Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Академия успеха" для пап и мам. Влияние родительских сценариев на жизнь ребенка


Информационный Канал Subscribe.Ru

   

 

Тематические статьи

 
 
Академия успеха для пап и мам.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Сотрудники образовательного центра «ЛУЧИК» и я, Александра Беляева, рады приветствовать Вас на страницах нашей рассылки!

Мы нередко сравнивает жизнь с театром, со сценической игрой – «Вся жизнь игра, все люди в ней актеры». Но кто пишет сценарий нашей жизни, и кто режиссер постановщик?
Тема нашего сегодняшнего выпуска родилась как результат практической работы психолога с людьми разного возраста, и осознанием того, насколько то, какие программы были заложены родителями в детстве, влияют на последующую нашу жизнь, заставляя принимать важные жизненные решения, во многом определяя сценарий нашей судьбы.

 

Влияние родительских сценариев на жизнь ребенка

 

Тема одной из наших рассылок – это немного измененное название книги наменитого классика зарубежной психологии Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», в которой значительная часть посвящена родительскому программированию. Э. Берном высказывается мысль о том, что каждый человек в определенной степени запрограммирован с ранних лет. Тема жизненных сценариев, заданных нам родителями с детства, наряду с установками, всегда представляла для меня большой интерес, возможно и потому, что вопрос о свободе личности – вопрос, который актуален для многих психологов.

 

Тема достаточно неординарная, и потому, постараюсь говорить обо всем проще. Скажу главное, что основная идея всех рассуждений в нашей статье будет сводиться к тому, что человеку нужно позволить самому создавать сценарий своей жизни.
Перейдем к процессу создания жизненного сценария и его авторам.

 

Зов предков
Рождается в семье ребенок. Только представим теперь, какая вереница предков стоит за данной семьей. Какое богатство накопленного жизненного опыта, различные судьбы. Наверное, сначала человеческого рода.
В древнекитайской религии, например, культ предков строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. На самом деле история жизни родителей, прародителей, прапрарадителей и т.д. имеют зачастую большое влияние на нашу жизнь, определяя нашу состоятельность во многих сферах жизни. Это как своеобразный базис, пьедестал, на который мы можем позволить себе встать или, хотя бы, опереться в жизни. Ощущение того, что ты вырос на благодатной почве, создаваемой веками – помогает жить с расправленными крыльями. Так, потомки героев по праву гордятся подвигами своих предков, и нередко своей жизнью пытаются оправдать почетную роль потомка. Оправдывать не стоит, конечно, а гордиться приятно. Однако, наряду с положительным подкреплением, история предков и ограничивает нашу жизнь, заранее как бы программируя на определенную судьбу, накладывая определенные обязательства, а значит и внося в нашу жизнь определенные ограничения. Но сегодня углубляться в сферу влияния далеких предков мы не будем, а все-таки остановимся на родителях.

 

Сценарий от родителей по наследству
Семья – это корни, которые чем дальше уходят в землю, тем крепче держится ствол.
Жизненный сценарий «запускается» для ребенка в детстве под влиянием родителей, и выступает в дальнейшем, как жизненный план. Естественно родители почти всегда не сознательно программируют ребенка на принятие важных решений, которые в дальнейшем повлияют на его жизнь. Однако программных установок, которые потом начинают составлять сценарный план, избежать практически невозможно. Родители несут это в каждом общении с ребенка, и не обязательно вербально (словами). Сценарии в глобальном смысле включает в себя несколько направлений. Это могут быть сценарные программы будущей профессии или семейной жизни. Кстати, относительно семейной жизни – типичный пример сценарных семей: семьи матерей одиночек из поколения в поколение, где передается программированная установка, о том, что каждая женщина, согласно семейной традиции должна стать матерью одиночкой. И мы нередко подстраиваем события своей жизни так, чтобы исполнить свою миссию с назначенным нам сценарием. Как раз родительские установки, взгляды и позиции на семейную жизнь во многом определяют дальнейшую судьбу их детей в супружестве.
Главное, что во всех сценариях присутствует – это то, что они ограничивают и структурируют человеческую жизнь.

