Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фото.Любитель

  Все выпуски  

В библиотеке фотографа


 Статьи
 Портрет. Часть 4. Групповой портрет
 Портрет. Часть 1.
 Портрет. Часть 2. Портрет в комнате
 Портрет. Часть 4. Групповой портрет
 Снимаем за праздничным столом

Рассылки Subscribe.Ru «Фотолюбитель»

 Выбираем фотоаппарат. Часть 1.

 Что означают буквы и цифры на обороте фотографии?

 Закон обратных квадратов

 Как очистить старые слайды. Контровое освещение. Проработка контрастных сюжетов

 Снимаем фейерверк.

подписка
на рассылку «Фотолюбитель»

 
   
 

«Фотолюбитель»

21.03.2011.
автор: фоторепортер Андрей Попов
 
 
HOME - Оглавление - 105
 
     
 

Внимание! Охраняется авторским правом. Данная публикация в целом или ее части не могут быть перепечатаны, воспроизведены или перенесены в любой форме или при помощи любых средств, включая электронные, механические, фотокопировальные, записывающие или иные без письменного разрешения автора. Запрос на перепечатку подавать по адресу reprint2009@photoreporter.ru.

ЗОЛОТАЯ РАССЫЛКА
количество подписчиков
Рассылка 'Фотолюбитель Вопросы-ответы'

 
 

 
 

До окончания приема фоторабот осталось чуть больше двух недель

Не опоздай отправить фото для участия во всероссийском фотоконкурсе «Спортивная Россия»!

«По секрету»: участие - это ваша заявка на работу на Универсиаде 2013 года в Казани и на Олимпиаде в Сочи в 2014 году. Подбор фотографов уже начался.

Конкурс проводит Российское агентство международной информации РИА Новости. К участию допускаются как профессионалы, так и любители. Гран-при – 250 тысяч рублей. Так же будут отмечены три первых места и в одиночных фотографиях и в сериях по каждой из 7 номинаций.

По окончании, будет издан фотоальбом, в который войдут не только фото-победители, но и все лучшие фотографии. А так же в Москве и Сочи пройдет большая выставка.

Фотографии необходимо загрузить на сайте www.photosport.pro.

Обратите внимание, что для участия в конкурсе, потребуется скан вашего паспорта. Проще всего сфотографировать его и загрузить эту фотографию. Таково требование современного закона о защите прав автора.

От профессионалов принимается по 10 фото в каждую номинацию, плюс три серии. В серии должно быть от 2 до 10 снимков. Получается, что каждый профессионал может подать ровно 200 фотографий. Фотолюбители участвуют в двух номинациях по 5 одиночных работ, то есть, всего до 10 фотографий.

Остается добавить, что жюри состоит из профессиональных фотожурналистов с мировым именем:

  • Младен Антонов. Шеф-редактор Европейского бюро агентства Франс-Пресс (AFP).
  • Сергей Гитман. Руководитель компании «Фонд поддержки профессиональной фотографии».
  • Александр Земляниченко. Шеф-фотограф агентства Ассошейдет Пресс (AP). Единственный в России лауреат двух Пулитцеровских премий, обе за фоторепортажи.
  • Андрей Поликанов. Заместитель главного редактора, директор фотослужбы журнала «Русский Репортер».
  • Юрий Штукин. Лауреат самых престижных мировых конкурсов. В недавнем прошлом руководитель фотослужб газет «Газета», «Известия».
  • Сергей Киврин и Андрей Голованов. Знаменитые спортивные фотографы, без них не обходится ни одна олимпиада.

Подробнее смотри на сайте www.photosport.pro.

Обсудить и оставить свои комментарии можно на форуме сайта «Фоторепортер» в разделе «Конкурсы»: http://photoreporter.ru/forum/viewtopic.php?f=34&t=49888.

 

 
   
 

В библиотеке фотографа

Сергей С. Ветров, Москва, Рождество 2011 г.
(А так же день рождения Фотографии – 172-летие доклада Луи-Франсуа Араго о новом процессе воспроизведения изображений).

Публикуется с разрешения автоа. Оригинал статьи находится в блоге автора: http://windlight.livejournal.com/8803.html

Фотография – дело затратное: что ни год, обновляются модельные ряды фотокамер, модернизируется студийное оборудование и появляются все новые аксессуары и принадлежности.

