Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Академия успеха" для пап и мам. Подготовка детей к школе. Развитие логического мышления. Про


 

 

 

 

 

Образовательный центр "ЛУЧиК"

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 

 

 

Академия успеха для пап и мам

Подготовка детей к школе. Развитие логического мышления. Продолжение.


    Здравствуйте, уважаемые взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, тёти и няни и все-все, кто заботится о своих подрастающих малышах! 

 

Развитие логического мышления – процесс длительный. Окончательное его становление происходит в средней школе. Но нам, взрослым, надо уже с младшего дошкольного возраста развивать предпосылки логического мышления, чтобы в будущем у ребенка не было проблем с обучением, чтобы он с удовольствием посещал уроки и был успешным.

  Что же мы можем сделать уже сейчас? Опишем направления этой работы в каждом возрастном периоде.

 В младшей группе, когда ребенку 2,5 – 3,5 года, можно давать такие задания: «Сравни на картинке мячики. Какой большой, а какой – маленький?» посмотри на картинке: Какая морковка у зайчика толстая, а какая тонкая? Какой дом высокий, а какой низкий? Какая ленточка у Аленки длинная, а какая короткая? У кого много шариков, а у кого – мало?

Подобные вопросы полезно задавать и в практической деятельности: сравнивайте предметы на прогулке, во время игры, на занятиях ручного труда, конструирования.

Целесообразно предлагать простейшие логические таблицы. Они представляют собой две строки- «полочки», на которых должно лежать по два предмета. Один недостающий предмет нужно положить на полочку. Например, на одной полке – кубик и мячик. На второй – только кубик. Что нужно еще туда положить, чтобы было так же, как и на первой полочке?

В дальнейшем в этих таблицах меняется положение недостающих предметов, их цвет и форма; дети должны поместить предмет на нужную полочку или в шкафчик – столбик. Например, даны красный, желтый треугольник – на 1 строке, а на второй – красный круг. Спросите у малыша: «Что должно здесь стоять?» или «Круг какого цвета будет стоять на этом месте?» (желтого)

Очень важно в этом возрасте обобщать слова-предметы, называть понятия. Например, обобщать сначала они могут по цвету: «Посмотри внимательно на кубики. Они чем – то похожи. Что у них одинакового? (Они красного цвета)», можно помочь в случае затруднения: «Этот кубик красного цвета, а этот? Этим цветом они похожи». Ребенок должен понять, что предметы не только отличаются друг от друга, но и имеют схожие признаки.

 Для того, чтобы научить ребенка называть понятия, используются карточки с изображением знакомых ребенку предметов (посуды, птиц, животных, овощей и др.). «Посмотри, это мебель. Это – игрушки», необходимо побуждать ребенка называть предметы обобщающим словом, чтобы в дальнейшем он мог объяснять, почему тот или иной предмет лишний.

Как только ребенок научится поочередно выделять и обозначать каждый предмет, ему дают задания на классификацию. Эти задания, как правило, сопровождаются практическими действиями. Например, перед ребенком лежат кубики двух цветов. «Давай выберем только кубики желтого цвета» или «Положи красные кубики сюда (показывается место), а желтые – сюда». Классификация проводится также по форме (треугольники и круги, например), размеру (большие пуговицы положи в одну сторону, а маленькие – в другую) или по существенным отличиям (птичек посади на дерево, а зверей отведи на полянку). Например, лежат игрушки: собака, корова, кошка, лиса, заяц, медведь. «Давай разделим их на две группы. Диких животных, которые живут в лесу, мы отведем туда, а домашних, которые живут рядом с человеком, сюда (взрослый показывает место)». Предложите малышу рассказать, почему он отнес тот или иной предмет в группу. Это также будет полезно для развития его речи.

Когда ребенок станет постарше (3,5 – 4,5г.), задания, направленные на развитие предпосылок логического мышления, усложняются. Теперь он сам может выбрать картинки только с домашними животными; только с фруктами.

Обязательно при классификации просите ребенка объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку, чтобы в последствии это умение автоматизировалось. В дальнейшем эта необходимость отпадает, и дети уверенно используют обобщающие слова-названия. Они правильно собирают предметы в группы: овощи, фрукты, растения, животные, мебель, посуда, транспорт, игрушки и т.д.

Продолжается сравнение предметов по длине, ширине, цвету, размеру. Полезны такие упражнения, как:

 1. «Что общего у всех предметов на картинке? (Стоят чашка, кастрюля, чайник). А какой может быть лишний?» Ребенок может выбрать, например, чашку, так как она желтого цвета, а все остальные предметы – красного; или кастрюлю, так как она не подходит для чаепития. Хорошо, если ребенок владеет понятиями чайная, столовая, кухонная посуда и может этими понятиями пользоваться при объяснении.