 

Антипод сценария
Есть такое понятие, как антисценарий. Это, например, когда родители закладывают, закладывают у ребенка определенные положительные (на их, конечно, взгляд) установки, а он взял, да и пошел другой дорогой («плохой», конечно же). Например, нередки случаи, когда из потомственно интеллигентных семей, лишенных плохих привычек, вырастают дети. И дело не в том, что сначала они росли под родительским крылом, а потом их испортили на улице. А в том, что ребенок изначально был стеснен в свободе выбора, каким им быть. И он выбрал в таком случае «быть главное не тем, кем хотят родители». То есть, получается жизнь «не для, а вопреки». И здесь может быть крен не только в отрицательную сторону. Когда ребенок из неблагополучной семьи еще в раннем возрасте принимает свое детское решение «я никогда не буду пить», и в дальнейшем демонстрирует примером всей своей жизни, что «он не пошел по стопам родителей, он не пьет», то это тоже не всегда так радостно. А по своему ли пути он пошел? При выборе профессии, можно тоже столкнуться с проблемой родительских сценариев: «Ах, вы так добивались, чтобы я перенял потомственную традицию и стал врачом, а я вот возьму, да и пойду в прорабы». Решение «на зло», «вопреки», не предполагает личную свободу выбора, а лишь демонстрирует жизнь по антисценарию. И тогда получается, что жизнь по антисценарию тоже лишена свободы.

 

Что же делать? И сценарий – не то, и антисценарий не годится.
В статье о том, как приучить ребенка к нормам и правилам, мы уже с вами обсуждали, то, что границы дозволенного должны быть у ребенка, но они не должны быть слишком тесными. Получается, что человек не может жить без ограничений, которые дают ему чувство безопасности, и в то же время не может жить и в условиях, когда этих ограничений слишком много, что отнимает у него ощущение собственной свободы. То же самое касается и сценарных установок, произрастающих из семьи и жизни наших предков, - их не должно быть много, чтобы не ограничить свободу творческого создания собственного жизненного сценария/пути, совершения своего выбора. Ведь одни люди менее несчастны, чем другие, лишь потому, что у них больше выбора.
И, если вернуться к образу семьи – дерева, а предков – корней, то корни должны питать, поддерживать жизнедеятельность дерева, а также позволять веткам расти и гнуться в ту строну, которую им будет угодно. Давайте больше позволять и себе и ребенку осуществлять свободу выбора в этой жизни, и проживать ее так, как мы хотим.

 

Закончу словами Э. Берна: Судьба каждого человека определяется в первую очереди им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода дает ему силы осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать или бороться с планами других.
Выпуск подготовила: психолог Детского сада «ЛУЧиК», Беляева Александра

Далее приводится часть главы из книги «Люди, которые играют в игры».
Эрик Берн , Думая «по-марсиански»

Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

Ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы Вы найдете на нашем сайте в рубрике "Вопросы и ответы"

 

 

Уважаемые родители дошкольников ! Образовательный центр "ЛУЧиК" приглашает детей 2-6 лет в детский сад ( ул. Алабяна, д.12 корп.9. тел 198-62-23, 198-37-00) и в группы дополнительного образования: “ПОТОМУЧКА”, “УМНЫЙ МАЛЫШ”, ГРУППА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ и другие.

Подробную информацию об этих и других услугах, предоставляемых в детском саду "ЛУЧиК", вы можете узнать по телефону: 198-62-23. или на нашем сайте в разделе «Детские сады» .

 

 

Родителям школьников образовательный центр «ЛУЧиК» предлагает ознакомиться с интересной информацией о программе подготовки к школе для детей 5-6 лет, об особенностях обучения учеников 1-11 классов в школе «ЛУЧиК», программе довузовской подготовки для старшеклассников, узнать самые актуальные и важные сведения о вузах Москвы на страницах сайта www.lychik.ru в разделе «Школа» (дополнительная информация о школе"ЛУЧиК" по тел. 211-52-11).

 

 

 

 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.academ211
Отписаться

В избранное