И если приверженцы и поклонники цифровых технологий, вооружившись какой-нибудь «камерой года» и подобрав удовлетворяющий желаемым требованиям персональный компьютер, могут неустанно и «безболезненно» заполнять, перекачивать на диски или стирать компактные карты памяти (со стремительно растущими цифрами доступного объема), то «адептам» старой школы помимо закупки фотоматериалов (пленок и бумаг на все многообразие сюжетов и условий съемки) предстоит еще волнующий процесс проявления, а в особо продвинутых случаях – долгое заседание в «темной комнате».

Речь о затратах материальных и в этом отношении большинство из ступивших на путь фотографического ремесла или искусства каждый (согласно своим мечтаниям и особенностям характера, тихими или «семигигабайтными» шагами, засучив рукава и подтянув пояс или внимательно пересмотрев графы своего «листа затрат» и удалив из него пункты не обязательные) стремится к формированию личного – отвечающего только его наиглавнейшим задачам и устремлениям – фотографического арсенала.

Но помимо нехватки мегапикселей и светосилы, широты фотопленки и универсальности проявителя, встречаются на практике и пробелы в элементарных познаниях фотодела, а в нем (как, впрочем, и во многих других областях) требуется от автора вложение мысли, знаний и гибкое их применение на практике – как под лампами студийного света, так и под открытым небом, на пленэре.

Выбор вариантов для удовлетворения познавательного интереса, как и ассортимент современных фотомагазинов, в наши дни достаточно широк. В тяге к новым знаниям, в желании постигнуть так называемые «секреты и трюки» мастерства можно подобрать и добросовестно пройти от первого до экзаменационного занятия любой из ныне предлагаемых и конкурентоспособных фотографических курсов, тренингов или избирательно посещать авторские семинары; можно до одурения копаться в недрах всемирной паутины (отсеивая пустую породу и выискивая золотые жилки), регулярно следить за событиями в галерейной жизни (к счастью, количество фотографических проектов и выставок сегодня не ограничивается двумя-тремя экспозициями в год) и, наконец, заглянуть в книжный магазин или в библиотеку.

Не претендуя на исчерпывающий критический анализ и ни в коем случае не стремясь дать многостраничные толковые рецензии, загляну сегодня в библиотеку фотографа (в том числе - в настоящую, рассредоточенную по книжным полкам и частично прочитанную) и, полистав страницы изданий разных лет, нацеленных на освещение различных аспектов фотографического мастерства, набросаю что-то в стиле «заметок на полях» - попробую назвать несколько, по моему мнению, интересных книг, кратко отметить, что в них представляется мне важным, а с чем я не соглашался при чтении и не согласен сейчас. Ну, и без мыслей в духе «навеяло» тоже не обойдется.

 

С чего начинается…

Агафонов А.В., Пожарская С.Г., «Фотобукварь»

Букварь обыкновенный – школьный был темно-синего цвета, кажется, с ростовыми портретами каких-то бодрых детей на обложке. Вот только вместо бодрости приносил он по большей части переживания неприятные.

Букварь фотографический первое время был не по карману и его успешно заменили инструкции к фотоаппаратам и небольшое иллюстрированное издание журнального формата (к сожалению, давно забытое и затерянное), где доступным языком рассказывались главные этапы работы с фотопленкой и фотобумагой. Их я читал с увлечением и радостью от первых успешных экспериментов. А названную книгу приобрел уже вдогонку, так сказать, для коллекции – на фотографическом фестивале, из рук авторов.

«Фотобукварь» написан для детей, понятен, хорошо иллюстрирован, однако рассказывает о работе на бромосеребряных светочувствительных материалах и поэтому, как может показаться, в наш век, со стремительным развитием цифровых технологий, при как бы вырождении фотографии пленочной, глобально устарел и совершенно бесполезен.

Я с этим не соглашусь. Покуда производят фотоматериалы и не разбита последняя пленочная камера, будут появляться и те, кому невероятно интересно прикасаться к таинству «сокрытого изображения». Фотография – это «алхимия», а классическая фотография – особенно.

Все чаще и чаще на улицах города можно встретить молодых ребят с традиционной техникой в руках – и это не обязательно элитные «Лейки» или «Хассельблады», но и отцовские (а то и дедовские) «ФЭДы» с «Зенитами». Так называемая аналоговая фотография вышла в авангард художественных изысканий: разводятся раритетные эмульсии, пленки перепроявляют и чуть ли не запекают в духовках, в Интернете заметен интерес к уже, казалось бы, «задавленным» Photoshop-ом старинным способам съемки и печати, а повышение зернистости изображения воспринимается как знак благородства.

