Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Академия успеха" для пап и мам.


 

 

 

 

 

Образовательный центр "ЛУЧиК"

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 

 

 

Академия успеха для пап и мам

Детские страхи: причины и их преодоление.


     Дорогие родители! Бабушки и дедушки! Сегодня мы поговорим с Вами о детских страхах, их причинах и преодолениях.

Не надо боятся страхов, не надо паниковать поэтому поводу, просто надо знать, что есть страх, какому возрасту он более или менее присущ.

    Итак, начнем по порядку.

  Страх - это одна из базовых человеческих эмоций, сигнализация состояния опасности, зависящая от многих внешних и внутренних факторов. У страха есть свои плюсы и минусы, но один из самых главных плюсов - чем чаще человек преодолевает свои страхи - тем он более адаптирован к внешней среде.

    Страхи -  нормальное для детской психики явление, часто многие из них проходят со временем, и во взрослом состоянии вызывают лишь улыбку.

  В психологии существует понятие возраста страха, характерное для определенного этапа развития и отражающее знание детей об окружающем мире. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью ребенка, когда ребенок подрастает и начинает много знать о мире. То есть, если вас смелый малыш начал чего-то бояться, самое главное - он взрослеет!

  Если систематизировать все детские страхи, то "ТОП" выглядит следующим образом:

∙ Страх одиночества;

∙ Боязнь темноты;

∙ Ночные страхи;

∙ Боязнь потерять родителей;

∙ Клаустрофобия;

∙ Боязнь сказочных персонажей;

∙ Страхи, связанные со стихиями: огонь, глубина, громкий звук и др.;

∙ Боязнь родительского наказания;

∙ Боязнь животных.

    Существует ряд причин развития у детей этих страхов.

   Например, ребенок может стать свидетелем или участником определенной ситуации, которая и вызвала сильный испуг (авария, агрессивное поведение животного, сломанный лифт). Однако не у каждого ребенка в результате перенесенного испытания разовьется страх - все зависит от устойчивости психики, уровня возбуждения, эмоционального фона.

    Источником страха может быть богатая детская фантазия: малыш придумывает чудовищ и монстров, которые оживают в его сознании, особенно в темное время суток. Виновниками подобных фантазий чаще всего бывает телевизор.

    Для многих родителей - это спорная тема. Но если мы попытаемся проанализировать все, что пугает нас, взрослых, то приходим к выводу, что  все это мы уже где-то видели. Затем логично встает вопрос - где видели? - и всплывает ответ - в телевизоре... Поэтому, дорогие родители, телевизор и компьютер - это важные элементы формирования страха у нашего подрастающего поколения, потому что не всегда удается фильтровать то, что смотрят наши дети, в том числе, и в наше отсутствие.

    Также в развитие страха ребенка большой вклад вносит эмоциональная обстановка в семье. Для ребенка "родители" и "безопасность" - это почти синонимы, поэтому часто дети считают себя причиной внутренних конфликтов в семье, что повышает их возбудимость и  приводит к серьезным и глубоким страхам. Зачастую мы сами провоцируем детей на неосознанную тревогу и в случае какой-либо опасности ребенок боится не самой ситуации, а "воплей" родителей по этому вопросу: "Смотри, упадешь! Не лезь куда не просят! Откуда у тебя руки растут! Будешь себя плохо вести - отдам милиционеру, бабайке и т.д.".

    Детские страхи нормальны. От того, как на них отреагируют родители, зависит, будут исчезать или они останутся.

Как же помочь собственному ребенку? Для начала уясним, что мы боимся неизведанного и непонятного. Поэтому, чем больше вокруг вашего ребенка будет знакомых ему вещей - тем он будет смелее и адаптивнее. Затем настраиваемся на достаточно продолжительную работу, потому что период прохождения страха - штука сугубо индивидуальная, может занять долгое время.

    Для начала необходимо выяснить, чего же он на самом деле боится. Затем в доверительном разговоре ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщите ребенку, что вы тоже в детстве чего-то (а лучше того же самого) боялись, что это нормальная реакция любого человека, но так как она мешает ему - надо с ней разобраться.

Если это громкий звук - выясните, кто его издает, какие еще звуки есть в природе? Можно даже записать разные звуки на диктофон вместе с ребенком - тихие, громкие, пронзительные... Прослушав их вместе, вы решите, что это не так уж и страшно.

    Если это какой-то страшный образ - визуализируйте его. Нарисуйте, слепите, словом - изобразите в действительности то, чего боится малыш. Обязательно поинтересуйтесь, зачем ему глазки, ушки, сколько у него ног, как кричит, какого цвета у него хвост и т.д. Затем, получив описание страшилы, предложите ребенку подумать, что страшиле может понравиться, что может не понравиться, когда он спит, есть ли у него детки-страшилки... Словом, надо сделать образ страшилы знакомым. Затем можно страшилу отнести в его дом, или поселить в другом месте или отправить в путешествие - словом, надо удалить страшилу из комнаты ребенка, но так, чтобы это была логичная история. Спустя некоторое время можете передать ребенку конфетку и сказать, что это страшила прислал по почте и что ему очень понравилось на новом месте, что он нашел там друзей.

    Если ребенок боится незнакомого места или незнакомых людей - подержите его некоторое время за руку, возьмите на колени,  - минут через 15-20 он сам пойдет туда, где ему интереснее, не торопите его, дайте ему привыкнуть.

    Если ребенок боится темноты - чаще играйте с ним в прятки. Пусть эта игра станет у вас любимой, затем игру надо переносить на более темное время суток, затем потихоньку выключать свет - но все на положительном настрое. Если видите - ребенок боится и не хочет - не форсируйте события, через денька два он сам попросит вас с ним поиграть, потому что это интересно.

    Используйте любую возможность попутешествовать вместе с ребенком - лес, луг, речка, рыбалка, поход - любое из этих мероприятий способствует снятию эмоционального напряжения благодаря воздействию природы и обогащает интеллектуально-познавательную сферу ребенка, уменьшая количество страхов.

  Если справиться самостоятельно с тревожащей вас ситуацией не удается - не стесняйтесь обращаться к специалистам, психологам, неврологам, психиатрам. Помочь в самом начале развития фобии проще, чем устранять уже запущенный случай.

В заключении хочется добавить, что если в семье благоприятный психологический фон и ребенок  на 100% уверен, что его любят - для него тема страха становится неактуальной, потому что он знает - что все в этой жизни решаемо и ему обязательно помогут. И не стоит опасаться, что ребенок вырастет "маменькиным сынком" - вы не решаете за него проблемы, он делает все сам, вы лишь подсказываете, как лучше сделать, потому что у него еще нет такого социального опыта, который есть у вас. Это дает возможность вырастить психологически здоровую и уверенную в себе личность.

 

    Удачи Вам, дорогие родители!

 

    А чтобы удача Вам способствовала – ознакомьтесь со следующей литературой:

1.    Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб, 2000.

2.    Алла Спиваковская «Психотерапия: игра, детство, семья» / Том 2 – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

3.    Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000.

 

Статью подготовила

Губанова Елена Владимировна,

Научный руководитель школы «Лучик»,

кандидат педагогических наук,

почётный работник высшего профессионального образования,

профессор кафедры экономики образования МИОО,

эксперт МЦФЭР и Форум Медиа,

руководитель высшей квалификационной категории.

 


Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.1,

тел.: (499) 198-62-23, (499) 198-37-00.

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 695-17-91.

Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности "ЛУЧиК":

Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: 611-52-11, 611-08-35.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес:
lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 


В избранное