2. Как ты думаешь, какая бусинка будет следующей? (красная, желтая, красная, желтая). Чередование может быть по цвету, форме или размеру.

3. «Выбери только бумажные предметы», «Возьми только зеленые», «Достань не синие кубики».

4. Найди отличия у двух клоунов (до 5 отличий) или: «Рассмотри игрушку. Найди такую же и раскрась».

5. Собери части (например, крупные пазлы) в целую картинку. Уважаемые взрослые, помните, что перед ребенком в таких заданиях должно быть наглядное изображение того, что он собирает (рисунок).

 Подобные задания способствуют развитию не только процессов мышления – анализа, синтеза, сравнения, но и внимания.

Логические таблицы в этом возрасте также можно усложнять. Здесь уже дается 6 предметов. Для более подготовленных детей - 9.

Очень важно для развития предпосылок логического мышления знакомить ребенка с понятиями раньше – позже. Предлагать элементарные карточки без сюжета. Например, малыш – школьник – взрослый мужчина – дедушка. «Разложи по порядку: что было сначала, а что потом?»

В старшем дошкольном возрасте (4,5 - 5,5 лет) количество картинок увеличивается до 5-6, появляется серия сюжетных картин.

В том случае, когда взрослый целенаправленно занимается с ребенком в младшем дошкольном возрасте, дает много упражнений, требующих сравнить, разделить предметы на группы, обобщить их в целое по признаку и др., создается хорошая база знаний и умений для выполнения более сложных заданий. Которые в свою очередь продолжают развивать предпосылки логического мышления.

Теперь дети (5 – 6,5 лет) сами классифицируют предметы в нескольких группах, самостоятельно выделяют признак классификации, умеют объяснить свой выбор. Они могут проводить обобщение: дать название для картинок, сравнить и исключить лишнее. Например, в таком задании: «Придумай название для картинок (футболка, рубашка, платье, шуба). Что здесь лишнее?» ребенок объединяет предметы в группу «одежда», исключает шубу, т.к. это зимний вид одежды, а все остальные относятся к летнему.

Также дети продолжают закономерности, но количество изменяемых признаков увеличивается. Например, в задании « Продолжи бусы» бусинки будут чередоваться по цвету (красная, желтая, зеленая) или по форме и размеру одновременно.

Логические таблицы могут содержать в себе по 9 элементов, один из которых следует дорисовать. Иногда предлагают задания «Дорисовать недостающую фигуру», в которых фигуры расположены в один ряд. Например: квадрат, квадрат закрашенный, круг, круг закрашенный, прямоугольник, ??? (Ребенок должен нарисовать закрашенный прямоугольник.)

Полезны и такие задания, в которых требуется проанализировать части целого: «Раскрась лепестки цветка так же, как на первом цветке».

Продолжайте увлекать свое чадо пазлами. Они теперь должны быть поменьше, но содержать большее количество деталей.

В играх «Третий лишний» обращайте внимание на то, что исключение надо делать по существенному, главному признаку. Например, даны картинки: аист, курица, ворона, сова, пчела. Дети могут выделить курицу, т.к. домашняя, а остальные – нет, и еще курица не летает. Или лишним посчитают аиста, т.к. он улетает в жаркие страны, а остальные – нет. Это будет неправильным, несущественным признаком. Лишняя здесь пчела, она – насекомое, а все остальные – птицы. И это будет существенный признак.

Приобретенные в упражнениях знания и умения закрепляются в играх: «Назови одним словом», «Назови три предмета», «Что не подходит?», «Охотник» и д.р.

Также можно использовать на занятиях с детьми задания и упражнения из специальных пособий по развитию предпосылок логического мышления и способности к обобщению. Эти книжки-тетради сейчас представлены на прилавках книжных магазинов в большом ассортименте.

 

Пусть ваш ребенок больше сравнивает, анализирует, решает трудные проблемные ситуации. В детском возрасте так нужна «пища для ума»! Поддерживайте вашего ребенка, занимайтесь с ним. И тогда он вырастет сообразительным, успешным, и вы сами будете рады результатам его обучения в школе. Желаем успехов!

 

  

Учитель детского сада «Лучик»

Васюкова Ю. В.

 


 

 

 

 

Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.9, тел.: (499) 198-62-23, (499) 198-37-00, 920-82-07.

Частный детский сад "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 611-52-11, 611-08-35.

Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности "ЛУЧиК":

Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: 611-52-11, 611-08-35.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес:
lychik@lychik.ru,

контактный телефон – 159-22-30.

 

 

 

 

 

 


В избранное