Почему я снимаю на беззеркалку, где скрыта кнопка «шедевр»: ответы на вопросы ценителей.

Руслан Шамуков, фотожурналист, г. Санкт-Петербург.

Эту статью надо было написать уже несколько лет назад, но фотограф деловит, то занят, то ленив в свободное время. Равнодушным и молчаливым оставаться далее как-то некультурно и я «созрел»!

Публикуется с разрешения автора Руслана Шамукова. Оригинал статьи находится здесь.

Зачем потратил несколько часов своей жизни на эту писанину (и еще столько же меня правила Липатова Екатерина)? Я ведь даже не амбассадор какого-нибудь бренда (а жаль!). У меня и скидки в фотомагазине нет.

Olympus OmdEm1-m2
400 iso, f8, 1/3200c, Olympus OmdEm1-m2 + Leica lumix 100-400@300(600)mm.

Во-первых, чтобы иметь возможность кинуть ссылку в ответ на вопросы «Чем снимаешь? Что это? Ну и как?». К тому же, хотел бы ограничить себя от общения с представителями ордена техноонанистов, будто ищущих Грааль с кнопками «шедевр», «мировая известность» и «высокооплачиваемые заказы», безмерно страдающих без повода.

Во-вторых, я искренне надеюсь, что у моих коллег со временем пропадёт комплекс маленького человека, компенсируемый большим фотоаппаратом. Надеюсь, что работодатель будет нанимать на работу не перетаскивателя камеры, а мастера, разговаривающего со зрителем визуальным языком.

В-третьих, беззеркалки — это надёжно. Моя «отбегала» уже более полумиллиона кадров: я снимал ею таймлапсы, окунал в воду, жарил на тайском солнце, морозил в лютой нефтеюганской зиме в -52С.

В-четвёртых, удобно распихивать оптику по карманам. Наверное, я не смогу отбиться от стаи собак маленьким «Оликом», но и зоозащитники не будут косо на меня смотреть, как если бы я размахивал 1,5 кг DX-ом.

В-пятых, БЗК дешевле в среднем в два раза.

В-шестых, это красиво: большинство БЗК выполнеы в ретро стиле и не такие стрёмные «гробы» с кнопками.

В-седьмых, БЗК — это инновационно. Wi-Fi в камере уже никого не удивишь. А вот поворотные сенсорные экраны, стабилизация матрицы, определение лиц и глаз, программные функции, таймеры интервальной съёмки, серийная съёмка до нажатия спуска, бесшумный затвор, увеличение физического разрешения матрицы, склейка hdr и другие программные функции радуют пользователя и облегчают жизнь профессионала.

alt
800 iso, f14, 1/2500c, Olympus Omd1-m2 + Olympus 40-150/2.8@55(110)mm

Тяжела и неказиста жизнь фотожурналиста

Курсивом выделено то, что можно пропустить в целях экономии времени.

Смотрю на своих измождённых коллег: на сгорбленные их кривые спины, стоптанные башмаки, изношенные одежды и не стоящую свеч игру, которую они ведут вне распорядков дня и Трудового Кодекса.

Апрельское утро на Ямале.
-35С. Апрельское утро на Ямале.

Работая в СМИ, нельзя быть уверенным в своём завтрашнем местоположении. Да что там в завтрашнем — через два часа можно оказаться где угодно! На рассвете съемка детского утренника, днём перед объективом 22 мужика пинают мячик по заиндевевшей траве стадиона, а после заката, когда друзья уже откупорили чай и разложили настолки в недорогом кабачке в центре, чтобы переждать час пик, разрывается телефон от звонков, потому что где-то в области гипотетически случилось что-то страшное.

После нескольких лет такой работы случается профессиональная деформация. Сомнительный повод для гордости, если честно: шутки становятся циничнее, выгорание за десять лет. И этот вечный баул за спиной. Вечный тяжелый баул и боязнь упустить что-то важное. Так было раньше.

Системные камеры, как я их полюбил

Ремесло светописи, ему продолжаешь учиться, даже когда, как тебе кажется, уже умеешь. Вот и мои способности менялись и развивались — словосочетание «профессиональный рост»:
Длиннофокусная болезнь, стреляешь издалека портретики на невнятных митингах.
Широкоугольная болезнь проявлялась в попытках передать зрителю всю картину в целом, эдакое погружение через визуальный «крик».

Затем у меня произошел роман с парой светосильных «фиксов», где «бокешечка» заворачивалась за ушами партийных представителей и «размывала» небо за монументальными памятниками.

Следом пришло увлечение вспышкой, чтобы сделать небеса над бездарным парадом плакатов митингующих драматичнее — попытка компенсировать отсутствие фантазии у организаторов.

Потом пришло понимание, что в репортаже трех зумов достаточно. Правда теперь я считаю, что и телефонной камеры хватит, но за это пока не готовы платить, мобилография сейчас больше для себя. Вангую, что все изменится через пару годков, т.к. качество и удобство уже фантастические.

ТАСС, в котором я отработал долго, выдал мне перед сочинской Олимпиадой 2014 года завидный набор «Кенонов», DX, третий «Пятак», 17-35, 24-70, 70-200, 300 (бесполезное на фф стекло), «пыху». Стоил весь набор техники под миллион рублей. Всё это выдали в руки, под расписку. Чемодан, естественно, не дали — хоть в авоське тащи. Вы таскали миллион в авоське?

