Какими станут в обозримом будущем города, пригороды, дома и улицы, мы хотим знать не только из простого любопытства. По сути, на этот вопрос пытаются отвечать и девелоперы коттеджных поселков, но спрашивают они об этом в лучшем случае штатных маркетологов, а не ученых. И
зря, поскольку для маркетологов три года — уже дальняя перспектива, а прогнозировать градостроительное развитие необходимо лет на пятьдесят. Иначе получится как сейчас: вот уже и те, кто совсем недавно вложил огромные деньги в конструкции из угрюмого силикатно
го к�
�рпича и сырого бетона, с завистью поглядывают на более технологичные постройки соседей с планировочными решениями нового поколения — они и красивее, и продать их легче, можно даже просто снести и выстроить что-нибудь поновее. Обратимся к ученым.
Как угадать, какие жилища стоит возводить, из каких материалов и с какими планировками? Ведь любой дом — это материальный мост между поколениями. Каким он должен быть, чтобы соответствовать
запросам следующих лет, если мы хотим строить его не только для себя? Зачастую прогнозисты мало чем отличаются от писателей-фантастов: они выдают за будущее какие-то совсем далекие от жизненных реалий фантазии. Можно просто улыбнуться, но порой фантазии ложатся в осн
ову �
�еальных проектов.
Добросовестное прогнозирование требует и полета мысли, и глубокого знания сегодняшних реалий и проблем. Чтобы попытаться разобраться в перспективах пригородного домостроения и сабурбии, мы обратились к эксперту — действительному члену Международной академии
архитектуры, профессору Московского архитектурного института, автору многочисленных публикаций по планированию и развитию городской среды Вячеславу Глазычеву. Заручившись такой поддержкой, можно смело бросаться в самые бурные информационные потоки и комменти
рова
ть широко представленные в Интернете проекты поселений будущего. Итак, где же все-таки следует искать истину? Авторитетный эксперт возвращает нас на грешную землю: сегодняшним девелоперам загородных проектов не следует ждать радикальных перемен.
В. Глазычев: «Одно сегодня можно сказать точно: не стоит увлекаться слишком фантастическими мечтами. Важно помнить, что будущее не может возникнуть без настоящего, а в настоящем пока нет предпосылок для радикальных перемен в идеологии строительства. Кстати, на мой
взгляд, в ближайшие десять лет в этой сфере вообще ничего особенного не произойдет. Впрочем, новшества не любят не только в России — во всем мире инновации приходят в жизнь непросто. Одно дело реализация единичных амбициозных проектов, и совсем другое — изменения в �
�ело�
� отрасли человеческой деятельности».
Прекрасное — далеко (и может быть, это к лучшему!)
Итак, пробуем заглянуть в будущее жилищного строительства. Сегодня нам предлагают в качестве технологий завтрашнего дня и панельно-каркасное домостроение, и древесину, пропитанную до состояния пластика. Причем производители всех этих красот уверяют нас, что во всем
этом люди будут жить в ближайшие столетия, навсегда забыв о традиционном кирпиче и бетоне. И уже сегодня многое из этого нового можно потрогать руками, посмотреть и даже купить. Не какую-нибудь игрушку, а настоящий дом! Но пока мы говорим только о материалах и техн�
�лог�
�ческих типах домов. Строители, сторонники тех или иных технологий, спорят, что комфортнее: каменное строение, которое долго прогревается, но так же долго остывает, или энергопассивный дом-термос с пенопластовыми стенами, температуру в котором можно легко поддерживать
стоваттной лампочкой накаливания (не пора ли и тем, кто мечтает о термокаркасе, вслед за европейцами бежать в магазин — запасаться лампами). В качестве пригородного жилья будущего нам предлагают и каркасные бараки, отделанные пластиковыми панелями, и дворцы из тонирова�
�ног�
� стекла. Настоящий массовый дом будущего все-таки, наверное, более консервативен с точки зрения материалов.
А ведь есть еще планировочные тенденции: генпланы новых коттеджных поселков стали заметно интереснее тех, что были лет этак пять-семь назад. Если раньше земельные наделы, будь то садоводство или поселок банкиров, стремились нарезать на одинаковые квадраты, разбивая их
прямыми улицами, и выставлять дома в шеренги вдоль красных линий, то сегодня такой русский фэн-шуй, когда улицы просматриваются и «простреливаются» вдоль и поперек, уже не приветствуется. В поселках обыгрываются естественные перепады высот, береговые линии. Ес�
�и оз
ера нет — не беда: его можно выкопать. А ведь будет еще круче!
