, когда дети еще спят, а возвращается, когда они уже спят. Не до игр тут, конечно.

 

И даже когда есть возможность и даже желание возиться с детьми, не все отцы спешат этим заняться. Несмотря на обилие разнообразных пособий и книг околовоспитательного характера, основными их читателями по-прежнему остаются женщины. Мужчины, как правило, считают собственный опыт, опыт родной семьи достаточным, именно оттуда черпают они установки воспитания детей.

 

Сложно, конечно, говорить «за всю Одессу», но в целом картина видится вполне однозначной. Нормальный семейный уклад, повторюсь, был разрушен, и начало этому было положено переворотом 1917 года, как его теперь называют. Наших родителей, по большому счету, воспитывало государство, и нас они растили по этому же образцу. Безусловно, во все советские поколения старательно закладывали приблизительно одни и те же неукоснительные ценности: честность, обязательность, уважение к старшим – и этот список можно продолжить. Но истинные семейные и личностные ценности всегда оставались в тени. Например, общественное превыше личного, помните? А сейчас?

 

И если продолжать плыть по течению времени, сдавая ребенка, как в советское время, на воспитание сторонним специалистам – воспитателям, учителям и даже врачам в поликлинике, которые лучше вас знают, как кормить ребенка грудью – не стоит потом удивляться тому, что ваш подросток будет ценить ровесников выше, чем вас, родителей.

 

Так что же почитать на тему выращивания детей, как разобраться в этом море печатных инструкций, подсказок и разъяснений? Как выработать свои родительские установки?

 

Непросто, разумеется, брать на себя смелость советовать в таком серьезном вопросе. Главное, наверное, в том, чтобы ориентироваться на максимально естественный и логичный подход, который при изучении не вызвал никаких сомнений или даже намека на отторжение. Вспомним знаменитого доктора Спока, который был поначалу мегапопулярен со своими нестандартными идеями (дайте младенцу проораться, не позволяйте ему манипулировать вами), а потом с той же мегасилой был отвергнут как специалистами, так и родителями.

 

В деле выращивания младенцев наилучшими профессионалами, мне думается, остаются Уильям и Марта Сирс. Их книга «Ваш малыш от рождения до двух лет» не сходит со стола родителей во всем мире.

 

Из отечественных специалистов безусловно стоит рекомендовать Юлию Гиппенрейтер («Общаться с ребенком. Как?»). Это видный психолог, который за основу детско-родительских отношений берет простую и понятную идею привязанности и безусловной любви, и эта идея после многих лет советского взгляда на вещи кажется сегодняшним родителям страшно новой и занимательной.

 

Всестороннее изучение феномена привязанности, ее необычайной важности, ее влияния на всю жизнь ребенка можно найти в книге Гордона Ньюфелда «Не упускайте своих детей». Это новое для России имя, но его популярность стремительно набирает обороты, именно потому, что он нащупал, наконец, самое важное в отношениях отцов и детей, рискну сказать, что он знает ответ на самый главный вопрос.

 

Но и книги по воспитанию не главное. Каким должен быть папа-мечта? Каким надо быть, чтобы через много лет ваш ребенок с восторгом рассказывал о вас собственным детям и искренне считал свое детство счастливым? Наверное, дело не в количестве часов, уделенных детям, хотя и это важно. Дело в желании передать, вложить в детей что-то свое, продолжиться в них – думаю, это важно для мужчин.

 ideal_papa_02

В детских мечтах испокон веков папа – это всегда самый сильный, самый умный, самый богатый (это, конечно, веяние сегодняшнего времени), самый-самый всемогущий. Легко ли таким быть? Возможно ли вообще стать таким обыкновенному мужчине?

 

Секрет, думаю, здесь тот же, что и в вопросе о самой лучшей на свете маме. Для своих детей мы по определению самые сильные, самые умные, самые всемогущие и так далее. Не обязательно прыгать выше головы, чтобы стать лучшим для своего ребенка. Вопросы идеалов сидят в наших головах по соседству с вопросами перфекционизма, а стремление к совершенству – дело совершенно бесперспективное. И даже более того: вредное, поскольку в бесполезной погоне за идеалом мы теряем свою неповторимость, а главное – время и силы. Надо любить детей такими, как они есть, и самим оставаться собой, отдавать им свое время, силы и отвечать за себя и за них.

