Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Академия успеха" для пап и мам. Развитие речи ребёнка.


Информационный Канал Subscribe.Ru

   

 

Тематические статьи

 
 
Школа "ЛУЧиК" - призер конкурса
"Школа года - 2005"!
Академиия успеха для пап и мам

Развитие речи ребёнка.

 

Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы, учитывая Ваши многочисленные вопросы и пожелания, возвращаемся к теме развития речи у дошкольников. Наша статья поможет Вам определить, насколько соответствует (или не соответствует) нормам развитие речи у Вашего ребёнка. Сразу оговоримся, что у каждого ребёнка процесс развития речи индивидуален и зависит от многих факторов. Если у Вас есть опасения по поводу темпов или особенностей развития речи у Вашего ребёнка, мы советуем обратиться к специалистам. Здесь же мы приводим среднестатистические показатели.

 

Речь, как Вы знаете, не передаётся ребёнку по наследству. Овладение речью – это сложный многосторонний процесс, её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает развиваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший слух, ребёнок без речевой среды никогда не заговорит. Но и этого ещё недостаточно для возникновения речи у малыша. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к общению.

 

В общении с окружающими ребёнок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» своё умение к их произношению. Но если бы для овладения речью нужна была только подражательная способность, то ребёнок никогда не смог бы в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность. В процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые правила и законы грамматики, изменяет слова: ковёр – ковры – ковров; окно – окна – окон; шёл – пошёл – пришёл – ушёл; строит различные по конструкции предложения, связывая слова в соответствии с правилами грамматики.

 

В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса.
Условно в процессе овладения ребёнком речью можно отметить несколько этапов. На первоначальном, подготовительном этапе происходит дозревание отделов речевого аппарата, принимающих участие в речевом акте: центрального отдела – коры головного мозга, и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (дыхания, голоса, артикуляции).

 

Следующий этап – развитие понимания речи и на основе этого появление первых осмысленных слов. Далее, с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи. И последний этап – наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое её оформление, чёткое и внятное произнесение звуков и слов.
Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.

 

Установлено, что дети, имеющие нарушения в познавательной деятельности отстают и в речевом развитии.
Дети, физически ослабленные, часто болеющие инфекционными заболеваниями, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребёнка.

 

Первый год жизни ребёнка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение, он прислушивается к звукам речи, отыскивает источник звука и сосредотачивает на нём своё внимание, развивается понимание речи. В 2-3 месяца у ребёнка появляется гуление. Он может произносить несложные сочетания звуков: ага, га, угу и т.д.

 

К 5-6 месяцам появляется лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить звуки, отдельные их сочетания, слоги.
Время появления первых слов у разных детей различно. Одни начинают говорить слова в 8-9 месяцев, другие в 1 год 2 месяца, а некоторые ещё позднее. Запас слов годовалого ребёнка также различен и колеблется от 2-3 слов до 15-20.

 

На втором году жизни интенсивно развивается понимание речи, а также подражательная способность ребёнка. Поэтому к речи взрослых на этом этапе предъявляются следующие требования: речь должна быть чёткая, без искажения звуков, с ребёнком нельзя «сюсюкать», подражая речи детей. При общении с ребёнком старайтесь смотреть ему в глаза и следите, чтобы он также видел вашу артикуляцию.
До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение: «Дай!», «На!» и т.д.

 

Со второй половины второго года жизни ребёнок всё чаще начинает пользоваться двухсловным предложением: «Мама, би-би!» (просит у мамы машину) и т.п.
Активный словарный запас ребёнка имеет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарный запас достигает определённого количества слов (40-60).

 

Количество произносимых слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. Чаще всего это существительные – названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже употребляются глаголы, наречия. Из прилагательных используются в основном слова «большой», «маленький».
Объём словаря ребёнка зависит от условий его воспитания, от частоты общения со взрослыми, а качество – от того, какие слова окружающие ребёнка взрослые употребляют в своей речи.

