Предлагаю объединяться единомышленникам и создать, своего
рода, банк накопления и обмена информацией по семейному обучению и эксернату.
И нет разницы в каком возрасте пришло решение учиться вне школы, любой
опыт поможет другим сделать осознанный выбор.
Сегодня хочу сделать небольшое обобщение
нашему домашнему обучению.
Началом осознанного обучения можно считать
с 10 октября. Погода гулять долго не позволяла, в детский сад мы уже не
ходили, появилось свободное время у ребёнка, вот здесь я и предложила
занятия.
В мае месяце сначала праздники, а потом
солнышко на улице, полностью прекратили наше обучение. Только сейчас,
когда договорились на тестирование, немного, по минут 15 - 20 в день,
повторяем кое-что.
Получается, что занимались мы на 2 месяца
меньше, чем школьники. При этом каникулы присутсвовали тоже, так как мы
занимаемся в Центре творчества и каникулярное время довольно насыщенное.
Далее, если убираем 4-ый урок в школе, обычно
это прикладной. У нас же эти занятия в Центре. Школьники занимаются 3
урока по 40 минут = полных 2 часа не считая перемен.
Мы занимались первое время не больше часа,
после Нового года получалось больше, до 1,5 часов, это включая наши "переменки".
А вот заниматься 5 раз в неделю у нас не получалось никогда, всегда меньше.
Только читала Валерия вволю, сколько хотела сама и что нравилось читать.
Учебник по чтению для первого класса мы не видели и не знаем. Планируем
познакомиться с ним летом, посмотрим что там надо читать, может даже и
уже знакомое.
Примерный подсчёт показывает, что на обучение
мы затратили в три раза меньше времени. При этом отсутствовало давление,
негатив от недовольства или отсутствия похвалы учителя, ранний подъём
(а Лера сова), оценка знаний всегда положительная.
Это только считается, что оценки в 1-ом
классе не должны ставить. Их ставят и настоящие и закамуфлированные различными
значками, выдаваемыми ученикам. Также присутствуют и обязательные домашние
(не рекомендованные) задания, за невыполнения которых наказывают.
А хуже наказания для превоклассника, как
отругать его перед всем классом за невыученное стихотворение или "тактично"
высмеять за корявый подчерк, трудно придумать.
Ещё труднее убедить ученика добровольно
и с удовольствием учить то, что заставляют. Я всегда удивляюсь, ну неужели
нет возможности предоставить выбор самому ребёнку хотя бы в выборе стихотворений?
Или стихов мало? А то напрашивается вывод, что учитель, кроме как информации
в учебнике, сам ничего не знает.
Так что, анализируя вышеперечисленное, мы
с Валерией, выбираем семейное обучение на следующий год, а дальше загадывать
пока не будем. Будем просто с интересом учиться.
Школа – это настолько привычная
часть социального ландшафта общества, что мало кто задумывается о том,
как работает эта система. Все проблемы вроде бы упираются в низкие зарплаты.
Плати хорошо, перестраивай на западный манер, вводи Единый государственный
экзамен, отучи учителей от авторитарного типа поведения на уроках и всё.
Но на самом деле такая модернизация может привести к катастрофе. . . .
.
Александр САМОВАРОВ
Учись не учись – аттестат будет
Учительницей с 1916 года
была моя мама. Преподавал в школе, а затем в вузе и я. Учительницей трудилась
моя жена, педагогами стали мои сыновья. Так вот, знаю, о чём говорю. Почему
все так испугались грядущих реформ. Наша система образования в советские
годы была насквозь порочной. Сегодня хоть что-то делается, чтобы вырваться
из заколдованного круга. Удастся ли это? Бог весть. Такая попытка предпринималась
уже в 80-е годы, но, увы, ушла в песок. А все наши прошлые, особенно сегодняшние
беды – в школе. Почему?
Да потому, что в активной
фазе действия находятся люди, подготовленные советской школой, отравленные
её безнравственностью, в большинстве своём некомпетентные и невежественные
даже в своей профессии. Стало модным говорить и писать о том, что советская-де
система образования самая передовая в мире. Наши дети занимали и занимают
первые места на международных олимпиадах по всем наукам. Шутить изволите?
