Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Академия успеха" для пап и мам. Готовимся к школе:как научить малыша считать осмысленно


   

 

Тематические статьи

  www.lychik.ru
 
Школа "ЛУЧиК" - призер конкурса
"Школа года - 2005"!
Академиия успеха для пап и мам

Готовимся к школе:как научить малыша считать осмысленно

Здравствуйте, уважаемые родители! Вы, возможно, не раз задавали себе вопрос о том, как правильно сформировать у своего ребёнка навыки счёта.  Многие родители полагают, что нужно научить малыша счету «один-два-три-четыре-пять», познакомить с образом числа, заучить с ним результаты сложения и вычитания в пределах 10, и этого будет  достаточно для формирования умения считать. В этом как раз и заключается глубокое заблуждение родителей, ведь подобное умение считать носит механический характер и не поможет детям при обучении математике в начальной школе.

Так как же формируются счетные умения у детей дошкольного возраста, на чем они основаны, какие методы и приемы можно использовать при обучении?

Формирование счетных умений – процесс длительный и требует развития определенных математических представлений и развития логического мышления.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т.п.)

В этой статье я остановлюсь подробнее на приемах развития тех математических представлений, которые необходимы для формирования счетных умений у дошкольников. Можно выделить два этапа в развитии этих представлений: подготовительный и собственно формирование счета.

Подготовительный период начинается в раннем детстве. Обычно родители учат детей считать до 5 или до 10, знакомят их с цифрами. Это делать совсем необязательно. Гораздо важнее формировать у малышей восприятие цвета, формы, размера и ощущение количества, тем самым подвести к восприятию абстрактного числа. Не нужно заучивать со своим ребенком числа – он их запомнит механически, не понимая сути. Лучше помогите ему освоить элементарные счетные умения в самых обычных, жизненных ситуациях. Можно играть с детьми, предлагая интересные задания, вопросы. Перечислим эти важные умения и приведем примеры заданий:

1. Умение составлять группу из отдельных предметов по какому-либо условию. Нужно предложить ребенку взять столько же кубиков, как и у взрослого, и построить башенку, или: взять столько же красных шариков, сколько и синих;

2. Умение выделять один и много предметов. «Возьми конфеты и положи на каждое блюдце по одной. "Дай" каждой кукле по одной книжке».
3. Умение сравнивать одну группу с другой, путем наложения или составления пар. Для этого малыш действует с предметами: ставит чашки на блюдца, кладет возле каждой тарелочки по одной ложке или вилке, подкладывает салфетки под тарелки, приставляет тапочек к тапочку, накладывает предмет на предмет,.. И таким образом устанавливает соответствие: чего больше, чего меньше, а чего поровну или одинаковое количество. Естественно, ребенок должен уметь оперировать данными понятиями (больше, меньше, поровну, столько же), в этом случае он будет готов к счету, как оперированию числами.

4. Умение анализировать и выравнивать количество предметов путем добавления недостающего предмету или убирая лишнее. Например, так: один, два, три, четыре, пять - всего пять альбомов. Один, два, три, четыре - всего четыре карандаша. Карандашей меньше, чем альбомов. Альбомов больше, чем карандашей. Чтобы стало поровну, нужно добавить один карандаш или убрать один альбом.
5. Знание правил математического счета: числа называть по порядку, указывая предметы поочередно, относить последнее число ко всей группе сосчитываемых предметов (один, два, три четыре – всего четыре машинки; один, два, три, четыре, пять – всего пять игрушек).

6. Знание количественного и порядкового счета. Желательно задавать следующие вопросы: сколько всего кукол? мишка сидит который по счету? Помогите также ребенку осознать, что число используется для обозначения количества, а цифра – это знак для обозначения числа. Умение обозначить количество предметов соответствующей цифрой также важно. Попросите сосчитать, сколько всего треугольников (машинок, самолетов, карточек и т.д.), и подобрать нужную цифру.

7. Умение соотнести цифру с соответствующим количеством предметов важно на более позднем этапе. «Подбери нужное количество кругов к этой цифре. Сколько кругов нужно взять?»

Ребенок должен уметь воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного: считай вперед по одному; считай в обратном порядке, до одного; считай от двух до шести; от семи до четырех.

Эти знания и умения являются прочным фундаментом для развития счетных умений на втором этапе.