 

К 2-м годам у некоторых детей появляются грамматические отношения между словами: согласование существительного с глаголом, изменение у существительного падежного окончания. Большинство фраз, произносимых ребёнком, построены аграмматично и не всегда доступны пониманию слушателя.
Итак, для 2-х-летнего ребёнка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечёткое произнесение слов с пропуском отдельных звуков, неумение сохранять слоговую структуру. К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако она далека от совершенства: бедность словарного запаса, отсутствие правильных грамматических связей между словами, нечёткое произнесение отдельных звуков, отсутствие многих звуков.

 

Третий год жизни ребёнка характеризуется тем, что словарный запас возрастает в 3-4 раза. В словарном запасе преобладают существительные (60%), но именно на третьем году жизни в речи появляются глаголы (25-27%). Малыш начинает пользоваться местоимениями. В его речи появляются предлоги и прилагательные. Дети пользуются простыми предложениями, а к концу года и сложными. В этом возрасте ребёнок способен воспринимать небольшие по объёму сказки, рассказы. Может ответить на некоторые вопросы по содержанию. Но, несмотря на все достижения в развитии речи детей третьего года жизни, малыши ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим. Звукопроизношение у детей этого возраста очень несовершенно. Почти все согласные произносятся смягчённо. В произношении многосложных слов дети испытывают затруднения, укорачивая слова, переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.

 

На четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение звукопроизношения. Речь становится более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать не только существительные, прилагательные и глаголы, но и другие части речи: наречия, причастия и т.д. Появляются зачатки монологической речи. Используются не только простые, но и сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. И всё же речь детей носит ситуативный характер, она недостаточно точна в словарном и недостаточно совершенна в грамматическом отношении, а со стороны произношения ещё недостаточно чиста и правильна.

 

У ребёнка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих. Чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание. Активный словарь ребёнка увеличивается до 3000 слов. В речи детей всё чаще появляются прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов, появляются притяжательные прилагательные. Всё шире используют пятилетние дети наречия, личные местоимения, а также сложные предлоги (из-под, из-за, около, между) и др. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, значительно реже наблюдается пропуск звуков в словах. Дети чётко произносят свистящие, шипящие звуки, дефектными остаются «р» и «рь».

 

С 5 до 7 лет продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнуты фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Всё чаще в речи ребёнка появляются обобщающие существительные. Словарь увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом на 1000-1200 слов и составляет 4000-4500 слов. Происходит совершенствование связной речи. Предложения в структурном отношении значительно усложняются. Совершенствуется грамматический строй. Ребёнок легко образует новые слова при помощи суффиксов, образует прилагательные от существительных. В этом возрасте ребёнок способен самостоятельно раскрыть содержание картинки.

 

На шестом году жизни ребёнок начинает чётко произносить все звуки родного языка. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых.
К моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Ребёнок умеет строить различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает глаголы, свободно пользуется монологической речью. Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.

 

 

Статью подготовила логопед детского сада «ЛУЧиК» на Остоженке Тараканова Е.А.

Консультационный Центр «ЛУЧиК» предлагает свои услуги родителям, дошкольникам, ученикам школ, абитуриентам:
- подготовка в вуз для старшеклассников;
- подготовка к школе для детей 5-6 лет;
- занятия по английскому языку для всех желающих;
- изучение web-технологий для детей и взрослых;
- консультации специалистов: психолога, логопеда и др.;
- тестирование школьников по предметам.

 

Занятия в индивидуальной и групповой форме проводят опытные педагоги и специалисты образовательного центра “ЛУЧиК” (основан в 1988 г., лицензия № 006748).

 

Наш адрес: ул.Вучетича, д.7-А, здание школы “ЛУЧиК” (м. Динамо, Дмитровская, Тимирязевская).
Запись по тел.211-52-11, 211-08-35. ии на сайте www.lychik.ru


Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

Ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы Вы найдете на нашем сайте в рубрике "Вопросы и ответы"

 

 

 

 
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.academ211
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное