Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Дошколята - время почемучек


Все о развитии детей-дошколят

Ребёнок-дошколёнок. Время почемучек

Здравствуйте, дорогие друзья!

Буйная фантазия, богатое воображение и неуёмное любопытство превращают ребёнка-дошколёнка в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело.

Мама и тётя Лариса весело обсуждают, что делать с крысой, прописавшейся в подполье у тёти. Заряна что-то строит из кубиков, вдруг она поднимает голову и говорит:
- Тётя Ларисочка, я знаю, что делать: вам надо выпить крысиного яда.
Мама и тётя - хором:
- Зачем?
- Чтобы от вас все крыски разбежались.

Если в родительской жизни бывает золотая пора, то она наступает сейчас, когда поутихли баталии кризиса трёх лет. Ребёнок уже многое может сам, но ещё находится в зоне вашего непосредственного влияния. Это к школе у него в голове все поменяется, и он начнёт равняться на учителей и друзей, а пока для него главный авторитет – это вы, родители.

Время почемучек

К нам подбежала собачонка и залаяла.
- А она на всех лает?
- На всех.
- И на хозяйку лает?
- Лает.
- А почему наш Том на хозяйку не мяукает? (А действительно почему? А?)

Два забавных вопроса «Засем?» и «Посему?» дошколята могут задавать бесконечно.
Собственно, вы слышали их и раньше, и отвечали на них. Но (обращали внимание?) сами-то ответы малыша интересовали не очень. Был скорее вопрос ради вопроса: словно ваш карапузик вслух фиксировал какой-то конкретный новый факт. Они часто повторяют одно и то же «почему» по поводу одного и того же стишка – и так столько раз, сколько вы будете его читать.

Ну а теперь пришло время разложить факты (и старые, и новые) по полочкам. Проникнуть в суть, понять не только внешнюю, но и внутреннюю связь явлений, вещей и событий. Настырные «Почему?», требующие нашего ответа, – верный знак, что представление ребёнка о мире и о себе наконец-то из разрозненных кусочков складываются в целостную картину. Она ещё не полная и по-детски наивная, но она уже есть!

Идём с Ариной по тротуару, с двух сторон – деревья. «Это лес! Мы пошли в лес!» - говорит вдруг она. «Какой же лес? Лес – это когда много деревьев и домов нет, – уточняю я, – посмотри, там, за забором – дома». «Да, – говорит Арина, – дома стоят за лесом».

Дети не очень разбираются в причинно-следственных отношениях. «Идём мы по пустыне... вдруг банка сметаны лежит… жарко», «Солнце на небе, потому что день пришёл...» Поначалу малыш замечает самый важный для него факт: день – и делает свои выводы, пусть нелепые, но не высмеивайте его. Да, детки ещё во многом не разбираются, но наблюдают, замечают – учатся.
Сейчас ваша задача очень проста: не препятствовать любопытному носику соваться везде и всюду и отвечать на все вопросы, которые так и сыплются из вашего карапуза.

А если не сыплются? Тогда что-то тут не то и есть серьёзный повод задуматься, а не в вас ли причина. Может быть, вы так старательно воспитывали своего ребёнка, что теперь он просто опасается лишний раз обратиться к вам?

Если он не спрашивает – начинайте спрашивать его сами: «Что выше, этот дом или голубятня?», «Почему нам жарко?», «Как ты думаешь, куда ползёт эта улитка?», «Знаешь, в кого превратится головастик?», «А что мы увидим за тем поворотом?» Позвольте ему активно наблюдать и сочинять, проявлять инициативу и не бояться независимо (то есть без испуга, весело и самостоятельно) исследовать мир.

Он предложил вам поиграть в прятки? Кричите «ура» и играйте. Он рвётся сам «поколдовать» и превратить снег в воду, а потом его раскрасить? Ну что ж, сегодня вам ещё раз придется мыть полы. Только не забудьте и его пристроить к уборке.

Если он (наконец-то!) обрушил на вас град вопросов – значит, вы всё сделали правильно.

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПОЧЕМУЧЕК
Как правильно ответить на все вопросы, когда вы ненавидите уже само слово «почему»

  • Между прочим, дети и сами могут добывать знания (с вашей помощью, конечно). Есть книги, диафильмы, кассеты, где написано и сказано «почему». А пока малыш будет просвещаться, вы успеете отдохнуть и... продолжить. Пусть теперь он ответит вам на ваши «почему». Он будет так горд, что вы обращаетесь к нему за помощью, что может просветить вас! Дети гордятся, когда сами могут чему-то научить взрослых.
  • Не отвечайте на все вопросы. Предложите ему подумать и слушайте.
  • Пользуйтесь методом Сократа и задавайте наводящие вопросы, чтоб, отвечая на них, ребёнок сам нашёл ответ. (Например, почему вокруг так много растёт одуванчиков, хотя никто их не сажает.) Иногда бывает так: задан вопрос, а ответа на него вы не знаете. Например, четырехлетний Лёня спросил меня: «Если Бог хороший, то почему бывает зло?»

Что делать? Если вы скажете честно: «пока я не знаю точно», «мне надо подумать», «давай поговорим об этом сегодня вечером...» – ваш авторитет из-за этого не пострадает. Расскажите о чём-то другом, тоже интересном. А на досуге найдите ответ на тот «коварный» вопрос. Думать полезно не только маленьким. Кстати, детям полезно знать, что есть вопросы, на которые нет ответов. («И может быть, ты, мой малыш, когда вырастешь, сможешь найти на него ответ».)


Хотите узнать как и чем заниматься с ребенком от самого рождения для полноценного развития малыша? Рекомендую сборник развивающих игр и занятий с ребенком. В нем вы найдете множество игр и занятий с ребенком для развития всех его способностей. Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

 

Рецепт недели

Рецепт лечения от кашля:

       Очень хорошо помогает от кашля следующий состав: 100 г мёда, 100 г сока лимона, 30 г кипяченной воды. Полученый коктейль пить по 1 ст ложке 5 раз в день.

      
      

Говорят дети

Саша (3,5 года)

Купили новый сорт колбаски, пришла сестра жены. Приглашаем попить чаю с колбаской. Она, увидев, говорит, что такой еще не брала, спрашивает - что за сорт? Саша крутится тут же "под ногами", слышит и выдает - "Наташа, колбаса такая дорогая!"

***

Паша (3 года)

Спрашивает почему милицию переименовали в полицию. Я ему отвечаю, что такой указ издал президент.
"Какой президент?"- спрашивает Паша.
"Дмитрий Медведев" - отвечаю ему.
"Почему Три Медведя издали такой указ?"

***

Кайсар (3 года)

Мама не может уложить спать и начинает стучать в кроватку и приговаривать "бабайка, скушай сыночка", и слышит в ответ стук "бабайка, скушай лучше маму".

 

Вашему малышу нет еще года? Подпишитесь на бесплатный миникурс «Развитие ребенка первого года жизни по месяцам». Из него Вы узнаете как развивается Ваш малыш в каждый конкретный месяц жизни и о том, чему нужно уделять внимание в первую очередь.

 

Все ваши вопросы, пожелания, замечания, предложения по темам, интересные заметки, статьи или ваши истории – отправляйте мне на e-mail. Поделитесь своим опытом с другими и они поделятся с Вами своим. Все это найдет отражение в следующих выпусках рассылки.

 

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы»

При подготовке выпуска использованы материалы книги Некрасовой 3., Некрасовой Н. «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти»


В избранное