Один из авторов-провозвестников пишет, что в будущем в строительстве будет первенствовать «спиральная технология, по которой строится все живое и будут строиться наши дома. С помощью этой технологии природы и новой пространственной философии проектирования, чтобы
сохранить природу, необходимо строить проволочные дома каплевидной формы». Однако это какое-то уж очень далекое будущее. И какое-то неуютное. За основу проектирования «сетчатых каркасов жизнеподобных форм зданий берется ромбоэдрическая система координат. Ромбо�
�дры,
так же как и кубы, заполняют пространство без зазоров и пропусков. Они могут служить альтернативой для проектирования и строительства ромбоэдрических зданий в зонах уплотнительной застройки». Вот так, ничего сложного, все по природе-матушке. Возможно, когда-нибудь такие
дома-пузыри и станут массовой застройкой. Но, наверное, все-таки на Марсе… Дадим слово эксперту.
В. Глазычев: «Мы пока не готовы к архитектурному перевороту, который радикально изменит нашу жизнь. Стены, пол и потолок в домах наших детей все же останутся. Что будет быстро меняться? Инженерная оснастка. Дом перестанет быть потребителем энергии и станет, наоборот, ее
производителем. Пассивная система вентиляции придет на смену принудительной: стены будут пронизаны скопированными у природы капиллярными каналами воздушных потоков. Между тем все подобные разработки, конечно, приведут к подорожанию строительства. А раз так, с�
�ало
быть, в ближайшее время массового внедрения новейших достижений в широком домостроении ждать не стоит. Но у нас вообще любят строить дорого и мало. Что же касается внедрения новых технологий — отечественных или иностранных, то здесь проблема в том, что для их внедрения в
массовое строительство потребуется создание целой инфраструктуры современных производств. Но крупный бизнес у нас пока неповоротлив, а средний просто не может выйти на рынок без государственных программ, предусматривающих льготные и долгосрочные кредиты, защиту со
сто�
�оны казенных учреждений. Тут нас тормозит не недостаток идей, а недостатки сложившейся управленческой системы. Увы, слишком многим пока желательно оставить все как есть».
Спасайся, кто может (а все ли смогут?)
Говорят, что в погоне за природной чистотой состоятельные домовладельцы из западных стран уже живут в домах, утепленных стружкой, а при возведении стен используют плиты, не пропускающие электромагнитные волны. Удобно: мобильный телефон не беспокоит. Окна с фильтрами не
пускают в дом пыль, мембранные фильтры чистят воду... Но это цветочки! Глядя на глобальное потепление, пробуксовку Киотского протокола и учащающиеся экологические катастрофы, бельгийский дизайнер Винсент Коллебот предусмотрительно разработал экополис для бе
женц
ев от климатических изменений: «Внешне плавучий город на 50 тыс. человек напоминает плавающий лист водяной лилии. Благодаря использованию энергии солнца, ветра и воды этот экополис может совершенно независимо существовать, свободно плавая по морским и океанским просторам.
«Кожа» строения из высокопрочного полиэфирного волокна, покрытого слоем диоксида титана, способна разлагать загрязняющие атмосферу вещества под воздействием ультрафиолета; город будет очищать и воду в океане. Город должен будет полностью обеспечивать себя всем �
�еоб�
�одимым, а это значит, что в нем появятся многочисленные висячие сады и фермы».
Занимательно, но все же не хотелось бы допускать такое будущее, когда нам понадобятся плавучие убежища.
В. Глазычев: «Всемирный тренд — это чистота окружающей среды, изобилие всех видов зелени — от строительства висячих садов до попыток вписывания городского ландшафта в естественные лесные массивы. Однако для широкого внедрения подобных инноваций необходимо не только
понимание, но и оказия. Например, в Лондоне и Ванкувере такой оказией стало обновление городов к проведению в них Олимпийских игр. Оказия такого рода нужна еще и потому, что вместе с ней приходят деньги, требующиеся для качественных изменений. А эти изменения не �
�ыва�
�т дешевыми».
Полетим или поедем?
Развитие жилищного строительства в пригородах неминуемо усложняет городскую среду как систему. Свидетельство тому ежеутренние и ежевечерние пробки на подмосковной Рублевке и близ развязок
питерской КАД. Ведь как ни крути, а из собственного дома путь до гипермаркета или школы всегда длиннее. Нужен компактный, доступный и безопасный общественный транспорт. Власти мегаполисов то и дело обсуждают идею воздушных такси (но все признают, что они никогда �
�е ст
анут массовым видом транспорта), а конструкторские бюро предлагают всевозможные летательные аппараты. Но, с точки зрения нашего эксперта, это путь тупиковый и опасный.
