Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Академия успеха" для пап и мам.


 

 

 

 

 

Образовательный центр «ЛУЧиК»

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 

 

 

Академия успеха для пап и мам

По жизни – с комфортом. Часть II.


В предыдущей статье мы рассмотрели программу социализации первоклассников. Мы обсудили пути прохождения ребенком социализации и ее результаты. В данной статье мы поговорим о социальном заказе по отношению к дошкольникам и выделим наиболее типичные его требования.

В своей программе социализации ребенка мы обязательно учитываем социальный заказ. Это требования, предъявляемые обществом к каждой отдельной личности, выраженные в определенных  стандартах, нормах и правилах.

Социальный заказ по отношению к дошкольникам, как правило, выглядит следующим образом:

1.                 Умение быстро познакомиться со сверстником.

2.                 Не бояться новых взрослых, умение вступать  с ними в контакт.

3.                 Предъявлять свои требования, желания в социально – приемлемой форме.

4.                 Общая эрудированность.

5.                 Умение поддерживать разговор, игру.

6.                 Стиль поведения (знать, где и как можно себя вести).

Исходя из данных требований, выделим шесть периодов социализации ребёнка:

1.                 Период адаптации.

2.                 Период межличностных отношений.

3.                 Период группового сплочения.

4.                 Период децентрации.

5.                 Период деловых отношений.

6.                 Период самореализации.

Основной задачей для первого - периода адаптации - является   чувство    безопасности, способность к выживанию. Отношения складываются случайно, происходит первичное выстраивание дистанций, знакомство с правилами и возможностями «среды» (чего мне ждать?). Под «средой» здесь понимается не только пространство, а сама группа, в которой необходимо адаптироваться.

В период адаптации вводятся следующие правила:

1.                 Правила безопасности («Не знаешь - спроси, не можешь – попроси»).

2.                 Правила поведения в детском саду (игровой комнате «Поиграл, убери за собой игрушки»), в раздевалке,  на прогулке.

3.                 Почтительное обращение друг с другом и взрослым («Необходимо здороваться, приходя в детский сад и прощаться, уходя домой»).

4.                 Культурно - гигиенические правила. Правила личной гигиены. Правила поведения за столом.

Основной  задачами для периода межличностных отношений является формирование у ребёнка способности учитывать интересы разных людей наряду со своими, научить самостоятельно отстаивать свою безопасность, формировать у детей навыки взаимодействия, предоставить ребенку возможность выбора разных форм поведения с моделированием ситуаций последствий этого выбора, учить детей строить «Я - высказывание», сформировать навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации.

На данном этапе начинается определение границ, формирование собственного пространства, раздел, присвоение, защита «своего», открытие нового, исследование границ другого. Начинают выстраиваться парные межличностные взаимодействия - соперничество или приятельство. 

Правила, вводимые на этапе межличностных отношений:

1.                 Направленные на решение конфликтов:

- не решай споры силой, договорись словами, ищи компромисс;

- равенство прав на общее;

- человеческая жизнь - высшая ценность.

 

2.                 Направленные на взаимодействие:

- любое общее дело лучше начинать с обсуждения правил;

- умей прощать;

- если обидел, попроси прощения, исправь ситуацию;

- внимательно выслушай другого человека;

- окажи посильную помощь;

- поделись;

- береги вещи и игрушки

Основная задача периода группового сплочения состоит в появлении чувства принадлежности к данной группе (особенно это важно в формальной группе). Мы должны дать возможность детям почувствовать себя полноправными членами группы. Можно провести аналогию со стаей, или с группой, которая объединена против «внешнего мира», например, группа футбольных фанатов. На данной стадии можно говорить о формировании понятия «мы». По имеющимся наблюдениям, в этом периоде происходит спонтанное формирование неформальных групп, то есть дети из разных классов (формальных групп) объединяются в мини группы на основе личных предпочтений и объединяющих интересов (например: девочки и мальчики между собой).

Здесь также начинают выявляться лидеры. Для данного периода наиболее характерным становится авторитарный стиль руководства. Для члена группы актуальными становятся вопросы: «Как я могу повлиять? Кто сильнее?»

Правила, вводимые на этапе групповых отношений:

1.                 «Один за всех и все за одного».

2.                 «Один в поле не воин».

3.                 Равные права всех членов команды.

4.                 Взаимопомощь, взаимовыручка, взаимопонимание.

Таким образом, мы рассмотрели три периода социализации: период адаптации, период межличностных отношений и период групповых отношений. Эти три вышеописанных периода являются естественными в смысле удовлетворения базовых потребностей. В следующей статье мы поговорим  о переходе на стадию удовлетворения социальных потребностей.

Директор детского сада «ЛУЧиК» на Остоженке

Гусева Елена Борисовна.

 

 

 


 

 

 

 

Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.9,

тел.: (499) 198-62-23, (499) 198-37-00.

Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. 2-я Песчаная, д.2, корп.2,

тел.: (495) 920-82-07.

г. Мытищи, ул. Семашко, д. 6, корп. 2

Запись по телефонам: (495) 581-01-22, 8-925-031-83-02.

Частный детский сад "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 695-17-91.

Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности "ЛУЧиК":

Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: (495) 611-52-11, 611-08-35.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес:
lychik@lychik.ru, 

 

 

 

 

 

 


В избранное