Понятие «индивидуальный дом» - всеобщее, оно знакомо и жителям южных степей, и обитателям северных лесов. Как говорится, дом – он и в Африке дом. Однако у каждого народа есть собственное представление об индивидуальном доме, ну и, конечно есть излюбленные способы строительства. Об этих «национальных особенностях» и пойдет речь.
Сразу оговоримся: в наше бурное время «глобализации» говорить о каких-то отчетливых национальных особенностях вряд ли корректно. В основе современного домостроения лежат несколько принципов: функциональность постройки, скорость возведения, относительная дешевизна (а значит, и ликвидность) и т. д.
А поскольку сейчас нет проблемы с доставкой любого типа стройматериалов в любую точку планеты, индивидуальное домостроение все более становится серийным, лишенным национальных черт. Чтобы убедиться в этом, достаточно проехаться по окрестностям любого российского или европейского мегаполиса, где можно встретить самые разные по стилю дома, возведенные по разным технологиям.
Тем не менее, традиции время от времени проглядывают сквозь этот строительный «унисекс», как женская фигура из-под грубых мужских штанов. В наших палестинах, в частности, все чаще замечаешь среди кирпичных и газобетонных домов традиционные для России деревянные срубы. Что вполне объяснимо исторически: Россия – страна лесов, и здесь издавна строили индивидуальные дома именно из дерева, в основном из рубленого бревна. Хорошо известная русская изба, если она сделана, так сказать, «по
уму», представляет собой весьма продуманную и удобную постройку, которая зимой не пропускает холод, в летнюю жару уберегает от зноя, надежно защищает от дождя и снега. В архитектурном плане изба также функциональна, в ней всегда есть большая комната – горница, небольшие спаленки, полати, иногда вплотную к ней, стена в стену пристраивались хозяйственные постройки. Зачастую размеры и количество помещений являлись производным от достатка хозяина, но в любом случ!
ае это было качественное и по-своему уютное крестьянское жилье.
В дальнейшем, к сожалению, технологии деревянного домостроения если не были утрачены, то почти не развивались. Причина тут понятна – советскому человеку вообще не следовало иметь индивидуальный дом, ему, по мнению вождей, больше подходили многоквартирные «фаланстеры». Только в последние годы стали осваиваться новейшие технологии в этой области: к примеру, строительство из клееного бруса или оцилиндрованного бревна.
Своеобразие скандинавского дома определялось и климатическими условиями – сильными штормовыми ветрами, дождями и снежными зимами.
Зато наши соседи финны на месте не сидели, а за бездарно потраченные нами десятилетия подняли деревянное домостроение на большую высоту. Они строят замечательные дома как из бревна, так и из профилированного и клееного бруса. Характерной чертой этих домов является отсутствие вычурности, строгость архитектурных решений, функциональность. Внутри пространство обустраивается рационально, в таком доме царят четкие прямые линии, интерьеры все деревянные, что позволяет человеку чувствовать себя ближе к природе.
Ну и, конечно, следует сказать о финском качестве, которое общеизвестно, но для большинства наших строителей пока, увы, недостижимо.
Другие соседи – шведы и норвежцы – тоже имеют богатые традиции деревянного домостроения. Традиционное шведское жилище было в основном деревянным, только в бедных лесом областях строили фахверковые сооружения. Усадьба состояла из жилого дома и хозяйственных построек, объединенных вокруг двора. Архитектура крестьянской усадьбы и деревянных колоколен, складов и гостиниц отличается строгой простотой и скупым декором. Стены комнат покрывались деревянными панелями, красились в белые или зеленые цвета,
а в обстановке обязательно присутствовали красные детали. В красный цвет традиционно красили и фасады домов. Но не для красоты – деревянные дома покрывались специальным раствором от сырости, который и придавал дереву красный оттенок.
