Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ландшафтный дизайн по-русски

  Все выпуски  

Ландшафтный дизайн по-русски (выпуск 7 от 5.06.03)


Информационный Канал Subscribe.Ru


Ландшафтный дизайн по-русски

ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКАВыпуск 7 от 5.06.03

В этом выпуске


От редакции

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Сегодня мы завершаем публикацию материала «Основные стили садово-паркового искусства». Вы можете задать свои вопросы по этой статье, высказать замечания или дополнения по адресу ru@landscape-design.ru.

К НАЧАЛУ


Новости

Добавлен материал в раздел «Наши работы»

На сайте в раздел «Наши работы» недавно был добавлен материал «Жуковка-3, Московская область, 1999 год», представляющий пример дизайна ландшафта приусадебной территории.

К НАЧАЛУ


Основные стили садово-паркового искусства (окончание)

(См. начало, вторую часть, третью часть , четвертую часть)

5. Японские сады

Где боги живут?
Где обитают будды?
Ищите их
Только в глубинах сердца
Любого из смертных людей.

Минамото-но Санэтомо


Традиционной религией Японии был синтоизм, в основе которого лежит культ божеств природы и предков. Камни и горы были в центре пантеона древних японцев, чему способствовал ландшафт этой страны. В садах многих монастырей хранились священные камни, а символом Японии стала священная гора Фудзи.

Расширение внешних контактов с другими странами привело к тому, что начиная с III века н.э. в Японии появилось большое количество мигрантов из Китая и Кореи. Начиная с VI века китайское влияние на островах стало ощущаться сильнее. Сначала это влияние шло вместе с буддизмом, распространившимся в Японии из Китая через Корею и впитавшим в себя многое из традиционной китайской культуры. Чуть позже, когда возникла необходимость в устройстве сильного централизованного государства, широко изучались и использовались идеи конфуцианства. Словом, японцы быстрыми темпами преодолевали свое отставание от великого соседа, заимствуя много нового из разных областей жизни.

С приходом и расширением влияния дзен-буддизма (духовный рост личности через созерцание) и конфуцианства (сильное централизованное государство под руководством благородных людей), японцы не отреклись от религии своих предков – синто (одухотворенность природы). До середины XX века государственной религией Японии считался синтоизм. Такое слияние культур дало сильный толчок развитию древнеяпонской литературы, мифологии, искусства, в том числе и садово-паркового.

В Японии парки сначала устраивались по подобию китайских парков с их искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной трактовкой всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы создали свое направление развития садово-паркового искусства и сформулировали целый ряд теоретических правил.

Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков.»

Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами. Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени.

Вот лишь некоторые символы, используемые в японских садах, которые помогают подготовленному человеку познать душу этого места и сердце его владельца:

  • мост через воду – восходящее или заходящее солнце,
  • изогнутая черепица – облака,
  • пагода – храм,
  • дракон – вода,
  • золотые карпы в водоеме – дети дракона,
  • бамбук – стойкость, терпение,
  • сосна – долголетие,
  • лотос – мудрость (символ Будды),
  • сакура – стойкость, духовная красота,
  • камелия – осторожность…

Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада – камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода – женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям. Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию, клён краснолистный – на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья.

Сначала появился холмистый сад. Он имел достаточно большую площадь и состоял из пяти холмов, один из которых был центральный и символизировал гору Фудзияма. Обязательным условием этого сада является наличие десяти главных камней и водоема с несколькими островами. Холмистый сад был пейзажным и воспроизводил ландшафт той или иной местности.

Следующим этапом развития японских садов является плоский или каменистый сад. Отражая символику дзен-буддизма, он создавался для созерцания и достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны. Гармоничное расположение камней разного размера создает картины глади воды или морского прибоя, неспешно журчащего ручья или бурного водопада, а каменные мостики дополняют эту иллюзию.

Сады чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы двух предыдущих типов садов. Философский смысл чайной церемонии заключается в постижении и переживании красоты. Основу этого сада составляет дорожка из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Двигаться по такой дорожке можно лишь неторопливо, с камня на камень, останавливаясь и «впитывая» красоту сада.

Кроме того, существуют сады, подчиненные одной идее, например сады камней, воды, мхов, времен года. В них главным «действующим лицом» становятся соответствующим образом расставленные группы камней или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке.

Ниже приведены ссылки на фотоматериалы, посвященные японскому саду.

Фотографии (1)    Фотографии (2)

Почему же именно восточная философия устройства садов приобретает все большее влияние? Почему стали столь популярны садики в китайском и японском стиле, и многие архитекторы, разрабатывая свои проекты, используют идеи лаконичности и символизма, лежащие в основе планировки восточных садов? Возможно, это лишь дань моде, как это было в Европе XVIII века. Однако более важной причиной может быть общее усиление интереса к восточной культуре, к восточным философским и духовным системам. Европейский человек, с его культом индивидуальности, вглядываясь в красоту природы, пытался разглядеть в ней себя, найти оправдание своей жизни. Человек же, воспитанный в восточных традициях, пытается духовно дорасти до восприятия природы, познать её душу. Восточные сады не поддаются быстрому и легкому пониманию. Мы всматриваемся в них с неотступным ощущением, что могли бы видеть и понимать больше…


В заключение необходимо отметить, что рассказывая о наиболее известных стилях садово-паркового искусства и пытаясь понять причины их возникновения, мы намеренно исключили из рассмотрения целый ряд менее известных и переходных стилей, таких как античный, итальянский террасный, монастырский и др., которые оказали несомненное влияние на формирование основных стилей, но не считаются определяющими в истории развития садово-паркового искусства.

Список литературы:

  1. С.С. Ожегов «История ландшафтной архитектуры», Москва, «Стройиздат», 1993 г.
  2. Любен Иванов Стоичев «Парковое и ландшафтное искусство», София, 1962 г.
  3. «Иллюстрированная история религии» под редакцией проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей, Издательский отдел Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992 г.
  4. Л.С. Васильев «История Востока», Москва, «Высшая школа», 1993 г.
  5. М. Мерзликина «Идеальные сады Японии», журнал «Ландшафтный дизайн», № 1, 2002 г.
  6. И. Кравченко «Дождь, стучащий по листьям банана. Философия устройства японских садов», журнал «Дом и сад», третий выпуск, 2002 г.
  7. Г. Шишкина «Японский сад в конце XX века», журнал «Ландшафтный дизайн», № 1, 2001 г.


Вера Петрова, ландшафтный дизайнер

К НАЧАЛУ


 Страница рассылки    Архив рассылки

E-mail редакции: ru@landscape-design.ru   Сайт рассылки: www.landscape-design.ru

© 2003 Ландшафт-Дизайн – несанкционированное использование материалов рассылки запрещено.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное