Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Академия успеха" для пап и мам.


 

 

 

 

Образовательный центр "ЛУЧИК"

 

 

 

 

 

Академия успеха для пап и мам

Готовим руку к письму.


Успешность овладения навыками письма в школе зависит от того, насколько рука ребенка готова к этому процессу. Если рука не готова, например, не сформирована ее координация, отмечается несовершенство зрительно-моторных анализаторов, ребенок неправильно держит карандаш и др., то процесс овладения будет сложным и длительным для первоклассника, и как результат "неправильное" и некрасивое  письмо.

Поэтому, важно еще задолго до поступления в школу готовить руку ребенка к письму, то есть формировать его графомоторные навыки. Процесс этот длительный и формируется постепенно на протяжении всего дошкольного периода. Участниками данного процесса должны быть как педагоги, так и родители дошкольника.

Действительно, многие родители понимают важность этой работы и «работают» над рукой ребенка, порой допуская при этом очень серьезные ошибки. Например, самостоятельно начинают обучать его письму, предлагая детям выполнять задания не специфичные для их возраста. Ребенок прописывает элементы букв, и даже сами буквы, копирует  целые слова прописными буквами, то есть занимается чистописанием. А если взять во внимание тот факт, что опорно-двигательный и мышечный аппарат малыша еще не сформирован, то эффект от таких занятий минимальный. И только специалист сможет правильно научить ребенка писать.   

А вот создать условия для подготовки руки дошкольника к письму,  развивать его крупную и мелкую моторику в силах родителей. 

Почему важно начинать готовить руку к письму именно с развития мелкой моторики? По мнению специалистов-физиологов мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий, которые направлены на выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. Наверное, вы слышали еще такое выражение "ловкость" рук. Это и есть их согласованность, точность, гибкость, мышечная сила, глазомер, наличие пространственных отношений, умение выполнять руками разнообразные движения (круговые, захват предметов и др.).

Наличие этих специальных умений и является фундаментом при овладении первоклассником техникой письма, от которых будет зависеть и почерк в частности. 

    Какие же игры и упражнения помогают развитию мелкой моторики?

    Условно разделим их на три группы:

1. Пальчиковые игры, гимнастика, массаж и самомассаж рук и пальцев.

2. Игры, упражнения и задания с предметами.

3. Графические задания и упражнения.

1. Пальчиковые игры и пальчиковая  гимнастика, массаж и самомассаж рук и пальцев.

Помните игры "Ладушки", "Сорока-белобока", "Идет коза рогатая" и др.? Да, да, эти игры передаются от поколения к поколению, потому как интересны детям, да и пользу приносят, пальчики развивают. 

Пальчиковые игры очень нравятся дошкольникам. Главное научить в них играть. В дальнейшем дети уже сами начинают играть, объясняя это тем, что пальчики необходимо развивать.

Выбор пальчиковых игр в настоящее время огромный. Их можно найти в интернете и в книгах для дошкольников, в которых подобраны задания для развития мелкой моторики руки и подготовки ее к письму.  

Пальчиковые игры можно придумывать и самим. Важно, чтобы работали все пальчики и при этом чередовались движения: сжатие, расслабление, растяжение, отдельные движения каждого пальца, участие обеих рук и т.д.

Детям также нравится и массаж пальчиков, они с удовольствием делают его сами себе и с радостью соглашаются на него, когда предлагает  взрослый.  

Массаж может быть самый простой. Как можно его проводить? 

- массировать каждый пальчик на каждой руке от основания пальчика до его кончика с легким нажимом,

- попеременно поглаживать одну кисть руки другой,

- поглаживание каждого пальчика,

- взять руки малыша и с их помощью помассировать каждый его же  пальчик. 

Поиграйте с малышом, пусть он делает массаж вашим пальчикам, а потом наоборот. Объясните ему, какую пользу приносит массаж. Если малыш отказывается, придумайте интересный сюжет про пальчики, нарисуйте на каждом из них или сделайте, например, из пробок какую-нибудь мордочку. Пусть это будем семья котиков или других животных. Одновременно с массажем пусть малыш сам расскажет про них сказку. Так мы решаем сразу несколько задач, необходимых для развития ребенка: развиваем моторику, воображение и речь. Пальчиковые игры можно проводить и во время чтения сказок, стихов, рассказов. 

Эффект от занятий пальчиковыми играми возможен при ежедневном их использовании.  С детьми младшего возраста можно играть в течение  3-5 минут, ну, а дети старшего дошкольного возраста уже готовы к занятиям в течение 10-15 минут.

Массаж можно выполнять так же и с помощью разных предметов. Например, предлагаем малышу прокатывать карандаш между ладонями или пальцами, погладить лист бумаги, ткани, меха в разном направлении, делать бумажные комочки из бумаги разной текстуры, рвать бумагу, перебирать бусы и т.д.

Не стоит забывать и о пальчиковой гимнастике, она особенно необходима, когда ребенок работает с карандашами. Она помогает отдохнуть руке, снять мышечное напряжение и развить мелкую моторику.