 

Простые вещи, но так трудно следовать им сегодня.

 

В заключение симпатичная картинка. Встретился недавно в Интернете зарубежный рекламный ролик. Рекламировался, кажется, сок, но сюжет хорош безотносительно к товару. В кадре двое мальчишек-ровесников: они на улице, футбол, беготня, бросание камушков, опять беготня. После долгой прогулки сидят и смотрят дома кино, потом один из них от усталости засыпает у телевизора. Второй тащит его наверх, сгружает в кровать, укрывает одеялом и выключает свет. Первый спросонок бормочет: «Пока, пап!». В следующем кадре в дверном проеме мы видим фигуру уже не мальчика, а мужчины, в таких же джинсах и футболке. «Пока, сын!» – отвечает он.

 

Читайте также:

Идеальный отец глазами ребенка

Такому папе был бы каждый рад!

 

 

 

 

 



Айда на рыбалку!
2013-08-15 02:17 obolonkovas

За шиворот – и на Оку

 

«Жалко, что Вы не рыболов. Поймать судака – это выше и слаже любви!» – читаем в одном из писем Чехова. В последней фразе, конечно, так и сквозит ироничная улыбка Антона Павловича. А всё же факт остаётся фактом: классик родной литературы пополнял собою ряды чудаков, «имеющих привычку садиться на одном конце палки, у которой на другом привязаны нитка и червяк…» «Привычка» эта имела поистине могучую власть над писателем. Не исключено даже, что она лишила нас многих страниц его замечательной прозы. «Нужно бы работать, а солнце и рыбная ловля за шиворот тащат прочь от стола», – жаловался Антон Павлович в другом письме.

 

rybalka_2_1Да, рыбалка – она такая…

 

Мы живём в другие времена: городскому человеку, застрявшему в будничной колее, зачастую приходится самого себя тащить за шиворот на лоно природы. А делать это необходимо – как говорится, не для себя, так для детей…

 

Я ещё раз в этом убедился нынешним летом, съездив вместе со своим пятилетним сыном на Оку.

 

И для него, и для меня предстоящее путешествие было в своём роде беспрецедентным. Во-первых, в свои пять лет парень ещё ни разу не был на настоящей рыбалке. А, во-вторых, впервые мы отправлялись путешествовать вдвоём – только он и я. Это давало нам возможность узнать друг друга получше – да-да, как это ни странно звучит…

 

Странные предубеждения

 

В рыболовном деле я отношу себя к дилетантам. Что это значит? Ну, например, я не смотрю открыв рот телепередачи, где в течение добрых сорока минут рассказывается рецепт какого-нибудь чудодейственного прикорма или описываются уникальные свойства новых «воблеров» и «твистеров». Не выписываю рыболовных журналов. Не имею специальных снастей на жереха, на сома, на язя. Не рыбачу зимой. Не могу похвастаться трофеями с руку величиной. И всё же в тот день, когда я, пятилетний пацан, поймал свою первую рыбу, я полюбил рыбалку на всю жизнь и очень хотел бы «заразить» этой любовью своего сына.

 

Как ни странно, существует ряд распространённых предубеждений против рыбалки – в частности, против того, чтобы ребёнок занимался ею с ранних лет. Некоторые из этих предубеждений я приведу.

 

  • Рыбалка, как одна из форм убийства, воспитывает в ребёнке жестокость и цинизм. Цивилизованный человек не должен культивировать в себе охотничий инстинкт, живущий в нём как пережиток дикого прошлого. Грибы-ягоды – ещё куда ни шло, а рыба – это уж слишком. Так и до охоты недалеко.

 

  • Привыкая сосредотачиваться на добыче, ребёнок перестаёт созерцать. Он начинает относиться к природе, как потребитель, забывая об эстетическом начале.

 

  • Может быть, рыбалка и не такое уж вредное занятие, однако актуальна она лишь для тех, для кого является способом выжить. Для городского жителя, который может купить рыбу в магазине, рыбалка – пустая трата времени, поэтому глупо приучать к ней ребёнка.