Очень важно при обучении ребёнка началам счёта показать принцип образования чисел: каждое последующее за числом N - число (N+1) - больше на единицу и любое предыдущее число - (N-1) - меньше на единицу. У ребёнка формируется системное представление о числовом ряде. Он видит каждое число не изолированно, а в тесных связях и отношениях с остальными числами.
Например, взяв тринадцать карандашей и четырнадцать ручек, он устанавливает, что ручек больше, чем карандашей, а карандашей меньше, чем ручек. И делает вывод, что число тринадцать меньше, чем число четырнадцать, а число четырнадцать больше, чем число тринадцать на один.

На принципе образования чисел основан прием присчитывания и отсчитывания по одному. Овладение этим приемом много значит в формировании навыка счета. Ребенок понимает, что для того, чтобы посчитать, сколько будет 5+1, нужно представить числовой ряд и вспомнить число, следующее за 5. Это 6. Или пример на вычитание: 9-2. Снова мысленно представляем числовой ряд. От девяти отсчитываем 1, получаем 8, и еще 1, получаем 7.

Понимание смысла действий сложения и вычитания очень важно при формировании навыка счета. Детям предлагается ситуация: на дереве сидели 3 птички, прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек? Их стало больше или меньше? Количество увеличилось, значит, применяем действие сложение. В задачах на нахождение остатка: на дереве сидели 5 птичек, улетели 2 птички, сколько птичек осталось? – применяется подобное рассуждение: их стало больше или меньше? Количество уменьшилось, значит, применяем действие вычитание. Нужно быть методически грамотным при объяснении решения и задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, поэтому оставьте задачи такого рода для начальной школы.

Далее, чтобы автоматизировать счетные умения в пределах 10 (а именно в этих пределах должен уметь считать дошкольник), необходимо на практических действиях проговаривать состав чисел. Например, попросите ребенка разложить на две группы 7 карандашей. Семь – это 2 и сколько? Как еще можно разложить? Или: ставьте «проблемный» вопрос: у меня 4 тетради, сколько мне надо добавить, чтобы их стало 6? Ребенок отсчитывает от общего количества 2 тетради, значит, чтобы получить 6, нужно к 4 добавить еще 2. Очень интересен прием заселения жителей в домики 2,3,4,5,…10 . В пустые окошки домика, например, номер 3 ребенок поселит 1 и 2, 2 и 1. Сейчас продаются подобные обучающие пособия, они могут служить хорошей наглядной опорой  в обучении.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность переносить полученные знания в незнакомую ранее ситуацию, использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Знания ребёнка о числах, умение считать и решать задачи желательно закреплять, использовать и уточнять на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и даже во время утренней зарядки и физкультуры. Например: "Нарисуй или слепи двух кошек - одну весёлую, а другую грустную. Приклей на закладку семь цветочков. Сделай три больших шага и пять маленьких. Подбрось мячик десять раз". На математических занятиях взрослый может использовать не только реальные предметы, но и предметные картинки, геометрические фигуры, развивающие игры, специальные тетради для формирования математических представлений с обучающими заданиями.

Родителям нужно помнить о психологической комфортности детей, верить в их силы, создавать для них ситуацию успеха. Хвалить их, возвращаться к тем моментам, где было трудно. Помните, что заучивание – не лучший прием в обучении. Развивайте творческие способности детей, их мышление, тогда занятия станут для них эффективными, интересными. Желаю успехов.

Статью подготовила педагог детского сада «ЛУЧиК» на Остоженке Васюкова Юлия. 

 

 

Консультационный Центр «ЛУЧиК» предлагает свои услуги родителям, дошкольникам, ученикам школ, абитуриентам:
- подготовка в вуз для старшеклассников;
- подготовка к школе для детей 5-6 лет;
- занятия по английскому языку для всех желающих;
- консультации специалистов: психолога, логопеда и др.;
- тестирование школьников по предметам.

 

Занятия в индивидуальной и групповой форме проводят опытные педагоги и специалисты образовательного центра “ЛУЧиК” (основан в 1988 г., лицензия № 006748).

 

Наш адрес: ул.Вучетича, д.7-А, здание школы “ЛУЧиК” (м. Динамо, Дмитровская, Тимирязевская).
Запись по тел.611-52-11, 611-08-35. ии на сайте www.lychik.ru


Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

 

 

 

 
 

В избранное