2. Игры, упражнения и задания с предметами.

К этой группе можно отнести: игры с мелким и крупным конструктором, мозаики, игры-пазлы, игры с мячом, задания с пластилином и ножницами, разные шнуровки, аппликация, игры с прищепками и счетными палочками, песком, крупой, пуговицами, грецкими орехами, перематывание ниток из клубочка в клубочек, завязывание шнурков и узелков, собирание картинок и др.  

Дошкольникам очень нравится играть с природным материалом. Как можно с этим материалом работать? Сортировать и перекладывать в разные кучки (по цвету, форме, величине), катать между пальцами (грецкие орехи, желуди, бобы, горох, фасоль), придавливать всей ладонью и каждым пальцем поочередно (семечки, песок), нанизывать (макароны, сушки, бусинки), выкладывать (буквы, цифры, силуэты разных предметов). 

Важно, чтобы такие занятия проходили под контролем родителей и вместе с родителями. Такое совместное творчество сближает, помогает ребенку чувствовать себя более уверенным. 

3. Графические задания и упражнения.

Это специальные задания, которые выполняются с использованием карандаша и кисточки. Желательно, чтобы при выполнении графических заданий ребенок работал карандашами. Можно использовать цветные и простые карандаши.  

К  этим специальным  заданиям относятся следующие задания: штриховка картинок в разном направлении, раскрашивание раскрасок, поиск и обведение контуров "зашумленных" картинок, дорисовывание картинок, рисование узоров по клеточкам и точкам (с 5-6 лет), графические диктанты по инструкции взрослого, работа с трафаретами, рисование линий разной направленности (прямые, круговые, волнистые, кривые и т.д.), копирование рисунков и геометрических фигур, лабиринты, рисование в воздухе контуров предметов и др.

При выполнении всех этих заданий необходимо давать детям четкие установки на соблюдение приемов действий, например, штриховать и рисовать ровно, не выезжая за контуры, в одном направлении; вести линию только в заданном  направлении, не отрывать руку от листа бумаги и т.д. Такие установки развивают не только моторные навыки, но и навыки самоконтроля. Можно предлагать также детям и дошкольные прописи, которые сейчас в большом ассортименте представлены в магазинах. 

На что еще важно обращать внимания малыша при подготовке его руки к письму? На обязательное соблюдение очень важных правил.

Во-первых, необходимо, чтобы ребенок научился правильно держать карандаш или кисточку. Покажите, в каком положении должны находиться пальцы. Объясните, как необходимо правильно держать карандаш и какое свободное положение должны принимать пальцы при этом. Часто от неправильного положения возникает мышечное напряжение, и рука ребенка просто быстро устает.

Во-вторых, если Ваш малыш выполняет задание в тетради или на специальном листе, покажите ему как правильно их расположить. Ведь от того, как лежит тетрадь, зависит возможность правильно сидеть, свободно передвигать руку на листе тетради. Детей старшего возраста уже можно познакомить с простыми правилами работы с тетрадью: ее наклонное положение при выполнении заданий, и обязательное ее придерживание левой рукой, когда правая рука «трудится».

Если у Вас ребенок "левша", проконсультируйтесь со специалистами: логопедом или психологом. Так как он нуждается в специальной помощи на начальных этапах овладения письмом.

И  в-третьих,  следите также за посадкой детей, обращая их внимание на ее правильность и приучая их к этому.

Еще хочу обратить Ваше внимание, уважаемые родители, на то, что кроме развития мелкой моторики руки на становление письма влияет сформированность таких познавательных процессов, как зрительное восприятие, произвольное внимание, пространственная ориентировка, зрительная и двигательная память.  Именно эти процессы необходимо развивать параллельно с развитием мелкой моторики.

Также важно понимать, что если у малыша есть речевые нарушения, ему просто необходимы занятия на развитие мелкой моторики, начинать которые необходимо  как можно раньше. 

Предлагая детям игры и задания, направленные на развитие моторики руки, важно учитывать их возраст, исходить из интересов малыша. Если малыш отказывается выполнять задание или говорит, что у него не получится, возможно, он еще не готов к восприятию того, что Вы ему предлагаете или просто ему это не интересно, либо для него очень сложно выполнять задания по ряду причин. 

Вселяйте в него уверенность, в какие-то моменты помогайте ему, создавайте ситуацию успеха или просто замените игру или задание.

Хвалите малыша, поощряйте, подбадривайте словом и улыбкой, отмечайте его даже малейшие успехи и результат будет очевиден.

Успехов Вам, уважаемые родители! 

И «твердой» руки Вашим детям!


Статью подготовила

Бабушкина Ирина Викторовна,

педагог-психолог

ОАНО "ОЦ "Лучик" на Соколе.



 

 

 


Частный детский сад  и Центр раннего развития "Лучик":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.1

Частный детский сад "Лучик":

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7 

Частная школа и подготовка к школе "Лучик":

Москва, ул. Вучетича, д. 7а

Тел.: +7 (495) 120-04-50

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес: 
lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 


В избранное