 

Вот я и подумал, что хорошо бы эти предубеждения развеять…

 

Разумный царь природы

 

Да, рыбалка (что греха таить) подразумевает смерть пойманных рыб. Но умерщвление живого, как ни крути, составляет один из неизменных видов взаимодействия человека с природой, причём ответственность за это умерщвление ложится как на тех, кто его совершает, так и на тех, кто потом ест мясо животных, ходит в шубе, кожаной обуви и т.д. В этом смысле, кушать шпроты, купленные в магазине, и варить уху из щуки, которую поймал лично, – одно и то же.

 

Рыбалка даёт ребёнку возможность «в миниатюре» ощутить данную человеку власть над природой. И если он видит, что окружающие его взрослые используют эту власть разумно, ответственно, с уважением к природным богатствам, он обязательно последует их примеру. Забегая немного вперёд, приведу наш с сыном небольшой диалог, который состоялся после того, как я выудил из Оки первого голавля и пустил его в ведёрко с водой…

 

- Пап, он плавает кверху животом. Что с ним теперь будет? Он умрёт?

 

- Да, сынок.

 

- Жалко. Я хотел бы, чтобы он был живой.

 

- Но он умрёт не зря, не просто так. Я его пожарю, ты его съешь, скажешь: «Вот спасибо! Какая вкусная рыбка! Слава Богу, что она нам попалась!» От этой рыбки у тебя прибавится сил, ты будешь сытый.

 

Эту мысль ребёнок нашёл вполне здравой. Она сразу перевела рыбалку из категории убийства в категорию добывания пищи.

 rybalka_3

Тут родителю очень важно быть последовательным. Случается, что клёв – совсем никудышный. Поймаешь две-три рыбки за целый день – и девать их, вроде как, некуда. В этом случае я всё-таки не рекомендую брезговать уловом. Пусть лучше ребёнок скормит рыбок какой-нибудь кошке, тем самым сохранив понимание, что рыбалка была не бессмысленным истреблением живого, что в ней была какая-то польза.

 

Бывает и такая ситуация (рыболовы меня поймут): клюнет ёрш – незаменимая, в общем-то, рыба для ухи, но не самая выгодная для жарки: мелкая, костлявая, и чистить его замучаешься из-за жёсткой чешуи и колючих плавников. Снять бы его с крючка да отпустить обратно в реку со словами: «Подрасти-ка маленько». Однако при своих ничтожных размерах эта рыбка имеет большущий рот и недюжинный аппетит, так что заглатывает приманку, как говорится, по самый хвост и вызволение крючка из ерша часто имеет для последнего фатальный исход. Нередко я видел, как после подобной операции дохлого ерша выбрасывали в кусты или в воду. Я настоятельно не рекомендую так поступать, в особенности при ребёнке. Сами-то мы себе скажем: «Ничего, птички склюют, крыса водяная съест», – а чуткий и восприимчивый ребёнок подумает: «Умерла рыбка зазря», – и чем-то недобрым, жестоким повеет на него от такой рыбалки. Мы ведь в ответе не только за тех, кого приручили, но и за тех, кого убили на охоте, так что давайте-ка не брезговать ёршиком, он ведь тоже съедобный.

 

Ода рыбалке

 

Теперь, с вашего позволения, я пропою оду рыбалке как одному из лучших способов познать красоту окружающего мира.

 

Я несколько раз общался с людьми, которых принято называть «узкими специалистами», и всегда поражался широте их познаний при так называемой «узости» специализации. Дело в том, что, изучая какой-либо предмет глубоко и основательно, человек непременно изучит множество других, смежных с ним, предметов.

 

Так происходит и с рыбалкой. Любой рыбак не хуже ихтиолога знает строение рыб, их повадки, питательный рацион, места обитания и распорядок дня. По состоянию клёва он способен предсказать изменения погоды. Он знает, где омут, где мелководье. Он знает, что такое камыш, рогоз, хвощ, ряска, осока. Привыкший не делать лишних движений и вести себя тихо, рыбак всегда по совместительству натуралист: нельзя сходить на рыбалку, чтобы не увидеть, например, водяную крысу или выдру, ондатру или бобра, или хотя бы желтощёкого ужика, плывущего по реке. Природа открывается рыбаку во всём её многообразии, и удочка в этом смысле – не более чем повод для новой встречи Человека и Природы.