В Сочи я, нагруженный, как ишак, мимикрировал под толпу обвешанных техникой коллег. Через объектив следил за победителями, дружбой русских и американских спортсменов, глядел на олимпийские кольца, отражающиеся в солнечных очках. В один из сочинских дней мимо меня прошелестел японский фотограф Хиро Якуши. На его плече висел монопод, на нём — объектив Zuiko 300/2,8 с прикрепленным вместо крышки Olympus OM-D1. Уже через два дня мой друг Мокрушин Миша познакомил меня с Евгением Уваровым, последний одолжил мне потестить первый «Олимпус».

Я, привыкший к фуллфрейму, с большим сомнением отнесся к крохотной матричке 4/3. Особенно к тому, что инженеры туда умудрились запихнуть аж 16 мегапикселей! О, если бы я знал, что мой мир не останется прежним…

Вернувшись домой, я продал имеющиеся у меня «пиксельницы» для стрит-фото: Sony nex 3 и а7 и Nikon 1v (ну они полное «г»). Купил «Олимпус» с объективом 12-40mm f2,8. Уже в апреле 2014 года снимал лов корюшки на Неве в контровом свете.

Весь в брызгах и чешуе.
Весь в брызгах и чешуе. Потом камеру помыл под краном.

На ленту агентства съёмку приняли без вопросов.

В течение двух лет перед каждой съемкой я задумчиво выбирал, какую же технику брать: тяжелую «профессиональную» или легкую «для баловства». В большинстве случаев побеждала лёгкость, потому что работа должна быть любимой. Разве что на съемки спортивных мероприятий брал «зеркалки», но лишь потому, что передавать фото на агентский FTP напрямую с беззеркальной камеры нельзя (до сих пор нет такой функции).

В конце 2016 я стал вольным стрелком, сдал всю громоздкую технику и остался с верным «Оликом» и парой стёкол. Теперь я мог позволить себе нормально выглядеть: благодаря поворотному экрану перестал ползать на корачках и мог надевать приличные брюки, а не те, что «не жалко». С тех пор я мог быть этичным и беззвучно снимать (какая роскошь) в тишине на церковных службах, во время представления в Мариинке, в мед.учреждениях, и мелко шпионить ловя уличные жанры.

 Olympus Omd1-m2
На фото справа персонаж, который крайне плохо переносит фотографов. Особенно с большими камерами. Особенно щелкающих. 3200 iso, f2,8, 1/200c, Olympus Omd1-m2 + Olympus 40-150/2.8@105(210)mm

Что я вожу с собой

В моём маленьком 7-литровом кожаном рюкзачке помещаются:

камера Olympus Om-d Em1 mark II;
‎объектив 40-150/2,8 (эквивалент 80-300/2,8) размером с пивную банку;
‎объектив Leica nocticorn 42,5/1,2 (фф – 85/1,2);
‎объектив Olympus 7-14/2,8 (фф – 14-28/2,8);
объектив Olympus 17/1,2 (фф – 34/1,2 фф);
объектив Olympus 12-40/2,8 (24-80/2,8 фф).

Курсивом выделены инструменты первой необходимости при съемке репортажа. Для понимания эквивалента фокусное расстояние умножать на 2.

alt

Итого у меня в рюкзаке линейка техники с оптикой в диапазоне фокусных расстояний от 14 до 300 миллиметров. А если надо, туда добавляется ещё одна «пивная банка» Leica-Lumix 100-400/4,5-6,3 (фф – 200-800/4,5-6,3). Помимо вышеуказанного в этот рюкзачок влезает ноутбук и квадрокоптер DJI Mavic с мелочевкой. Авиакомпании при регистрации даже не воспринимают этот рюкзак как дополнительное место ручной клади.

Качество изображения

alt
Как видно на коллаже маленькая матрица уступает по шумам пикселям в четыре раза большего размера, но реальная стабилизация, реальная возможность снимать с диафрагмой f2,8 на зумах и светосила f1,2 на оптике с фиксированным фокусным расстоянием с лихвой компенсируют этот недостаток, позволяя не поднимать iso выше 800 даже в условиях темноты. За предоставленную пятёрку спасибо Виктории Атаманчук.

Качество изображения не имеет значения для человека со смартфоном. Вы часто печатаете свои фотографии размером 3х6 метров, а потом разглядываете их с расстояния вытянутой руки? Если да, то БЗК вас разочарует, потому что там будут большие пиксели размером с кунжутное зерно, такие же как и у двадцатимегапиксельной зеркалки. Впрочем, моя фотография, снятая на «Олик», была распечатана на рекламный баннер такого размера – смотрелась прилично.

alt
1.5х2 м размер данного отпечатка.

Почти все современные фотографии сделаны для интернет-сайтов и соцсетей, т. е. очень большие изображения стали не нужны. Фотоагентства продают снимки в электронные СМИ, кадры молниеносно расходятся по миру. Пользователю наплевать на какую камеру снята картинка, ее просматривают с экрана смартфона. По данным аналитических агентств, почти 48% всего контента за 2017 год было прочитано и просмотрено с телефона! СМИ, не ушедшие в сеть, уже мертвы, а дотации лишь продлевают агонию.

Руслан Шамуков
Руслан Шамуков

Мои друзья с больной спиной от тяжелой техники и постоянно примерзающими к железной камере носами делают фотографии для первых газетных полос, там достаточно и тысячи пикселей. Для публикации в газете не имеет значения, даёт ли матрица шумы! Газете нужен крупный, содержательный, эмоциональный план, привлекающий секундное внимание возрастного подслеповатого зрителя.

У глянца к моим разворотным фотографиям, снятым на камеру с 20 мегапикселями, до сих пор вопросов не возникало.

Цените свое здоровье, живите настоящим а не прошлым.