Много тысячелетий назад открыли и начали использовать порфир. Более 3-х тысяч лет назад в Ассирийских, Вавилонских,
Египетских и Романских городах, колыбелях нашей цивилизации, были открыты известные реликвии и памятники архитектуры, построенные из порфира. Слово «порфир» происходит от латинского «porphyra», что означает пурпурно-красный. Исторически сложилось, что этот цвет и сам камень порфир, который традиционно добывается только в разных оттенках красного, всегда был символом знатности и привилегированности. В Романскую эпоху считалось, что порфир приносит удачу, а само слово «порфир» означало
«родиться в отделанной порфиром комнате», и служило для обозначения места, где родился сын или дочь короля. Порфир и пожелание удачи сопровождали королевскую семью, как во время рождения, так и во время смерти: императоров погружали в саркофаги, сделанные из порфира.
Известное «rota romana», римское колесо, было сделано из красного порфира: император, перед тем как войти в свой дворец, должен был остановиться и помолиться перед одним из таких колес. Встречи римских императоров и послов персидского короля проходили в тронном зале, где были изображения колеса, которыми был украшен пол и перед которыми послы должны были неоднократно падать ниц. В древнем соборе Св. Петра коронование римских императоров проходило на изображении колеса, выложенном из порфира.
Позже в XIII веках есть упоминания порфира в таком шедевре литературы как «Божественная комедия» Данте Алигьери. В эпоху Возрождения инструмент скульпторов испытывался на твердом порфире: Микеланджело Буанаротти, после ряда попыток, отказался обрабатывать такой твердый камень.
Порфир был также любимым камнем французских монархов. Многие статуи в королевских дворцах, один из которых Версаль, строились с использованием порфира. Саркофаг Наполеона тоже построен из единого огромного блока красного порфира.
В начале XX века развитие добычи порфира на севере Италии в регионе Трентино-Альто Адидже привело к распространению данного материала. Он впервые использовался как строительный материал, а затем и для мощения тротуаров. Добыча велась вручную, извлеченный камень погружали на телеги, запряженные мулами или перевозимых вручную. В отдаленные города, такие как Милан, Рим и другие, материал доставлялся по железной дороге. И только после Второй мировой войны добыча и обработка порфира действительно «набрала
обороты»: увеличение компаний, повышении качества продукта, прогрессивное улучшение оборудования и техники добычи привело к широконаправленному использованию данного материала сначала в Италии, потом в Европе и, наконец, во всем мире.