 

Нет, рыбак – это вовсе не потребитель, думающий лишь о наживе. Это настоящий философ, ведь даже если его поплавок ни разу за целый день не вздрогнул от поклёвки и возвращаться домой приходится с пустыми руками, он всё равно скажет, что был на рыбалке и никогда не пожалеет о потраченном времени.

 

Снова забегая вперёд, скажу, что улов наш был весьма скромен – на две скромных жарёхи. Зато улов впечатлений – трудно даже измерить…

 

Кстати, не задумывались ли вы, почему Ивану Тургеневу, страстному охотнику, которого мы со школьной скамьи иначе, как с ружьём, и представить не можем – принадлежат одни из самых точных, проникновенных и нежных описаний природы в русской словесности?..

rybalka_1_1

 

С первой рыбкой, сынок!..

 

С чего начинается первая рыбалка? Для мальчика, чей отец умеет управлять только велосипедом, она началась с электрички. Курский вокзал – Серпухов. Потом автобус от Серпухова до Тарусы. Потом такси до старенькой турбазы «Ёлочка», где за сущие копейки можно снять ветхий домик на высоком берегу Оки.

 

Детский узел с жутким названием

Существует множество способов привязать крючок к леске. У каждого рыбака, наверное, имеется свой «коронный» узел. Помню, что мне отцовские узлы, доставшиеся ему от дедов и прадедов, давались нелегко. Поэтому я предлагаю простейший и довольно прочный узелок, который почему-то имеет страшное название «Кровавый». Ребёнок запомнит его без труда. Для этого узла необходим крючок с ушком (наподобие игольного), а не с так называемой «лопаточкой».

 

Завязывается он следующим образом.
1. Продеваем леску в ушко крючка на 8-10 сантиметров.
2. Обматываем кончик вокруг основной лески 7-8 раз.
3. Продеваем кончик в петлю, образовавшуюся около ушка крючка.
4.
Затягиваем, держа одной рукой за основную леску, а другой – за кончик.
5.
Пробуем узел на прочность.
6.
Отрезаем оставшийся кончик, оставляя не более 2-3 мм.

Дорога была не в тягость, потому что ехали налегке. Все рыболовные принадлежности умещались в один тощий продолговатый мешочек. Мне не хотелось заниматься «гонкой вооружений»: готовить восемь видов снастей, вязать сложные поводки, мешать прикормку, набивать ею кормушки, держать подсачек для «крупняка» и «малявочник» для мелкого живца – эта пестрота, как мне показалось, могла бы напугать пятилетнего новичка.
«У завзятых рыболовов есть примета: чем дешевле и хуже снасти, тем лучше ловится рыба», – это снова привет от Антона Павловича. Вот я и ограничился двумя поплавочными удочками – большой (для себя) и маленькой (для сына), и не пожалел о своём выборе: для начала – самое то. Разумеется, у меня был неплохой запас лески, запасные грузила, поплавки и крючки.

 

Нужно ли брать с собою живую приманку – червя и опарыша? Думаю, это зависит от дальности пути и погодных условий. В принципе, в средней полосе трудно найти место, где при желании нельзя накопать червей. Можно взять баночку опарышей, только хранить их нужно в максимально холодном месте; на жаре они быстро превратятся в мух. У нас в домике был холодильник – там они и хранились (хорошо, что с нами не поехала мама, она бы нас не поняла).

 

Неплохой насадкой служат слепни, которых в летние месяцы можно поймать на себе сколько угодно, особенно если перед этим искупаться. На них любит клевать верхоплавка (уклейка, шаклея или басклея – названий у неё тьма тьмущая) – маленькая, но очень вкусная рыбёшка, которую можно жарить, практически не очищая, и кушать с головой, не отделяя мяса от костей. Мякиш белого хлеба, размоченный в воде, – простое и хорошее лакомство для плотвы.

 

И всё же классикой жанра в ряду приманок был и остаётся червяк. Не скажу, что на территории турбазы его было пруд пруди, однако сами поиски доставили сыну большое удовольствие. Я заметил: дети абсолютно не брезгливы: контакт с разного рода ползучей и кишащей живностью им не противен, и даже интересен.

