Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Академия успеха" для пап и мам.


 

 

 

 

 

Образовательный центр "ЛУЧиК"

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

159-22-30

 

 

 

 

 

Академия успеха для пап и мам

Советы логопеда: исправление произношения шипящих звуков.


    Уважаемые взрослые, мамы и папы! Здравствуйте! Надеемся, что предыдущая статья по постановке свистящих звуков помогла вам справиться с некоторыми из имеющихся у вашего любимого малыша проблем звукопроизношения. А может быть вы решили дождаться эту статью, проанализировать свои возможности, подготовиться и начать работу по исправлению и свистящих и шипящих звуков. Итак, если вы все же решили начать самостоятельные занятия с ребенком, постарайтесь учесть следующие правила.

     Для занятий вам потребуется большое, желательно настольное, зеркало для того, чтобы ребенок смог контролировать правильность выполнения им упражнений и артикуляционной гимнастики. Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям. Приобретите материал для различных занятий по развитию мелкой моторики, так как маленькие пальчики сильно «связаны» с артикуляционным развитием. Хорошо бы приобрести различные лото-игры для закрепления и расширения словарного развития.

     Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы это преодолеть, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Можно «отправиться» в гости  к Незнайке, в сказочные путешествия, даже плюшевый мишка или кукла могут «побеседовать» с малышом. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Занятия должны включать в себя: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше и 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха (различение звуков), игры на формирование лексико-грамматических категорий ( кого не стало?, большой – маленький…).

     И  вот теперь настала очередь – шипящих звуков.

     Встречается несколько нарушений шипящих звуков. Это и межзубное, губно-зубное и призубное произношение, боковой и носовой вариант звука. Кроме того, часто шипящие звуки могут заменяться свистящими, например: шапка – сапка…

     При правильном произнесении звуков Ш и Ж  губы вытянуты вперед и округлены. Расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят к альвеолам, задняя часть спинки поднята, а средняя прогнута. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены.  Воздух выдыхается равномерно посредине языка, на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха. Выдыхаемая струя воздуха сильная.

          Подготовительная работа. Для начала «поиграем». Жили-были змеи. Больше всего на свете они любили петь. А пели они так – Ш-Ш-Ш. Но у одной маленькой змейки никак не получалась эта песенка. Для того чтобы научиться петь, надо каждый день тренировать свои губки и язычок с помощью специальной гимнастики. Для этого надо делать упражнения из цикла артикуляционной гимнастики -  «бегемотики», «окошко», «месим тесто», «парус», «вкусное варенье», «чашечка».

     Далее мы должны выполнить упражнения для губ. Сомкнуть зубки. Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука О. Уголки губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губки и повторить упражнение несколько раз.

     А еще нужно научиться правильно и сильно дуть. В этом помогут дыхательные упражнения – «загони мяч» и «фокус».

«Загони мяч» - вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» ( два карандаша).  

     Можно поиграть в «фокус». Сделайте «чашечку» из язычка (боковые края прижаты к верхней губе, посередине остается желобок. Положите малышу маленький кусочек ватки на кончик носа. Сделайте вдох через нос и сильно дуйте через рот на ватку, чтобы она полетела вверх. Следите, чтобы ребенок дул с силой, резко. Если слышится что-то похожее на звук Х, значит ребенок дует неверно: воздушная струя слишком рассеянная и не получится «фокуса» - ватка не полетит вверх.

       Прием постановки звуков.

     1) Произнося слог СА, постепенно поднимать кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. Получается звук Ш.

2)  Просим ребенка произнести звук С и в это время, подводя шпатель или обратную сторону чайной ложечки под кончик языка, поднимаем его за верхние альвеолы. При таком положении вместо С слышится звук Ш. Мы постепенно должны приучить ребенка удерживать язык в таком положении. При этом, чтобы обеспечить необходимое выдвижение губ, надо слегка нажимать на углы его рта.

     Закрепление правильного произнесения звука Ш.

     Сначала мы закрепляем звук в изолированном произнесении и в слогах. Наша «змейка» может ползать по разноцветным дорожкам разной длины. «Ползти» и шипеть надо непрерывно, чтобы звук звучал долго. Если не получается, остановитесь, сделайте вдох, «ползите» и шипите дальше. Затем поиграем в мячики. Бросайте,  произнося сначала прямые, потом обратные слоги. «Бросая» мячик, произносим по одному слогу – А – Ш… Очень важно сначала звуки произносить раздельно, а не слитно.

     Далее мы должны научиться различать этот звук среди других звуков (хлопни, когда услышишь звук…), среди слогов с этим звуком.

     Потом закрепляем звук в словах. Сначала данный звук должен быть в начале слова в прямом ударном слоге – шапка, шайба, шаль…, затем в середине, в безударных вариантах, в конце слова, в стечениях –  шоколад,  ромашка, кошка, камыш, гуляш…  Последнее – закрепление в предложениях и в связной речи, чистоговорки и скороговорки  - ши-ши-ши – это наши малыши, аш-аш-аш – это наш шалаш, у мишки шубка и шапка в маленькой плошке каша для кошки…

     К работе над звуком Ж можно приступать только после закрепления звука Ш. Звук Ж ставится от звука Ш включением голоса. Постановка аналогична постановке звука Ш. Только вместо С мы берем звук З, следовательно, получаем  при постанове от З – Ж, при постановке от ЗА – ЖА.

     Для игрового варианта постановки можно придумать, что у змеи был друг – жук, который очень любил петь песню – вот такую – ж-ж-ж. Его песенка немного похожа на песенку змеи, только она поет тихо – ш-ш-ш, а жук поет звонко – ж-ж-ж.

     Закрепление правильного произношения звука Ж проходит по той же схеме, что и Ш – изолированно, слоги, слова, предложения, связная речь

     Как правило, в речи детей очень часто смешиваются именно пары звуков – свистящие и шипящие. Поэтому после закрепления правильного произношения в связной речи, необходимо провести работу по различению таких пар звуков, как: Ш и,  Ш и С, З и Ж. Сначала мы также помогаем малышу различать эти звуки в слогах – ша – са – ша, аза – ажа – аза…, затем в словах – шар – жар, Луша – лужа, мишка – миска, сутки – шутки. Далее уже можно использовать и небольшие стихотворения:

Мыши сушек насушили,                                                           Заседали в полдень зайки,

Мышек в гости пригласили.                                                   Возле лужи на лужайке.

Мышки сушки кушать стали,                                               Задрожали зайки,

Зубки сразу поломали.                                                            Увидев волка на лужайке.

     Уважаемые родители! Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке. Не расстраивайтесь, придумывайте более увлекательные игры для ребенка. Не бойтесь экспериментировать! Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать сложные игры, если ребенок не воспринимает их в таком виде, в каком они представлены в пособии.

     Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится. Главное не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 5-10 минут в день, постепенно увеличивая время.  Терпения вам и успехов  вашему малышу!

 


 

 

 

 

Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.9, тел.: (499) 198-62-23, (499) 198-37-00, 920-82-07.

Частный детский сад "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 290-56-92.

Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности "ЛУЧиК":

Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: 611-52-11, 611-08-35.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте http://www.lychik.ru/
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес:
lychik@lychik.ru,

контактный телефон – 159-22-30.

 

 

 

 

 

 

 

 


В избранное