Или на самом деле не знаете этой системы? Она не могла быть лучше по определению,
ибо до самых 90-х годов носила классовый характер, прививала фальшивую
идею равенства, навязывала атеизм, политэкономию социализма и социалистический
реализм – никчёмный и искусственный догмат в эстетике.
Можно было и не учиться,
аттестат зрелости был всё равно обеспечен. Почему? Да потому, что система
образования полностью восприняла особенности жизни государства, главную
из которых народ метко назвал «растащиловкой» и «выводиловкой». На школе
это сказалось губительным образом. Пресловутый закон о всеобуче – обязательном
среднем образовании, принятый, как я понимаю, из соображений престижа,
сыграл в жизни общества трагическую роль. Положительные оценки тоже начали
«выводить». Работа учителя стала оцениваться в зависимости от успеваемости
учащихся. Началось бегство педагогов из школ.
И победами на олимпиадах
хвастать нечего. Разве не ясно, что здесь действует закон больших чисел.
В громадной стране с многомиллионной армией школьников, конечно, есть
талантливые и одарённые дети. Да и во многих классах есть два-три умника
и умницы. Однако более половины класса или не могли, или не хотели учиться,
зная, что аттестат они получат в любом случае. И получали!
И приходили к выводу, что
так можно и вуз закончить. И заканчивали (конечно, легче всего педагогический,
где конкурсов почти не было).
Вот это привело к катастрофам
и авариям, обрушившимся на страну, начиная с 70-х годов, когда такие выпускники
заняли ведущие места на производстве. Утрачен оказался не только профессионализм,
но и чувство долга и рабочей гордости…
Как оживилась школа, как
обрадовались все, когда в 80-е объявлена была школьная реформа. Тогда
повысили (очень немного) нашу нищенскую зарплату и статус учителей вообще,
резко осудив «процентоманию» и устранив необходимость вранья в оценках.
Министр образования Ягодин
– инициатор реформы – ввёл порядок, при котором дети переводились из класса
в класс и с двойками по двум-трём предметам и даже выпускались из школы
с ними, но в этом случае без аттестата, а со справкой, где выставлены
были подлинные оценки. Многим выпускникам иного и не было нужно. Они мечтали
быстрее устроиться на работу.
В школах стало гораздо спокойнее,
улучшилась дисциплина. Стали возвращаться учителя, некогда вынужденно
покинувшие любимую работу. Явное изменение к лучшему сразу же почувствовали
преподаватели педвузов. К нам пошли лучшие выпускники школ, среди них
– много юношей, ранее избегавших учительской профессии.
Но, к сожалению, всё вернулось
на круги своя. В школах сегодня атмосфера страшная. Призывы учителей-новаторов,
так ярко заявивших о себе в 80-е годы, провозглашавших педагогику сотрудничества,
канули в Лету. Беда пришла с другой стороны – неблагополучная демографическая
ситуация. Детей всё меньше, учителям не хватает нагрузки. Школы борются
за учащихся. Об успеваемости и дисциплине речи нет. На занятия можно вообще
неделями не ходить, всё равно аттестат будет. Обещано.
Только когда школа станет
честной, воспитывающей, а не развращающей, мы почувствуем другую Россию.
Только тогда что-то стронется с места, появится надежда. Армия станет
армией, милиция милицией, а чиновник не будет брать взятки не потому,
что мало получает (мысль вообще дикая, не назначайте того, в ком не уверены),
а потому, что это невозможно по определению.
Феликс ЖАРСКИЙ, г. ШУЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Есть что добавить в мои рассылки? Пишите
мне. Нина
Целью рассылки является поиск единомышленников
по семейному обучению детей, для накопления информации и создания, своего
рода, банка обмена.
Я оставляю за собой право публично цитировать письма, если только в письме
не содержится просьбы этого не делать.
Адреса сайтов, указанных в письмах, в большинстве случаев, буду удалять.