Основным видом строительства в Норвегии, богатой лесами, тоже было деревянное зодчество. Архитектура отличалась самобытностью: в декоре сказывалось влияние художественных образов, используемых еще в языческих храмах и жилищах, в ладьях викингов. Своеобразие норвежского дома определялось и климатическими условиями – сильными штормовыми ветрами, дождями и снежными зимами. Поэтому здания строились из двух каркасов: наружный защищал и усиливал устойчивость внутреннего – жилых стен. Дома строились
в виде прямоугольного сруба без единого гвоздя, а по фасаду украшались сложной резьбой. Позже в норвежских городах стали строить каменные дома, которые раскрашивали по фасаду в разные цвета, восполняя монотонность колорита северного пейзажа.
Царство камня
В Англии каменное домостроение развито еще со времен Стоунхенджа. Но кто помнит древние сооружения то ли кельтов, то ли их предшественников? В российском сознании, во всяком случае, английский стиль ассоциируется прежде всего со словом «коттедж» (cottage), означающим одноквартирный индивидуальный городской или сельский дом с участком земли, обычно имеющий два этажа. Это может не походить на отечественные коттеджи, имеющие и три, и четыре этажа, но энциклопедический словарь трактует понятие именно
так. Дома были кирпичными, с белокаменной отделкой, а в центре фасада располагалась дверь, обрамленная белыми колоннами.
В сущности это «дом – моя крепость» или, если угодно, «дом – мой корабль». В типичном английском доме всегда было два этажа (две палубы?), то есть в его архитектуре отчетливо проступала вертикальная планировка. Центр здания составляли традиционный холл с камином и лестница, остальные комнаты группировались вокруг них. На первом этаже располагались подсобные помещения, кухня, на втором – спальни, детская, рабочий кабинет. Такая планировка была характерна и для городских
домов, она давала возможность даже в стесненных городских условиях чувствовать себя полновластным хозяином своего жилища. Собственник никоим образом не зависел от соседей сверху или снизу, поскольку таковых просто не было. Соседи были только справа и слева, и называлось это все уже не коттеджем, а таун-хаусом. А «таун-хаус», строго говоря, переводится как городской дом – так англичане подчеркивали, что есть еще и загородный дом. У нас же, как всег!
да, произошла путаница и «таун-хаусами» называют в том числе и дома на лоне природы, километрах в пятидесяти от города.
Согласно национальным традициям, уходящим корнями в готическое прошлое, в строительстве индивидуальных жилых домов голландцы тоже применяли кирпич с отделкой из белого камня. Из-за дороговизны земли в городах типовым стал «трехоконный» жилой дом, на узком фасаде которого близко друг к другу посажены три высоких и узких окна. Украшением фасада служили декоративный балкончик и несколько резных белокаменных гирлянд. В то же время в небольших провинциальных городках архитектура жилых домов долго
сохраняла средневековые формы, когда традиционным жильем в Нидерландах были фахверковые дома. Стойки и ригели фахверка, сделанные из деревянных балок, декоративно украшали, а фасады оштукатуривали и белили.
Средиземноморский стиль появился в результате смешения и взаимопроникновения стилей из разных стран, берега которых омывает Средиземное море: Греции, Италии, Франции, Испании, Марокко.
Вообще о фахверке следует сказать особо, ведь в свое время это был общий тип домов для ряда стран Западной Европы, в первую очередь Германии и Голландии. Фахверк представляет собой каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных элементов и раскосов из деревянного бруса с заполнением промежутков камнем, кирпичом, саманом, стеклом и другими материалами. При этом несущая и ограждающая конструкции разделены. Функцию несущей конструкции несет жесткий каркас из древесины, а стены являются ограждающими
конструкциями и не несут никакой нагрузки. При этом фахверк играет роль не только конструктивного, но и декоративного элемента здания, расчленяя фасад на панели различной формы (а иногда и окраски) и придавая зданию своеобразный и весьма живописный вид. Заполнение межкаркасного пространства ранних фахверковых построек выполнялось из дерева и часто, особенно в жилых домах, украшалось резными панелями.
Южнее, в жаркой Испании, для нужд домостроения тоже использовали по преимуществу камень. Дома строились разные, и одноэтажные, и двухэтажные, кровли обычно покрывались черепицей, а отличием от других национальных стилей было наличие внутреннего дворика – патио, где мог быть сад или просто оборудовано место под тентом для отдыха во время сиесты. Распространенный вариант особняка, называемый гасиендой, был характерен для южной части Испании и представлял собой довольно просторный, обычно двухэтажный
дом с обязательным внутренним двором, с арками и украшениями красивой мозаичной плиткой.
