Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Электрическое освещение. Секреты профессионалов #7. Потолок для светотехника


Электрическое освещение. Секреты профессионалов

Вся современная светотехника на LIGHTING BLOG  |  Электронная электротехническая библиотека 

 

Потолок для светотехника

 

Мой знакомый светотехник из Германии, посетив Москву, проявил любопытство к распространенным у нас световым решениям. Как он позже признался, сильнее всего его поразило преобладание практически во всех коммерческих интерьерах «световых квадратов»—хорошо знакомых каждому московскому проектировщику люминесцентных светильников 4х18, в обиходе именуемых также 600х600 (по размеру квадрата в миллиметрах).

«Не мог себе представить, что это решение для небольших малобюджетных офисов настолько приживется и в имиджевых интерьерах, например в частных клиниках или даже бутиках»,—заявил немецкий специалист.Неудивительно, что иностранцу многого не понять в российской светотехнической специфике. Однако засилье «квадратного света» действительно превращается в целую проблему, если внимательно рассмотреть все сопровождающие его эргономические, технические, эстетические и коммерческие аспекты.

Несколько аргументов за

Одним из важных преимуществ решения «600х600» является его кажущаяся универсальность. «Светильник отлично вписывается в подвесной потолок!», «Отражатель гарантирует освещенность 500 люкс!», «Рассеивающая решетка не дает бликов на экранах компьютера!» — кричат рекламные плакаты. Ради справедливости отметим, что по большей части данные обещания правдивы, но... лишь при определенных условиях, которые далеко не всегда учитываются конечными потребителями этих светильников.

Нельзя не отметить и тот отрадный факт, что производители действительно приняли меры по расширению области применения светильников 4х18. В первую очередь это касается ассортимента выпускаемых рассеивателей и решеток, благодаря которым формируется светораспределение изделия. Существуют, к примеру, решетки, покрытые белой эмалью, изготовленные из зеркальных алюминиевых пластинок (т.н. фацетные отражатели) или представляющие собой набор параболических отражателей.

Традиционно серии светильников 4х18 содержат также четыре вида рассеивателей из ПММА — прозрачные призматические и молочные (опаловые), в плоском и выпуклом (drop) исполнении каждый. Все это разнообразие действительно способно помочь проектировщику подобрать нужную модель светильника под некоторый диапазон заданной освещенности и геометрии помещения. Однако опять же принципиальные ограничения данного вида светильников обычно остаются за кадром, и чем вникать в данные тонкости, намного проще всегда использовать один «проверенный вариант». Об этом и свидетельствует чрезвычайная популярность в Москве «квадратов» с фацетными и белыми решетками, практически не зависящая от областей их применения.

Неожиданные применения

Несмотря на то, что многими производителями применение квадратных светильников рекомендуется в офисных помещениях с высотой потолка 2,5–4 м (исходя из наиболее эффективного освещения т.н. рабочей плоскости — уровня рабочего стола), внимательный взгляд обнаружит в Москве десятки «творческих экспериментов» на эту тему.

Например, многие из нас наблюдали причудливо освещенные этими светильниками коридоры шириной всего 1,5–2,5 м и хорошо помнят неприятный эффект ярких световых пятен и «провалов» между ними. Так и должно быть: осветительная установка коридора рассчитывалась на среднюю освещенность 75 лк, а так как прямо под светильником наблюдаются все 300–400 лк, то отсюда и неизбежность «провалов»... Ситуация напоминает плохой анекдот про «среднюю температуру по больнице». Проблема «творческого» освещения коридоров иногда решается по-другому — количество светильников просто увеличивается до достижения приемлемой равномерности освещения, в результате чего 75 лк превращаются в 150–200.

Данное решение также трудно назвать технически грамотным. Однако все рекорды бьют проекты, начисто игнорирующие элементарный светотехнический расчет. В первую очередь это связано с несоблюдением рекомендованной высоты установки светильников. Автор этих строк лично наблюдал восьмиметровой высоты (!) зал автосалона, в котором был смонтирован подвесной потолок с десятком встроенных светильников.

Не редкость и огромные конференц-залы, в которых для достижения требуемой освещенности потолки буквально набраны из светильников, заменяющих декоративные плитки. Понятие «универсальности» способно настолько ввести проектировщика в заблуждение, что светильники 600х600 появляются в санузлах, в качестве освещения наружных навесов над подъездами и даже используются как накладные, несмотря на встроенное исполнение. Обилие этих и других не менее вопиющих примеров заставляет задуматься о понятии целевого применения оборудования и о том, какие альтернативы существуют для «универсального» «квадратного» освещения.

Кое-что об эффективности...

