Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ростов-Дом

  Все выпуски  

В Ростове треснул 68-й коллектор?!


Коллектор №68: вид изнутриПо замыслам проектировщиков 1980-х,  срок эксплуатации крупнейшего канализационного объекта должен был составить
500 лет.

Вчера ночью в Ростове произошла крупнейшая техногенная катастрофа, последствия которой могут поставить под вопрос экологическое и экономическое благополучие мегаполиса. Просевшие в районе улицы Нансена (и переулка Дальнего) грунты повредили крупнейший канализационный коллектор №68. Альтернативы этой магистрали, переправляющей на очистные сооружения треть городских нечистот, не существует. А в связи с этим можно констатировать, что, если авария серьезна, впору останавливать весь городской стройкомплекс.

Пущенная в эксплуатацию в 2006 году подземная новостройка являлась гордостью и красой всей донской канализации. Без нее в Ростове невозможно строить новые районы — в том числе и Левенцовский, проект которого называется местными чиновниками «политическим», связанным с обеспечением россиян доступным и комфортным жильем. Неспроста мэр Ростова Михаил Чернышев в своем блоге заявил, что выходит из предвыборного отпуска брать под личный контроль устранение аварии.

Что же случилось?

«Поврежден»… Такими словами пока комментируют в Ростове свершившееся должностные лица. Что же здесь произошло конкретно, пока никто не говорит. Официальные сообщения и релизы весьма размыты, здесь преобладают общие слова, конкретики очень мало.

По версии пресс-службы водоканала Ростова, рекомендующей для изучения подробностей«открывать сайт городской мэрии», о последствиях катастрофы «спецам» самим мало что известно, поскольку сначала необходимо в коллектор спуститься и выполнить обследование. Для этого сейчас сбрасываются сточные воды, что технически сделать непросто. Действительно, на некоторых участках диаметр проложенной под землей магистрали превышает
3,5 метра. Но все-таки, похоже, у нас чего-то недоговаривают.

Парижская клоака - сестра 68-го коллектора?

Парижская клоака — сестра 68-го коллектора?

По замыслам проектировщиков, ряд операций по обслуживанию этого современного объекта производится в автоматическом режиме, благо объект был введен в эксплуатацию в XXI веке, и это все-таки не клоака средневекового Парижа.

Более того, коллектор предусматривал минимизацию человеческого участия в эксплуатации, будучи снабженным такими передовыми опциями, как, например, компьютерный контроль над коррозией магистрали. Кстати, сюда ежегодно предполагалось запускать понтон с телероботом, производящим съемку внешней поверхности трубы.

Таким образом, создается впечатление, что «ничего не знать» коммунальщики могут лишь в том случае, если стихия как-то вывела из строя «автоматику». Но почему бы  не сообщить хотя бы об этом? Вторая версия менее оптимистична:
в результате  подвижек грунта на каком-то участке магистраль треснула. И сейчас выявляются последствия порыва.

Плохое место

Думали, что строим на века...

Думали, что строим на века...

Участок, где стряслось ЧП, на протяжении многих лет был крайне скверным. Еще в ходе строительства объекта здесь ходуном ходила земля — чтобы прорубать подземный тоннель, в почву запускали сжиженный газ, отгоняющий движущуюся землю и воду, также замораживали грунты специальным оборудованием. От стихии проложенная магистраль была защищена слоем гидроизоляции, превышающим своей толщиной 20 сантиметров.

Масштабы природной катастрофы впечатляют и другими показателями. На данном участке магистраль проходит на тридцатиметровой глубине. Между тем произошедшие подвижки грунта разрушили проходящий по улице Нансена железнодорожный путь, приостановив движение поездов. При этом, по сообщениям официальных источников, дальнейшего развития техногенных процессов здесь не наблюдается.

В настоящее время ростовский водоканал откачивает из магистрали сточные воды. По завершении этих работ в поврежденный коллектор смогут спуститься люди. Что пока делать с ежесекундно вырабатываемыми нечистотами, которые могут задушить Ростов, непонятно. В свое время говорилось, что завершение строительства 68-го коллектора в Ростове — вопрос жизни и смерти…

300 лет эксплуатации

Магистраль принимала содержимое целого ряда других крупных ростовских коллекторов диаметром от 200
до 1000 миллиметров, а также стоки промпредприятий. Пока городской водоканал решил расконсервировать канализационную насосную станцию «Северная-1», работавшую до пуска в эксплуатацию этого объекта.

Между тем и в прежние годы со своей задачей она физически не справлялась. В результате в реку ежесуточно выливалось 8-12 тысяч кубометров нечистот (в советские времена —
до 100 тысяч), что послужило основной причиной гибели водоема. После ввода в эксплуатацию 68-го коллектора часть русла Темерника расчистили, потратив на эти работы немало бюджетных средств, большие планы по возрождению реки были замышлялись и на нынешний год…

Есть ли свет в конце тоннеля?

Есть ли свет в конце тоннеля?

По версиям проектировщиков, срок эксплуатации 68-го коллектора должен составить 300–500 лет. В ходе проектировки подобные магистрали, стоящие миллиарды рублей, относят к категории «вечных» объектов. И действительно, сегодня в Ростове реконструируют (а не демонтируют!) еще один из крупнейших коллекторов — «Генеральный», диаметром 2 метра, построенный до революции и переживший на своем веку, кроме всего прочего, бомбежки в Великую Отечественную.

Срок эксплуатации коллектора №68 от торжественного пуска до первой аварии, повлекшей его, если надеяться на лучшее, временный выход из строя, составил 3 года 7 месяцев…

Олег ПЕТРУШИН

НАША СПРАВКА

Какая она, гордость и краса канализации Ростова?

  • Коллектор №68 относится к канализационным объектам глубинного типа, проходит от 9 до
    40 метров 
    под городом 
    (на различных участках). За счет искусственно созданной «горки» нечистоты удается самотеком разогнать до 10 км/ч без использования насосного оборудования, что повышает пропускную способность магистрали и снижает себестоимость тарифа.

  • Объект берет начало в окрестностях Зоопарка (диаметр трубы здесь1,84 метра), движется к реке Темерник и далее – к Рабочей площади. Затем труба идет параллельно Темернику вниз к Дону. По мере спуска магистраль обогащается содержимым новых врезанных коллекторов, поэтому ее диаметр расширяется и достигает на некоторых участках 3,605 метра. Через Дон стоки переправляются по трем дюкерам, проложенным под рекой, после чего следуют еще несколько сот метров на Левобержные очистные сооружения (через реку, напротив — Железнодорожный вокзал).

  • Протяженность магистрали – 6,5 километров, на ее маршруте построены 8 шахтных колодцев, два из них снабжены встроенными лифтами.

  • Строительство коллектора №68 шло более 10 лет, общая его стоимость
    (в ценах 2006 года) превысила 
    1,2 млрд руб.

  • В ходе работ в подземный объект неоднократно спускались высшие руководители города и области, в том числе — губернатор Дона Владимир Чуб. Кроме Ростова, аналогичные объекты эксплуатируются только в трех городах России: Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Эта и другие новости – на сайте Ростов-Дом.
До встречи в следующем выпуске.
Ведущая рассылки Маша ЗАХАРОВА.


В избранное