Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ростов-Дом

  Все выпуски  

Сегодняшний выпуск посвящен языку, на котором говорят "простые люди" и чиновники. Почему существует неприступная граница между нормальной речью и канцеляритом? Может ли рядовой функционер сдать ЕГЭ по русскому хотя бы на "удовлетворительно"?


1. Чиновники вострят перья. Умеют ли администраторы говорить и писать по-русски?
2. Башня из слоновой кости. История метафоры.

Добрый день, читатель!

 

Сегодняшняя рассылка посвящена языку, на котором говорят чиновники не только "строительные" или коммунальные", а чиновники вообще - как класс. Нам с вами приходится сталкиваться с результатами их словотворчества едва не каждый день, поэтому "язык врага" надо знать очень хорошо.

Во второй части приводим полный ответ филолога Ирины Родиной на вопрос читателя форума "Ростов-Дом". И снова - на языковую тему. Такой уж у нас сегодня гуманитарный выпуск.

 

Чиновник за книгойВ калининградской мэрии проанализировали ситуацию на рынке «фторичного жилья».

После того как из официальной бумаги, рожденной в кабинете одного из чиновников местной администрации, выползло на свет Божий это орфографическое чудовище, терпение управляющего делами лопнуло. Всем сотрудникам мэрии было велено повышать общую грамотность под угрозой публикации наиболее выдающихся «перлов» в местной прессе.

Это уже не первая попытка заставить грамотно говорить и писать тех, кому по долгу службы приходится интенсивно «общаться с народом». Всем памятна летняя инициатива Министерства связи и массовых коммуникаций России — штрафовать госслужащих и политиков за неграмотную речь в теле- и радиоэфире. При наказании рублем сверяться будут со словарями, в которые сейчас вносят особые поправки. Судя по всему, для потенциальных жертв штрафных санкций  будут сделаны некоторые послабления — вплоть до легализации среднего рода слова «кофе». Но «начАл», «принЯл» и«звОнит» останутся под запретом.

Регионы России словно соревнуются друг с другом в изобретении испытаний для чиновничьего сообщества. Видимо, маловразумительные бумаги из налоговой инспекции или Пенсионного фонда, которые не под силу постичь даже лауреату Нобелевской премии — на таком безобразном и нечеловеческом языке они написаны, — основательно всех достали.

В Одессе-маме прижучить борзописцев решили весьма оригинальным способом. Цитаты из выступлений и реляций местного политического бомонда с завидной регулярностью появляются на стенах городского блюз-бара «Х.Л.А.М.». Так одесситы выпускают пар и получают “антиэстетическое удовольствие”.

Существует примерный список самых безграмотных фраз политиков разных народов. Кто его составил? «Целевая аудитория» и «электорат» этих самых политиков!

Михаил Горбачев: “Теперь я пойду с еще большим забралом!” “Характером умный оказался”. “Вот где собака порылась”.

Владимир Путин: “Мы будем преследовать террористов везде… Мы и в сортире их замочим, в конце концов”.

Александр Лукашенко: “Скоро белорусский народ будет есть нормальные, человеческие яйца”. “Пора принять меры и наложить вето на табу!”

Барак Обама: “Полагаю, что страна, в которой был изобретен автомобиль, не может от него отвернуться”.

Юрий Лужков: “Детям, ну более старшего поколения, мы предлагаем самостоятельно оформлять, скажем, подъезды”. “Допустимо ли, правильно ли оставаться в стороне от того процесса, который ведет нас в пропасть?”

Виктор Черномырдин: “На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться”. “В харизме надо родиться”. “Когда я знаю, что это поможет, я не буду держать за спиной!”

Джордж Буш: “Я горжусь быть нацией, основанной на таких замечательных ценностях”.

Виктор Ющенко: “Богатый человек должен платить полную цену, а бедный должен охраняться законом”.

Михаил Саакашвили: “У нас с Францией всегда были хорошие отношения, но после этой встречи (с президентом Саркози) все повернулось на 180 процентов”.

Так и приходит на ум восклицание героини бессмертной чеховской пьесы: «Молчите, дядечка, молчите!»

Но, пожалуй, еще хуже самой уродливой пародии на метафору непотопляемый чиновничий канцелярит — так назвал Корней Чуковский мертвящий стиль казенных бумаг, в котором проглядывает наплевательское отношение к людям и вещам. Все эти «наличие отсутствия»,«в рамках реализации», «прорешать вопрос», «надо отметить», «следует подчеркнуть», «забор проб» и «выгул собак» еще долго будут бередить покой всех, кто не потерял вкуса к живому, пластичному и всемогущему русскому слову. За ними — сила.


Башня из слоновой кости

Переписка с читателем на форуме сайта "Ростов-Дом" в разделе "Великий и могучий", посвященном русскому языку.

  1. Андрей Привалов
    Участник

    Приветствую участников форума!

    А вопрос у меня такой: недавно услышал красивое выражение: "Башня из слоновой кости". Хотелось бы знать, что оно означает и откуда произошло.