Если взглянуть на график зависимости световой отдачи стандартных люминесцентных ламп Т8 от их мощности, нетрудно обнаружить, что лампы мощностью 18 ватт заметно отстают от 36- и 58-ваттных. Отчасти это объясняется тем, что слабо излучающие зоны трубки, расположенные около ее цоколей, занимают больший процент ее длины, чем у более мощных моделей. На практике это отличие приводит к завышенной мощности освещения при тех же светотехнических характеристиках. Например, в стандартном офисе площадью 54 м2 вместо 12 светильников 2х36 с белой решеткой потребуется установить 15 аналогичных светильников 4х18. Разумеется, для отдельно взятого офиса это различие может оказаться несущественным, однако при проектировании освещения многоэтажных офисных зданий разница будет более чем заметной.

Дополнительный вклад в повышение эффективности освещения вносит также... (читать дальше)

Здесь Вы можете оставить свои комментарии: http://electrolibrary.info/blog/comment_1205781689.html

 

Встроенные потолочные светильники

 

Встроенный потолочный светильник, иногда еще называемые панельным, – это осветительный прибор, выполненный в форме коробки с крышкой из прозрачной пластмассы, который обычно является комплектующей деталью для подвесных и натяжных потолков. Он имеет стандартные размеры, что позволяет устанавливать его вместо любой панели. Чаще всего в них используются люминесцентные лампы, реже – лампы накаливания.

Панельный светильник создает общее рассеянное прямое освещение, которое направлено вниз. Он плохо освещает удаленные и находящиеся в стороне объекты, поэтому, чтобы добиться равномерного освещения всего внутреннего пространства, их ставят по несколько штук на комнату... подробнее

Люстры уже устарели? Современные потолочные светильники

 

Люстра совсем не обязательна в гостиной, но зато без нее может не обойтись ванная комната.

Люстры доминировали в наших домах со времен появления лампочки Ильича. Удовлетворительный осветительный эффект, равномерное освещение комнаты по принципу "всем поровну" и - главное! - самое простое и одинаковое для всех размещение токонесущих проводов в геометрическом центре потолка обрекли потолочные светильники на всенародную популярность.

Я не имею ничего против люстр, но далеко не всегда такое решение является разумным. Жизнь, человек, люди, семьи, их потребности и поведение в своем жилище намного разнообразнее, чем эта стандартная, навеки застывшая и, по сути дела, самая примитивная осветительная схема. Она не позволяет умно и красиво организовать пространство, вместо этого вынуждая человека постоянно ощущать архитектурную скуку - что бы он ни делал - особенно долгими зимними вечерами.

Чтение газеты, задушевная беседа с женой и уход за кактусами зрительно ничем не отличаются друг от друга при равномерном освещении сверху. В какой угол комнаты не пересаживайся - всё одно. Конечно, зрение - не единственный орган чувств, и человек "состоит" не только из чувств, но нет ничего удивительного в том, что скучное освещение старается уподобить себе и саму жизнь человека.

Ох уж эти люстры! Рассматривая хорошие архитектурные проекты, реализованные в нашей люстрофильской стране за последнее десятилетие, можно - с удивлением, переходящим в радость - заметить, что люстры (и даже более того - вообще потолочные светильники) не просто перестали играть прежнюю роль гегемона домашней иллюминации, но очень часто и вовсе упраздняются за ненадобностью... подробнее

ПРА - второе сердце светильника

 

Как известно, «сердцем» светильника является источник света или просто лампа. Все широко применяемые в настоящее время источники света делятся на два класса: тепловые и газоразрядные. В тепловых источниках свет создаётся за счёт нагрева тела накала (спирали из тугоплавкого металла – вольфрама) протекающим через него током. В газоразрядных источниках свет создаётся электрическим разрядом между двумя электродами.

Тепловые источники света – это знакомые всем лампы накаливания. Они включаются в сеть непосредственно, то есть не требуют для своей работы каких-либо специальных устройств (лампа просто ввинчивается или вставляется в патрон, к которому подсоединены провода электрической сети).

В отличие от тепловых, газоразрядные источники света не могут включаться в сеть непосредственно, а требуют для своей нормальной работы включения только со специальной аппаратурой, обеспечивающей их зажигание и горение... подробнее

Другие статьи и заметки по теме "Светильники, ПРА": http://electrolibrary.info/blog/contents_svet_0.html

 

До скорой встречи!

Ведущий рассылки Повный Андрей electroby@mail.ru

Книги для электриков по почте

Вся современная светотехника на LIGHTING BLOG

 Copyright © 2008 by Электронная электротехническая библиотека. Все права защищены. Разрешается републикация материалов рассылки с обязательным указанием ссылки на сайт "Электронная электротехническая библиотека" - http://electrolibrary.info/


В избранное