 

И вот мы на песчаном берегу. Я разматываю сынову удочку, потом свою. Неподалёку отдыхает семья, ребёнок – ровесник моему. Дети быстро знакомятся, начинается купание до синих губ. Поначалу меня немного расстраивает, что сын не кинулся тут же ловить рыбу, и даже проигнорировал размотанную для него удочку. Но я решаю не обращать на это внимания.

 

Я вспоминаю, как вёл себя на рыбалке мой отец, когда мне было года четыре и я ещё не имел даже собственной удочки. Отец не предлагал мне подержать свою, не расписывал прелестей рыбной ловли, не убеждал меня в том, что все мальчишки должны уметь рыбачить – словом, не церемонился со мной, – зато сам уходил в рыбалку с таким самозабвением, что, казалось, я просто переставал для него существовать. Почему-то это совсем не оскорбляло моих детских чувств, а, напротив, заставляло наблюдать за его поплавком, примечать его движения, задавать вопросы, а в конце концов и настоять на том, чтобы у меня появилась собственная удочка. Иногда естественное поведение родителя является лучшим педагогическим приёмом.

 

Грузила и поплавки
Ребёнок в состоянии самостоятельно отгрузить поплавок, то есть подобрать и прикрепить к леске грузило, благодаря которому поплавок будет ровно стоять на воде с соблюдением необходимой «ватерлинии».
Как правило, на самом поплавке написано, какого размера грузик для него требуется. В этом смысле очень удобно приобрести коробочку, в которой грузы распределены соответственно их массе. Допустим, на поплавке указано: «1g» – ребёнок сам выбирает граммовый шарик свинца и закрепляет его на леске.
А если у кого-то есть листовой свинец – это тоже здорово. Детям нравится его отрывать по кусочку, убавляя или прибавляя массу груза до необходимой. Этот метод проб и ошибок развивает в ребёнке чувство меры весов.

Этот приём подействовал и в моём случае. Правда, только на второй день. Сын снова много купался. Потом построил песочный портовый город с гаванью, куда заходили корабли (створки мидий), потом стал ходить в поисках какого-нибудь нового занятия, иногда тяжело вздыхая (ни игрушек, ни мамы, которая всегда чем-нибудь займёт), спросил, не дам ли я ему поиграть в сотовый телефон и, услышав, что я его оставил в домике, что называется, скуксился.

 

Потом у меня сорвался весьма приличный голавль, и я, с головой вовлечённый в несложную драматургию рыбалки, искренне расстроился по этому поводу. Это сначала озадачило сына, а потом заставило его подойти к собственной удочке, которая уже давно его ждала.

 

Здесь мне предстояло кое-какое испытание. Известно, что любой новичок, будь он и стар и млад, первым делом запутает леску. Так случилось и у нас – причём как раз в тот момент, когда у меня пошёл клёв. На языке у меня уже вертелись фразы, вроде: «ну вот, началось…», «надо же было так умудриться…» или просто «молодец, сынок». Но я, слава Богу, от них воздержался. Перевязывая снасть (леску так и не удалось распутать), попутно объяснил ему, как привязывается крючок, как сажается грузило, как нужно подсекать и как забрасывать.

 

Он приноравливался довольно долго. Несколько раз рыба срывалась, несколько раз крючок цеплялся за водоросли, и он сам отцеплял его, а то и просто становилось скучно оттого, что перестало клевать. Но терпение сына было вознаграждено…

 

Жаль, что я не имел возможности снять на видеокамеру, как он вытащил из воды свою первую рыбку – крохотную верхоплавку. Заверещал, запрыгал, а на лице отразилось сразу несколько разных чувств: был тут и испуг (она дрожит, бьётся, сверкает!), и гордость (у меня получилось!), и недоумение (прямо из воды за леску достал – как это так?), и нетерпение (скорее бы рассказать об этом маме!).

 

Меня, конечно, слегка удивило, что, выудив первую в жизни рыбу, сын тут же отложил удочку. Видимо, побоялся чем-нибудь испортить впечатление от своего триумфа. Однако, когда мы ехали с домой, спросил меня: «Пап, а когда мы снова поедем на рыбалку? Мне уже не терпится поймать ещё одну рыбу».

 

 



В избранное