Несмотря на кризис, на рынке строительных материалов наблюдается рост спроса на лакокрасочные материалы и сухие строительные смеси.
Как правило, к лету заметно активнее раскупают товары для ремонта дач и загородных домов, в частности фасадные отделочные материалы. Хотя повсюду экономический спад, начало этого сезона оказалось позитивным. По данным компании «Хим-курьер», в 2008 году емкость российского рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) составила 950 млн л. Это около 1,6 млрд евро. «Сейчас мы фиксируем спрос на фасадные ЛКМ на 15% больше, чем в прошлом году, — отметила Элиза Абдразакова, руководитель отдела декораций строймаркета Castorama. — В основном покупатели приобрет�
�ют л
аки и краски экономкласса: «Текс» (Tikkurila), «Кофадекс» (ООО «НПО «Краски для Вас») и др.». Остальные региональные ритейлеры также подтверждают небывалый рост спроса — до 25%.
По словам Евгения Мовчана, коммерческого директора «ОБИ Россия», «рынок ЛКМ падает на 15–30%, но мы наблюдаем рост продаж по сравнению с прошлым годом за счет оптимизации ассортимента, ценовой политики и сервиса для покупателей».
Сергей Тимофеев, директор Центра красок «AKZO NOBEL СПб», ожидаемого существенного падения продаж материалов для наружной отделки категории «премиум» пока не наблюдает: «Зарегистрировано падение объема продаж ЛКМ премиум-класса в литрах и килограммах на 17–20% — это за счет снижения потребностей оптовых покупателей, однако в денежном выражении оборот сохраняется на уровне прошлого года. Некоторые крупные загородные проекты, в которых для строительства привлекались инвестиции и банковские кредиты, сегодня испытывают проблемы с заверш�
�ние�
�. Однако частное строительство темпов практически не снизило, и отделочные материалы здесь по-прежнему востребованы».
Лакокрасочная продукция относится к числу наиболее востребованных в строительстве материалов. В основном это связано с тем, что большинство владельцев загородной недвижимости предпочитают строить дома из древесины.
Андрей Уманский, директор департамента загородной недвижимости агентства недвижимости «Бекар», утверждает, что на сегодняшний день на рынке загородной недвижимости примерно 60% домов из дерева. Причины такой популярности натурального материала просты: это экологичность, износоустойчивость, прочность. «Кроме того, деревянный загородный дом — это уже традиция, — обобщил г-н Уманский. — Около 10% домовладений возводятся сейчас из кирпича. Это материал прочный, но дорогой. Почти треть рынка — 30% — составляет строительство из дешевых ст�
�оит�
�льных материалов (пенобетона, OSB-плит и т. д.) по экономичным технологиям. Однако, судя по тенденциям рынка, доля дешевых строительных материалов и технологий будет расти. Думаю, что в пределах трех лет они займут до половины петербургского загородного рынка».
В связи с модой на экологичность популярными по-прежнему остаются лессирующие (сохраняющие рисунок древесины, тонирующие) антисептики и пропитывающие масла, такие как Pinotex и ему подобные. «Заказчики загородных построек предпочитают сохранять естественный вид древесины, которая превалирует в отделочных решениях. На данный момент эксперты нашей компании прогнозируют небольшой рост продаж деревозащитных декоративных материалов в текущем году (5–12%) наряду со снижением потребления остальных фасадных покрытий», — отметил Сергей Тим�
�фее�
�.
Красочная история
До кризиса потребление ЛКМ в России росло быстрыми темпами, в основном за счет активного развития жилищного строительства, в том числе индивидуального. Параллельно наблюдался спрос со стороны машиностроительной отрасли и мебельной промышленности. В основном все заводы были сосредоточены в Центральном, Южном и Северо-Западном регионах. По данным РИА «РБК», в 2007 году их совокупная доля составила почти 85% от общероссийского объема производства.