В. Глазычев: «Что касается передвижения и транспорта, то, надеюсь, летающие машины останутся на страницах молодежных журналов, — страшно подумать, что бы творилось у нас в воздухе, если мы на земле порядка добиться не можем. А вот что реально — так это возвращение
трамвая, но не того, что был прежде, а такого, как в Бордо или Цюрихе: скоростного, безопасного, современного.
Впрочем, есть и другие, не менее перспективные проекты, предлагающие решение транспортного вопроса. В частности, в Санкт-Петербурге приходится учитывать, что город зажат между Финским заливом и Ладогой, поэтому желательно выбирать разработки, для которых водные
преграды — не преграды. О технологии струнного транспорта Юницкого (СТЮ) слышали немногие, наверное, о ней не знают и представители властей: если бы знали, то, рассматривали бы предложенный КБ Юницкого способ передвижения в качестве альтернативы кольцевой линии метро
поли
тена, Западному скоростному диаметру и прочим пробуксовывающим транспортным проектам. Струнный транспорт и дешевле, и не столь травматичен для городской среды, как автомобильный. Он может следовать по побережью, легко срезая углы над акваторией залива, перевозить грузы, в том
числе автомобили, подобно парому. Пока никто не просчитывал, во сколько обойдется Санкт-Петербургу это инновационное решение транспортного вопроса. Но одно можно сказать точно: на те средства, которые предполагается потратить на газпромовскую «кукурузу», можн�
� обе
спечить общественным и грузовым транспортом все пригороды, построив свыше 1000 км двусторонних подвесных путей со всей необходимой инфраструктурой (для сравнения: общая протяженность линий петербургского метрополитена 110 км). Некоторые исследователи полагают, что такие типы
транспортных систем весьма перспективны для окрестностей мегаполисов. Разработанная Анатолием Юницким транспортная технология, обещающая экономию времени и ресурсов, вполне могла бы сделать реальностью мечту представителя среднего класса о комфортной жизни �
� при
городе и работе в городе. Но насколько она пригодна для реальной жизни? Трасса может проходить над морем, нетронутым лесом, сельхозугодьями, памятниками архитектуры, не портя силуэт города, и местами спускаться. Главный недостаток технологии СТЮ в том, что еще не проложено ни
одного километра действующей трассы. Но конструктор Юницкий проводит испытания, постоянно ведет переговоры с главами регионов России (Московской области, Югры и др.) и даже представителями зарубежных государств. В конце концов, железных дорог когда-то тоже не был�
�!
Мы только в начале пути инновационного градостроительного развития. Рынок к нему еще не готов, а идеи еще не созрели, не успели доказать жизнеспособность или оказались блефом. Пока мы можем только наблюдать, как современные архитектурные тренды реализуются в других
городах. Например, в Париже градостроители планируют озеленить улицы, убрать весь транспорт под землю, использовать крыши как площадки для висячих садов и даже перенести памятники архитектуры в удобные для посещения места. Кстати, нормой времени, затрачиваемого �
�ари�
�анином на путь с работы домой, хотят сделать 30 минут. И это никому не кажется нереальным.
Сколько ставить этажей?
Современный город — это несколько городов в одном. Люди разных возрастов и социальных групп стремятся жить среди подобных себе и видеть рядом привычных соседей. Объединяет их требование
доступности социальной и медицинской помощи, работы, необходимость реализации потребностей в культурном и материальном. Но при этом кто-то хочет бы проводить выходные на даче, кто-то — жить в деревне, а на уик-энд приезжать в городскую квартиру, собственную или съемну
ю. Од
ни мечтают о путешествиях с палаткой, а другие о шестизвездных отелях…
В. Глазычев: «Есть люди, которым просто неинтересно рисовать эскизы своего индивидуального дома и потом разводить садики и ремонтировать крышу, красить фасады. Их вполне удовлетворяет наемное жилье. А многим владельцам загородных коттеджей необходима городская
квартира — для короткого пребывания. И те и другие нуждаются в ясном и четко исполняемом законодательстве и в механизме открытого принятия решений. Ну а технически жилой небоскреб уже не будущее, а прошлое. Даже многоквартирный дом выше 4–5 этажей — анахронизм. Людям
дол�
�но быть просторно и уютно. Если в землепользовании будет порядок, то окажется, что просторная кухня и большие комнаты — не роскошь, а норма в любом доме. Формирование заказа вообще вещь очень сложная. Союз архитекторов РФ объявил конкурс на лучший проект современного
малоэтажного жилья. Появление нескольких по-настоящему жизнеспособных проектов может привести к возникновению конкуренции, которая заставит ситуацию сдвинуться. Новое должно быть реальным, и тогда оно поможет ускорить процессы обновления».