Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Что должен знать ребенок в 3 года. Учим буквы


Все о развитии детей-дошколят

Что должен знать и уметь делать ребенок в 3 года?
Как в этом возрасте учить с ребенком буквы?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения. В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых. В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.

Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.

Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

  • ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
  • усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко);
  • знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);
  • знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);
  • знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»;
  • понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»;
  • может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей;
  • начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);
  • отгадывает загадки;
  • слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их;
  • рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого.

Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.

Так как ребенок к трем годам уже должен говорить, то, очевидно, что он готов к тому, чтобы познакомиться с алфавитом. Это первый и достаточно важный шаг на пути освоения ребенком чтения, потому что от него во многом будет зависеть, понравится ребенку сам процесс чтения, или он будет воспринимать его как нудное и неинтересное занятие. Поэтому обучение буквам в данном возрасте должно быть для ребенка игрой, интересным захватывающим действием, что требует от взрослых проявления творчества и нестандартных решений. Если малыш не испытывает никого интереса к «букашкам», которые нарисованы в книгах, не стоит его заставлять. Подождите, значит, время для этого еще не пришло.

А если интерес к буквам у малыша присутствует — как удовлетворить его и изучить алфавит?
Один из наиболее распространенных и работающих методов: из разноцветного картона вырезаются большие красочные буквы и приклеиваются в квартире на те предметы, с которых они начинаются. Например, на окно клеится буква «О», на диван — «Д» и так далее. Важно, чтобы они были видны ребенку, чтобы взрослые указывали на эти буквы, когда произносят эти слова.

Ребенка во многом привлекает совместная деятельность со взрослым, и поэтому можно придумать сказку, в которой каждый день будут возникать новые персонажи — буквы алфавита. Начинать необходимо с гласных, так как потом, при изучении согласных звуков, можно будет плавно перейти к слогам. Для начала можно с ребенком придумать и сделать, нарисовать или обозначить, например, на стене или в альбоме дом, где будут жить персонажи. Из подручных материалов (бумага, проволока, пластилин, пенопласт, ткань, пуговицы — всего того, что можно найти дома) вместе с ребенком вы создаете персонаж, например, букву «А», и по ходу работы рассказываете сказку: что это за буква, какой у нее характер, что с ней произошло...

Обязательно необходимо показать ребенку, как пишется эта буква, чтобы он лучше ее запомнил. Можно предложить ребенку сделать «фотографию» этой буквы, то есть обвести ее на листе бумаги, или написать букву пунктиром, чтобы ребенок ее обвел. Пусть на прогулке малыш найдет персонажей вашей сказки на рекламной вывеске или в названии магазина.

Подобных способов можно описать много — здесь все зависит от количества усилий, которые вы, как родители, готовы приложить, а также от вашего творческого подхода и фантазии.

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.

Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:

  • есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;
  • одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;
  • знать последовательность раздевания и складывания одежды;
  • замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.

Сфера общения характеризуется следующим:

  • ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
  • появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;
  • ребенок называет других по имени;
  • ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
  • «в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил.

Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!

 

Хотите узнать как и чем заниматься с ребенком этого возраста для полноценного развития малыша? Рекомендую сборник развивающих игр и занятий с ребенком. В нем вы найдете множество игр и занятий с ребенком для развития всех его способностей. Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Из данного сборника для занятий с малышами от двух до трех лет Вы узнаете:

Достижения этого возраста
Правила организации игр
Развитие речи
      Игры, развивающие внимание и слух
      Игры, развивающие речевое дыхание
      Игры, формирующие правильное звукопроизношение
      Игры для развития артикуляционного аппарата
      Игры для развития общего и речевого подражания
      Игры, развивающие слуховое восприятие
      Игры с использованием ритма для развития речи
      Игры для развития пассивного словаря
Игры, способствующие развитию речи и мышления
Игры, способствующие эмоциональному развитию
Ролевые игры
Игры для развития мелкой моторики
Пальчиковые игры
Развивающие игры
      Рисование
      Лепка
      Аппликация
      Чтение
      Математика
      Игры для развития логического мышления и памяти
      Цвет, форма, объем, сортировка
      Развитие навыков сортировки
Интеллектуальные игры
Конструирование
Игры для развития внимания
Игры на развитие воображения
Игры для развития наблюдательности
Развитие познавательной деятельности
Игры для развития творческих способностей
Физическое развитие
      Игры, развивающие координацию движений
      Игры, совершенствующие навык ходьбы
      Игры, обучающие быстро бегать
      Игры, обучающие прыжкам
      Игры, обучающие залезать, перелезать и ползать
      Игры, развивающие умение тянуться
      Игры, развивающие чувство равновесия
      Игры для формирования правильной осанки
      Игры для профилактики плоскостопия
      Другие игры
Игры с водой
Игры в ванной
Игры с мячом
Подвижные игры
Игры на свежем воздухе
      Зима
      Весна
      Лето
      Осень
Сюжетные подвижные игры
Музыкальные игры
Бытовые игры
Оздоровительные игры
Игры при частых острых респираторных вирусных инфекциях
Игры при рините, гайморите, аденоидах, хроническом бронхите
Игры при бронхолегочных заболеваниях
Игры при вегетососудистой дистонии
Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем
Игры при ревматизме и ревматоидном артрите
Игры при неправильном прикусе
Игры при ожирении
Игры при плоскостопии
Игры, формирующие правильную осанку
Первые книжки

Подробнее смотрите здесь www.igraika.baby2000.ru.

Если Вы не нашли ничего интересного для себя и своего ребенка, напишите мне на e-mail интересующий Вас вопрос и возраст Вашего ребенка. Я постараюсь затронуть эту тему в следующих выпусках рассылки.

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы»


В избранное