Детский коллектив – это все лишь копия взрослого коллектива. Здесь есть свои лидеры и свои жертвы. Общаясь с родителями, наблюдая их поведение в обществе, дети перенимают те роли, которые свойственны их родителям, и стараются играть их постоянно. Научить ребенка быть самостоятельным и отвечать самому за свои действия – пожалуй, самая важная педагогическая задача. Как правильно поступать
родителям и воспитателям, если между детьми возникли конфликты? Рассмотрим некоторые повсеместно распространенные ситуации. Почти в каждой группе детского садика и классе есть свой забиякаи хулиган. Для него верно только одно правило: правда на стороне сильнейшего. Остальные дети вынуждены подчиняться его требованиям, кто не согласен – получит подзатыльник. С таким ребенком сложно договориться, он верит только в один аргумент: в кулак. Что поделаешь, так его воспитали родители, или
так на него повлияла «плохая» компания. Конечно же, стоит избегать драк и применения силы, доказывать же что-либо хулигану бессмысленно. Выход один: научить других детей защищаться и по минимуму оградить их от общения с забиякой. Если он один – он слаб. Если же другие дети его поддерживают, дружат с ним, то он чувствует себя королем. Пусть пострадавшие от его унижений дети объединятся и создадут «оппозиционную» группу. Если у драчуна есть постоянная жертва оскорблений, и они часто ругаются и дерутся между
собой, то тут можно поступить иначе. Стоит попробовать сдружить их. Например, посадить за одну парту или назначить в напарники по какой-нибудь работе. Пусть научатся сотрудничать – такой опыт очень пригодится им в дальнейшей жизни. Бывали даже случаи, когда после нескольких месяцев такой «операции» ребята стали настоящими друзьями. Что же делать, если жертвой унижений стал ваш ребенок? Тут важен принцип золотой середины. Нужно не переусердствовать, пытаясь научить ребенка быть самостоятельным. Он должен
чувствовать родительскую защиту и поддержку, особенно если это тихий и необщительный ребенок. Но если постоянно защищать свое чадо от малейшей неприятности, то можно впасть в другую крайность. В идеале ребенок должен сам решать свои проблемы. «Главный итог от пребывания ребенка в коллективе, чтобы он ушел от внешнего контроля со стороны взрослых, чтобы он сформировал внутренний самоконтроль», - объясняет доктор педагогических наук, главный научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Виктор Голованов. Но для того,
чтобы этот внутренний самоконтроль был сформирован, ребенку необходимо объяснить, что хорошо, а что – плохо. В одиночку понять это он вряд ли сможет, здесь ему не обойтись без хорошего примера поведения, который ему должны подать родители и воспитатели.