Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ландшафтный дизайн по-русски

  Все выпуски  

Ландшафтный дизайн по-русски (выпуск 10 от 29.07.03)


Информационный Канал Subscribe.Ru


Ландшафтный дизайн по-русски

ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКАВыпуск 10 от 29.07.03

В этом выпуске


От редакции

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Мы решили внести небольшие изменения в порядок публикации материалов, который был обозначен в плане, приведенном в первом выпуске рассылки. Этот и последующие несколько выпусков будут посвящены рассмотрению особенностей развития садово-паркового искусства в России.

Внимание! Мы вынуждены отказаться от публикации адреса электронной почты для связи с редакцией рассылки из-за того, что все нарастающий поток несанкционированной рекламы (спама), приходящей по e-mail, мешает нормальной работе с почтой. Прежний адрес электронной почты редакции рассылки ликвидирован. Теперь обратиться в редакцию рассылки с вопросом или пожеланием можно с помощью формы. Ссылка на эту форму будет присутствовать в каждом выпуске рассылки в нижней части блока «От редакции» (см. ниже). Мы как и прежде будем рады услышать ваше мнение о рассылке, ваш вопрос или пожелание.

 Написать в редакцию К НАЧАЛУ


Новости

Летние обои (фоны) для рабочего стола

Этот выпуск рассылки выходит в пору отпусков, когда большинство из нас стремится выехать на природу. Тем нашим подписчикам, кому это удалось, мы желаем хорошо отдохнуть. А тем, кто вынужден в эти летние дни сидеть за компьютером на работе, мы дарим летние обои для рабочего стола – фоновые фотографии для экрана, совсем недавно отснятые в Подмосковье.

К НАЧАЛУ


Особенности развития садово-паркового искусства в России

1. Культура древних славян.

Напрасно забываем мы доблесть прошедших времён
и идём неведомо куда.

«Велесова книга», V–IX век н.э.


Принято считать, что история отечественного садово-паркового искусства начинается в эпоху правления Петра I (начало XVIII века). Несомненно, что именно с этого времени сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством воспитания. Однако об этом мы поговорим несколько позднее. Начать хотелось бы с древних дохристианских верований славян и связанных с ними легенд, нами практически забытых, но влияющих на нас часто подсознательно и неуловимо. Как невозможно представить возникновение, например, восточных садов без символики древних религий, так невозможно понять особенности ландшафтного искусства в России и обозначить перспективы его развития, не зная своего прошлого.

Все мы хотя бы смутно помним детские сказки про страшную Бабу-Ягу, с костяной ногой и длинным носом, про хитрого лешего, заводящего путника в непролазную чащобу, про вредную и ехидную кикимору, про грозного Змея Горыныча и жадного Кощея. Вот и все, что осталось нам от культуры наших предков – древних славян. С внедрением христианства древняя языческая религия начинает яростно уничтожаться, всем языческим богам и духам, в том числе и оберегавшим людей – берегиням (к ним, кстати, относятся и Баба-Яга, и русалки, и леший, и домовые), придавались злые демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Однако вплоть до начала XX века языческие праздники, песни и игры присутствовали в жизни простого народа. Некоторые из них, такие как Масленица, дожили и до наших дней, потеряв, впрочем, большую часть своего колорита. Если бы мы на протяжении столетий так самозабвенно не уничтожали свою культуру, то, возможно, в поисках самовыражения нам не пришлось бы копировать образцы искусства Европы и Востока. Ведь символика, выработанная нашими предками, многогранна и выразительна.

Вот расшифровка лишь некоторых символов древних славян:

  • Ярило – бог солнца, светлого начала и плодородия. Символ – колесо.
  • Триглава – богиня Земли, указывает на три уровня мироздания: небо, землю и преисподнюю, обозначает три функции творца мира: творения, хранения жизни и разрушения. Изображается с тремя ликами.
  • Змей – тучи небесные, грозовые, мощный разгул стихии. Змеи многоглавые, одну голову отсечешь – другая вырастает и пускает языки огненные (молнии). Змей Горыныч – сын горы небесной (тучи). Он похищает красавиц (луну, звезды и даже солнце). Змей может превращаться в юношу и девушку. Это связано с омолаживанием природы после дождя, после каждой зимы.
  • Кощей – окостенение, оцепенение от мороза в зимнюю пору всей природы.
  • Русалки – подательницы дождя; помогают странствующим, плывущим, терпящим бедствие добраться до берега.
  • Баба-Яга – прародительница, хранительница рода и традиций.
  • Семаргл – священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы.
  • Масленица – проводы зимы. Сожжение Масленицы и катание горящих колес с горы в реку символизирует символическое сожжение зимы, встречу весны в день весеннего равноденствия, когда день начинает побеждать ночь, тепло побеждает холод. Одним из обязательных персонажей Масленицы является медведь (или человек, переодетый в медвежью шкуру), символизирующий веру древних славян в то, что их род ведется от бога, который показывается лишь в образе зверя (медведя), а потом снова уходит в небесные чертоги (созвездия большой и малой медведицы).

Заселяя окружающий мир большим количеством духов, помогающих и вредящих человеку, древние славяне, подобно другим языческим народам, обожествляли и поклонялись огню, камням, рекам, озерам, священным рощам и отдельным деревьям. Охрана неприкосновенности и чистоты святых мест опиралась на совесть и страх каждого. Считалось, что человек, срубивший дерево в священной роще либо сходит с ума, либо умирает в одночасье. Тем же страхом болезни и смерти оберегались избранные деревья, выделяющиеся своими размерами или уродливостью и признанные священными. Так до недавнего времени считались целебными деревья с большим дуплом в стволе. Через это дупло протаскивали болеющих детей, а иногда пролезали и сами взрослые. До сих пор на Руси встречаются деревья, увешанные лоскутками материи и лентами. Трудно пройти мимо и не исполнить этот нехитрый обряд жертвоприношения духу, обитающему в дереве, а взамен попросить о помощи. А вдруг поможет?

Интерес к истории и культуре древних славян возникает лишь в начале XIX века и связан с именем дворянина Андрея Кайсарова, который в 1804 году написал и издал небольшую книгу «Славянская и российская мифология». Анализируя древние русские песни, сказки и обычаи, а также дошедшие до него описания предметов древнего культа и быта, автор создал первый словарь славянских мифов, где в алфавитном порядке перечисляются древнеславянские божества и духи, описываются ритуалы поклонения им. Книга эта стала очень известна и популярна в России, а в конце XIX века начинают возникать дворянские усадьбы (Абрамцево и Мураново в Подмосковье, Талашкино под Смоленском, Качановка на Украине и т.д.), устроители которых стремятся возродить «русский стиль», забытое народное искусство. Здесь возводятся целые комплексы оригинальных построек в духе древнерусского зодчества, сад украшается резными изображениями сказочных богатырей, фантастических птиц, расписными оградами, воротами, мостиками, скамьями и т.п. Эти усадьбы становятся центрами культурной жизни России, где под покровительством гостеприимного хозяина-мецената собирались музыканты, живописцы, архитекторы, театральные деятели, писатели (Поленов, Репин, Врубель, Рерих, Коровин, Головин, Стравинский и др.), объединенные общими вкусами и интересами.

Продолжение следует.

К НАЧАЛУ


 Страница рассылки    Архив рассылки

 Написать в редакцию   Сайт рассылки: www.landscape-design.ru

© 2003 Ландшафт-Дизайн – несанкционированное использование материалов рассылки запрещено.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное