Новости дизайна и архитектуры Выставка ФОТОСУПРЕМАТИСТЫ
C 25 марта по 14 апреля года во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. А.В. Щусева пройдет выставка фотосупрематисты – Карой Серт Минё, Анико Робиц, Балинт Сомбати. Выставка приурочена к 100-летию
«Манифеста супрематизма».
Выставка работ «фотосупрематистов» – представителей синкретического
направления в венгерском фотоискусстве – прослеживает традицию
супрематистского исследования и преображения пространства города.
Малевич, определявший архитектуру как «степень наибольшего освобождения»
и мысливший пространственный объем «архитектонами», супрематическими
архитектурными моделями, и «планитами», композициями из геометрических
фигур, в начале прошлого века наглядно продемонстрировал красоту простых
форм, их конструктивных возможностей и сочетаний.
Супрематизм должен сменить расщепленность вещей «рожденной в нас
готовой формой, новым телом», писал Малевич в 1915 году. Его венгерские
последователи – Карой Серт Минё, Анико Робиц и Балинт Сомбати – также
рассматривают искусство как движение к единству, скрытому за фрагментами
вещного мира. Но если для Малевича город был лишь вехой его
художественных поисков, то для фотосупрематистов современный мегаполис и
его архитектура – это и основной объект исследования, и точка
приложения их художественных практик.
Творчество Кароя Минё (Minyo Szert Karoly) существует в пограничной
области между традиционной живописью и фотографией: художник грунтует
холст, покрывает его светочувствительной эмульсией и накладывает
фотонегатив, в результате чего в светлых областях полотна проявляются
образы – утратившие материальную определенность вещи и исчезнувшие в
тумане люди. Город лишается своего объема и перестает быть «реальным»,
уступая место супрематической абстракции.
Анико Робиц (Robitz Aniko) также разрушает тривиальную модель
восприятия урбанистического пространства. Ее геометрические абстракции,
отснятые в разных уголках мира, обращают внимание на архитектурный код
современного мегаполиса, исторически формировавшийся под влиянием идей
Малевича и конструктивистов. Еще один ключ к пониманию – эстетика
Баухауса, которой вдохновлены работы Робиц.
«Фотобраки» Балинта Сомбати (Szombathy Baint), пожалуй, в наиболее
радикальной форме раскрывают общее кредо фотосупрематистов, которых
связывает понимание того, что уникальность супрематизма как
художественного явления заключается не в перенасыщенной значением
геометрической образности, а в особой чувствительности, предполагающей
максимальное дистанцирование от вещного мира. Его снимки – суть
результат механической неисправности фотокамеры – шаг за шагом
«расщепляют» материальный мир, делая его максимально бессмысленным и
беспредметным, полагая механический предел вещности.