  2. Ирина Родина
    Модератор

    Привет и вам, Андрей!

    Выражение, которое вас так заинтриговало, восходит к библейской "Песни песней": со столпом из слоновой кости сравнивает шею своей возлюбленной царь Соломон.

    Значительно позднее, в XIV веке нашей эры, католики во время богослужения иносказательно называли Башней из слоновой костиДеву Марию, подчеркивая тем самым ее чистоту, непорочность и неприступность для греха.

    В первой половине XIX века, в эпоху романтизма, метафора приобрела новый смысл, который является современным и по сей день. Произошло это благодаря одному человеку - французскому поэту Шарлю Огюстену Сент-Бёву. Обращаясь в стихотворении 1837 года к своему современнику - поэту, романисту и драматургу Альфреду де Виньи, Сент-Бёв создал поистине волшебную формулу: "А самый таинственный, Виньи, ещё до полудня словно возвращался в башню из слоновой кости".

    Поэт дал индивидуальную характеристику де Виньи, который подчеркнуто отстраненно относился к политической жизни, насущным проблемам современности и демонстрировал независимость творческой личности от житейской суеты и обыденщины. Но обобщающая сила фразы оказалась столь сильна, что ее стали применять в отношении всех "аристократов духа", стремящихся отказаться от приземленного бытия и найти прибежище в мире грез и сосредоточенных размышлений.

    Одним из первых подхватил новую идиому величайший западный романист Гюстав Флобер в переписке с друзьями: "Пусть Империя шагает вперед, а мы закроем дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю ступеньку, поближе к небу. Там порой холодно, не правда ли? Но не беда! Зато звёзды светят ярче, и не слышишь дураков... Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости; но окружающее её море дерьма поднимается всё выше, волны бьют об её стены с такой силой, что она вот-вот рухнет".

    Интереснейший культурный феномен, напрямую связанный с этой метафорой, наблюдался в России начала XX века. Пожалуй, это тот случай, когда отвлеченный идеал приобретает плоть и кровь. Речь идет о знаменитой Башне русского поэта-символиста, историка искусств Вячеслава Иванова.

    В петербургском доме на Таврической, 25, по форме действительно напоминавшем башню, с 1905-го по 1912 годы собирался цвет российской творческой интеллигенции: поэты, писатели, философы, художники, музыканты. Знаменитые среды Иванова объединяли людей неизменно талантливых, хотя и весьма различных по взглядам. Блок, Белый, Брюсов,Гиппиус, Мережковский, Городецкий, Бердяев, Цветаева, Волошин, Ахматова, Гумилев, Кузмин... За одним столом уживались символисты и акмеисты, марксисты и позитивисты, православные христиане и язычники. Именно здесь впервые звучали великие стихи и музыка, по которым вскоре начинала сходить с ума вся Россия, обкатывались философские концепции, обсуждались мистические озарения, а вдохновенные ученые беседы, начавшись за полночь, не смолкали до утра.

    Для непосвященных все эти долгие разговоры и пламенные дискуссии были совершенно непостижимы. Однажды работавшая у Иванова кухарка поинтересовалась у горничной: "А говорят-то они по-русски?" и добавила: "Странно! Ничего нельзя понять".

    При всем при том на Башне Иванова действовал непреложный закон: никакой политики, никаких революций, кроме, разумеется, революций в искусстве, литературе и философии. Именно такая подчеркнутая изолированность и "неслиянность" с толпой вызвала большое подозрение полиции, которая заподозрила в собиравшихся на Башне анархистов и врагов монархии. В один из вечеров состоялся обыск и унизительный допрос присутствующих.

    Полицмейстеры ничего не нашли, зато после их ухода пропала бобровая шапка писателя Дмитрия Мережковского. "Унесли, мерзавцы!" - в сердцах воскликнул Мережковский. И поспешил опубликовать в газете открытое письмо министру внутренних дел: "Ваше превосходительство, где моя шапка?"
    Шапка вскоре нашлась в передней за сундуком...

    Уединенность обитателей Башни сыграла с ними злую шутку. Реальность, которой они избегали так последовательно, все-таки настигла их. Переворот в стране, братоубийственная гражданская война, "философские пароходы", вывезшие самых одаренных, знающих и мыслящих за пределы новой родины, горечь эмигрантского хлеба или ужас голода и террора... Во всем этом была, безусловно, и их вина - как неизбежное последствие затянувшейся игры в прятки с жизнью.

    Что касается судьбы этого красивого выражения - "башня из слоновой кости", - оно живо и поныне. Но употребляется сегодня, пожалуй, с легким ироническим оттенком, ибо асоциальность и оторванность от земли в наш стремительный век деловых людей и успешных карьеристов, намеренных "взять от жизни все", может казаться лишь смешным чудачеством, но никак не признаком избранности.

    Такова она, башня из слоновой кости, - глупая странность для одних и прекрасная мечта для других.

     

    Об этом и многом другом читайте на сайте "Ростов-Дом"!

    До встречи в следующем выпуске.

    Ведущая Маша ЗАХАРОВА.








В избранное