Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Раннее развитие - УЧИТЬ или НЕ УЧИТЬ?


Все о развитии детей-дошколят

Раннее развитие - УЧИТЬ ИЛИ НЕ УЧИТЬ?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Ни для кого не секрет, что наш век является стремительным. Наверное, поэтому молодые родители, боясь опоздать, спешат сразу после появления на свет малыша спланировать его будущее и решить следующие проблемы: сколько лет сидеть с ребенком дома, отдавать ли его в ясли, нанимать ли няню, с какого возраста приглашать специалистов по раннему обучению ребенка, в какую гимназию отдавать учиться, какой из вузов окажется достойным принять чадо после окончания 11 класса.

Перечисленные проблемы не являются надуманными, они волнуют почти всех мам и пап, бабушек и дедушек. Решая их, трудно учесть множество переменных, из которых состоит наша жизнь. Все родители, стремясь заранее спланировать и облегчить жизнь ребенка, почему-то уверены, что их ребенок окажется гениальным: будет развиваться семимильными шагами, возможно, проявит музыкальные способности, умственную или художественную одаренность, блестяще окончит школу...

Однако в жизни все, к сожалению, гораздо сложнее и прозаичнее, и далеко не всегда сбываются наши мечты. Но как бы там ни было, почти перед всеми молодыми родителями встает вопрос: учить или не учить малыша? А главное, когда начинать? В год, в два, в три?

Существует множество взглядов на проблему раннего развития ребенка: одни специалисты считают, что ребенка до 3 лет не надо учить ничему, — ему необходима свобода. Был бы хороший уход за ребенком, а остальное все придет к нему с годами. Другие считают, что учить ребенка можно и нужно, но только ненавязчиво в игре, учитывая возрастные возможности малыша. Третьи доказывают, что ребенку до трех лет необходимо дать как можно больше новой информации по всем областям знаний (истории, географии, искусствоведения и т. д.). Есть педагоги и психологи, которые предлагают разработанную ими почасовую сетку занятий с ребенком, в которой планируется обучение ребенка с полутора лет двум иностранным языкам (по два раза в неделю каждый), математике, компьютерной грамотности и т. д.

Какого же подхода следует придерживаться в воспитании малыша? Давайте попробуем проследить, как развивается познавательная сфера ребенка, и после этого решим: чему его учить в первую очередь, а может быть, и не учить вовсе. Сам научится!

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и др. Но, как отмечает выдающийся психолог XX столетия Л. С. Выготский, главной, доминирующей функцией данного возраста является восприятие. А это значит, что наибольших успехов ребенок этого возраста достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь.

Каких успехов достигает ребенок в области восприятия? Дети второго года жизни могут узнавать на картинках различные предметы по их некоторым деталям (при этом цвет не играет никакой роли). Но не всегда дети могут соотнести нарисованный предмет с реальным, и этому их надо учить. Так, например, читая ребенку книгу, мама может задать вопрос: «Кто это?» — и ответить: «Зайчик», а затем показать игрушечного зайку: «Зайка на картинке и зайка у меня в руках». Позже на вопрос «кто это?» ребенок будет отвечать сам.

Восприятие ребенка раннего возраста в значительной степени отличается от восприятия дошкольника. Попробуйте провести эксперимент: на глазах ребенка разобрать пирамидку и попросить собрать ее обратно. Сначала ребенок будет действовать наугад и вряд ли без помощи взрослого придет к верному решению.

Чтобы восприятие малыша совершенствовалось, ему можно предложить не только пирамидку, но и набор мисочек разных размеров, чтобы малыш вставлял одну в другую, матрешку и т.д. Играя с этими игрушками, ребенок вскоре поймет, что предметы отличаются по форме и по величине, что мисочку нельзя надеть на штырек пирамидки, и что маленький предмет легко помещается в большой.

Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и мы тоже можем помочь ему. Например, родитель, показывая ребенку два яблока, говорит: «Это желтое яблоко, а это красное. Дай мне желтое!» Как отмечает психолог В. С. Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.

Если ребенок в период раннего детства прочно овладеет такими понятиями, как «большой», «маленький», «круглый», «квадратный», «красный», «желтый», «зеленый», «синий» и др., то и овладевать впоследствии знаниями в школе ему будет гораздо легче.

Продолжая разговор о познавательной сфере малыша, следует отметить, что роль восприятия в процессе развития памяти, мышления и внимания также чрезвычайно велика.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Если полугодовалый ребенок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми постоянно общается, то ребенок к концу второго года жизни может узнать то, что видел или слышал несколько недель тому назад. Ребенок второго года жизни уже может запоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию внимания. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вытащить из шкафов, взять со стола. Таким образом, малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в его поле зрения. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета: «какой красивый цветок. Посмотри, какие у него маленькие зеленые листики».

Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами. Если малышу необходимо закрыть детскую кастрюлю крышкой, он будет действовать методом проб и ошибок, подбирать различные крышки и прикладывать их к кастрюлям, пока не найдет нужную. Мышление ребенка начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдения Б. Уайта показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком, как со своим сверстником.

По мере овладения речью, ребенок значительно меняется, он начинает по-другому относиться к окружающему. От 1 года 2 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. На втором году жизни начинается усвоение грамматического строя речи. От 1 года 8 месяцев до 1 год 10 месяцев в речи ребенка появляются двухсловные предложения. В 2—3 года в предложениях, сказанных ребенком, появляется согласованность между отдельными частями.

Таким образом, в раннем детстве прежде всего необходимо развивать у ребенка восприятие и речь (и обязательно в игровой форме, без принудительных и скучных «уроков»). Этого мнения придерживается большинство ведущих педагогов и психологов. Это и наш ответ родителям на вопрос: «Учить или не учить ребенка в возрасте от года до трех лет?».

А на вопросы о том, «как учить?» и какие игры и приемы использовать, могу порекомендовать сборник развивающих игр «Развитие ребенка от рождения до школы». В нем вы найдете множество игр и занятий с ребенком для развития всех его способностей. Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

 

Вашему малышу нет еще года? Подпишитесь на бесплатный миникурс «Развитие ребенка первого года жизни по месяцам». Из него Вы узнаете как развивается Ваш малыш в каждый конкретный месяц жизни и о том, чему нужно уделять внимание в первую очередь.

 

Рецепт недели

Рецепт от ночного недержания мочи у детей:

      Залить 1 десертную ложку зверобоя 1 стаканом кипятка и выпить с медом за час до сна.
      Курс лечения — 3-5 недель..
      

Говорят дети

Даша, 5 лет

Моя пятилетняя дочка спрашивает меня:
— Папа, что такое секс?
Я стараюсь в меру ее понимания объяснить. Она слушает некоторое время, а потом прерывает:
— Папа, глупый, секс - это шесть. А севен - это семь.

***

Артемка, 2 года 5 мес.

Мама читает на ночь книжку:
— Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик...
Артемка:
— Не плачь Таня, соседи спят.

***

Соня, 2 года 11 мес.

Поет песню Чебурашки:
— Теперь я Челубашка,
мне каждая дворняшка
при встрече ЗАРАЗА лапу подает.

 

Все ваши вопросы, пожелания, замечания, предложения по темам, интересные заметки, статьи или ваши истории – отправляйте мне на e-mail. Поделитесь своим опытом с другими и они поделятся с Вами своим. Все это найдет отражение в следующих выпусках рассылки.

 

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы»

 

При подготовке выпуска использованы материалы книги Г.Мониной Е.Лютовой «Проблемы маленького ребенка»


В избранное