Фотограф Максим Шер уже несколько лет снимает серию «Русский
палимпсест», в которой фиксирует виды современных российских городов,
где сочетаются разные типы застройки: дореволюционная, советская,
постсоветская – жилая, общественная, коммерческая. Его серия визуально
отсылает к классическому жанру городских видов – ведут.
Известные по графике и живописи виды городов становятся одним из
главных жанров советской фотографии и тиражируются огромными тиражами.
При этом каждый набор открыток, типа «Барнаул» (Планета, 1971, 1 200 000
экз.), «Магнитогорск» (Планета, 1975, 250 000 экз), «Сахалин»
(Советская Россия, 1973, 50 000 экз.), «Улан-Удэ» (Плакат, 1988, 350 000
экз.), «По Псковской земле» (Планета, 1983, 150 000 экз.) представлял
как достопримечательности города или края, так и типичную застройку:
общественную и жилую.
Виды современных постсоветских городов, снятых Шером, оказываются на
удивление «знакомыми». Типичный городской пейзаж формируется
«стеклянными» торговыми центрами, зашитыми в сайдинг кирпичными
кинотеатрами, строящимися бетонными храмами, жилыми массивами. Вся серия
производит щемящее впечатление дежавю, возникающее у жителя любого
российского города при виде этих фотографий Владимира, Костромы,
Астрахани, Находки, Нижнего Новгорода, Смоленска, Вологды…
Спокойные и безоценочные снимки Шера продолжают фотографическую
традицию Берндта и Хиллы Бехер, Роберта Адамса, Стивена Шора, которые
также составляли своеобразные фотографические каталоги обитаемых
ландшафтов. На выставке фотографии Шера сопоставлены в едином
экспозиционном пространстве с советскими открытками из коллекции
фотографа. К выставке выпущен набор открыток: 24 вида городов
постсоветской России.