Российские производители исторически занимали нишу алкидных и масляных красок и эмалей нижнего и среднеценового сегмента. Премиум-класс составляла продукция импортного производства — почти треть объема рынка водно-дисперсионных ЛКМ. Характерной особенностью российского рынка ЛКМ до кризиса была экспансия иностранных игроков, поглощавших российских производителей, что, несомненно, ослабляло позиции отечественных предприятий. Так, концерн «Тиккурила» в 2006 году купил питерскую компанию ООО «Краски ТЕКС», а в 2007 году приобрел 70% п�
�кет�
� акций питерских ООО «Гамма» (сейчас ООО «Гамма Индустриальные Краски») и ООО «Охтинский завод порошковых красок» (сейчас ООО «Тиккурила Порошковые Краски»). Наконец, в 2009 году был запущен логистический центр в г. Мытищи с возможностью хранения 3 млн л ЛКМ.
Сейчас, несмотря на экономический спад, рынок ЛКМ рассматривается как потенциально растущий. По словам Евгения Шупика, генерального директора ООО «Тиккурила», российский рынок лакокрасочных материалов перспективен. «Если в Европе потребление краски на одного человека составляет 10–20 л, то в России — менее 5 л. Эти данные особенно показательны при сравнении численности населения России и других европейских стран».
В начале строительного сезона ряд экспертов отметили повышение цен на отечественные краски и лаки на 25%, а на импортные — на 10–15%. Отчасти это связано с тем, что все производители финишных отделочных материалов (таких как лаки и краски) были вынуждены повысить цены на свою продукцию из-за подорожания алкидного сырья. Это может отразиться на распределении покупательского предпочтения в строительном ритейле, но в целом картину не изменит. Часть потребителей (владельцы дач экономкласса, строительные компании, реставрирующие муниципаль
ное �
�илье) могут заменить импортную продукцию отечественными материалами, которые проигрывают по качеству.
Руководитель отдела «Строительство и напольные покрытия» компании «ОБИ Россия» Александр Гарбузов считает, что ситуация на рынке сложная, но не безнадежная: «В силу процессов, происходящих в экономике страны, многие россияне, которые планировали строительные и отделочные работы, отказались от них сейчас. Те, кто решил не останавливаться, предельно внимательны к ситуации на рынке, отслеживают цены, выбирают лучшее предложение. Потребительская корзина также значительно изменяется, смещаясь в сторону базовых продуктов. Следуя этим т�
�нде�
�циям, меняется и наша ассортиментная и ценовая политика».
«Для строительных компаний факт повышения цен на лакокрасочные материалы вследствие подорожания сырья не особенно отразился, так как на ЛКМ приходится совсем небольшая доля (5–15%) затрат на строительство всего дома, а цены на основные материалы — бетон, лесоматериалы, металл — наоборот, снизились», — отметил Сергей Тимофеев.
Сухая альтернатива
Менее интенсивен рост продаж в строительных супермаркетах сухих строительных смесей. По словам Евгения Ботка, генерального директора ЗАО «Агентство строительной информации», этой тенденции есть простое объяснение: «Сейчас наблюдается спад производства всех строительных материалов, который начался в октябре 2008 года. Однако рынок отделочных материалов пострадал от кризиса меньше всего, и сейчас мы видим шлейф положительной динамики за счет докризисного роста производства прошлого года».
Предпочтения покупателей торговых марок по-прежнему устойчивы. Хотя при выборе товара цена все так же имеет первостепенное значение. Существенного перераспределения долей основных игроков не произошло. В числе первых фасадных штукатурных смесей остается продукция «СЕРПО», «Евромикс», «Москито» и некоторых других.
Сейчас часть покупателей по-прежнему предпочитают загородные дома из газобетона, отделанные снаружи штукатуркой. Но, по признанию специалистов, таких с каждым годом становится все меньше. Эксперты прогнозируют после стабилизации в 2008 году медленный спад рынка сухих строительных смесей. «В условиях уменьшения спроса и спада реальных доходов населения, а также сокращения жилищного строительства потребление смесей в конце 2009 года уменьшится на 10–15%», — прогнозирует Евгений Ботка.