Типичный французский индивидуальный дом, как правило, имеет сад или палисадник, которому уделяется особое внимание. Дома могут быть разной площади, этажности и уровня комфорта: особняки, виллы, обычные загородные дома и т. д. Как и в любом односемейном европейском доме, в таких домах имеются спальни (обычно на втором этаже) и гостиная с камином (на первом). Уважающий себя француз, как известно, без бутылки «бордо» за стол не сядет, и, чтобы не бегать то и дело в магазин, он обязательно оборудует
в цокольном этаже специальное помещение для хранения любимого напитка – винный погреб.
Вообще-то в Южной Европе можно выделить не только национальные стили домов, но и общий стиль, именуемый «средиземноморским». Он явился миру в результате смешения и взаимопроникновения стилей из разных стран, берега которых омывает Средиземное море: Греции, Италии, Франции, Испании, Марокко. Характерное для этого стиля сочетание пронзительно-синего и ослепительно-белого цветов пришло из Греции, а керамика с богатым орнаментом – из Марокко. В индивидуальных домах, построенных в таком стиле,
можно увидеть колонны, арки, ниши, портики, в идеале должен быть и внутренний дворик с фонтаном.
Американская экспансия
В Америке строили самые разные индивидуальные дома – из дерева, из кирпича и т. д., – поскольку переселенцы привозили свои стереотипы домостроения и воплощали их в жизнь. Опять же, в лесополосе, естественно, строили из древесины, в то время как в других местах разумнее было использовать камень. Архитектура по вышеуказанным причинам стала в скором времени эклектичной, без особо выраженных национальных черт – строители брали из всех традиций понемногу, причем это касалось как внешнего облика
домов, так и интерьеров.
Из самостоятельных стилей можно отметить разве что американское ранчо, которое является своеобразной визитной карточкой западной части Америки. Хотя, если вглядеться в его черты, то самостоятельность вполне можно поставить под вопрос, поскольку обнаруживается, что ранчо очень похоже на мексиканскую фазенду. Одновременно такой индивидуальный дом во многом повторяет стиль простенького домика-повозки, в котором жили переселенцы во время путешествий по Дикому Западу. Ранчо состоит из одного этажа и неотделимо
от окружающей природы. Окна – большие и занимают практически целую стену. Крыши обычно плоские и широкие. Дом всегда асимметричен. В традиционном ранчо не было деления на столовую, гостиную и кухню – их заменяла одна большая комната, в которой и готовили, и ели, и гостей принимали, а иногда и спали. Позднее комнат стало больше – за счет перегородок. Вообще в «стиле ранчо» правит не красота, а целесообразность.
Согласно национальным традициям, уходящим корнями в готическое прошлое, в строительстве индивидуальных жилых домов голландцы тоже применяли кирпич с отделкой из белого камня.
Но самое главное, что дала миру Америка, – это массовость в деле строительства индивидуальных жилых домов. В результате бурного развития страны и активного строительства жилья в Соединенных Штатах значительно раньше, чем в Европе, начали применять принципы стандартизации, в результате чего жилые дома массовой застройки стали представлять собой набор стандартных конструкций и деталей. Так возник облик «одноэтажной Америки». Хотя это, конечно, метафора, дома там в основном двухэтажные, как,
допустим, известный вариант односемейного дома под названием «дом прерий». Для их строительства используются дерево и камень, а конструктивно они напоминают немецкие или голландские фахверковые дома благодаря наружным деревянным балкам и нависающему верхнему этажу.
Что касается экспансии, то здесь в первую очередь речь нужно вести о панельно-каркасной технологии. Конечно, она применяется повсеместно, и в Европе, и в России, но с размахом ее использовали только в Америке, где построены миллионы каркасных домов. Они возводятся очень быстро, относительно дешевы и могут имитировать разные архитектурные стили. Такой дом не выдерживает торнадо или урагана, как это показала практика последних лет, но все-таки пользуется большой популярностью у американцев.