Попробуйте взять на прогулку какой-нибудь старенький, уже почти забытый, знакомый только старшему поколению аппарат – и увидите, что не на громоздкие новинки дигитальных технологий станут оборачиваться прохожие, а на Вас – кто-то, покрутив легонько пальцем у виска, а кто-то проводив изумленным взором - как загадочного профессионала или шамана древних племен. Однажды обнаружил, что у английского слова «crazy» помимо основных значений «ненормальный» и «псих» есть и другое - характеризующее человека, помешанного на чем-либо, сильно чем-то увлекающегося; вот и в современной фотографии, как мне представляется, достаточно этих «crazy» - причем, как в рядах «пленочников», так и среди «цифровиков».

Если Вы только слышали, что на фотоаппаратах когда-то не было кнопочки «Просмотр», а количество доступных кадров ограничивалось цифрой 36, и если захотелось ощутить на себе все прелести традиционной фотографии, возьмите «Фотобукварь» - там о ней очень хорошо написано. Да и не только о ней.

 

Сделано в СССР

Л.П. Дыко, «Основы композиции в фотографии»

Казалось бы, что можно ожидать от книги, первые строки которой «Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание развитию и совершенствованию отраслей народного хозяйства..» и так далее и тому подобное?! Однако, выполнив требования времени, согласившись на необходимые для выхода книги вкрапления, Лидия Павловна Дыко переходит к серьезному и очень толковому раскрытию заявленной темы. И данная книга – пожалуй, одна из лучших книг по композиции в фотографии.

Слышу, слышу возражение, что «правила существуют для того, чтобы их нарушать!» или «из любого правила есть исключение!», но первое сомнительно, а ко второму с известными оговорками приходит всякий здравомыслящий исследователь изобразительной грамоты. И прежде чем идти в разрез, необходимо хорошо изучить, уметь использовать (и объяснять – зачем все это нарушается) элементарные законы построения композиции. В противном случае – налицо не исключения из правил, а всего лишь маскировка значительных пробелов познания основ и грубый подлог.

Известные мастера абстрактной и авангардной живописи писали свои – большинству среднестатистических зрителей непонятные полотна («А что тут такого? Так-то и я нарисовать смогу!») не потому, что не умели делать это «правильно», но предварительно пройдя классическое обучение, досконально зная художественную азбуку и не случайно, не «от бедра» набрасывали на холсты краски и наводили на листах линии.

Нельзя разработать и сделать новый акробатический трюк, не имея представления об анатомии человеческого тела и его пластических возможностях – сломаешь позвоночник. Правда, фотография не столь фатальна – шею не свернешь, и все же, как писал Сальвадор Дали (еще тот нарушитель всевозможных правил), «начните с того, что выучитесь писать, как старые мастера, после можете писать, как вам заблагорассудится».

 

Через “Электронику” к “Hensel”

  • Книги издательства «Мир»: Д.Килпатрик, «Свет и Освещение», Дж.Уэйд, «Техника пейзажной фотографии» и другие,

  • Марк Клейгорн, «Портретная фотография»,

  • А.В. Шеклеин, «Фотографический калейдоскоп».

Лет двадцать назад красочные книги издательства «Мир» представлялись мне наиглавнейшими изданиями по теории и практике фотографии. Не только иметь их у себя, но и представить в полном составе у кого-либо на книжной полке было непросто.

Во-первых, авторы – иностранцы, во-вторых, очень хорошее качество бумаги и иллюстраций не повсеместной рабоче-крестьянской стилистики, в-третьих, в книгах этих говорилось о пленках с не советской шкалой светочувствительности, упоминалось о каких-то почти фантастических аппаратах и просто немыслимых приспособлениях для студийной работы. Пройдет время – и все это, уже усовершенствованное и расширенное, наводнит магазины, но тогда… путаясь в потемках с какой-нибудь огромной, уже просроченной бобиной кино-негатива с чувствительностью 32 единицы по ГОСТу, о таких материалах, как, например, Ilford оставалось только мечтать (не говоря уже о технике).

В наши дни есть «вездесущий» Ли Фрост и другие – однозначные и не очень – авторы, но серия «Мир», похоже, остается в ряду изданий интересных и найти ее (коль возникнет желание) можно где-нибудь в лавке букиниста (по средней цене 500 рублей за штуку), а большинство из составляющих ее книг успешно отсканировано и передается теперь уже не из рук в руки, а от монитора к монитору.

Если технические главы из книги «Свет и Освещение» когда-то читались как некая фотографическая сказка, то «Портретная фотография» Клейгорна – по отношению к действительности - инструкция к применению, «молоток и гвозди». Все из представленных в ней приборов абсолютно доступны - хоть на бюджетном, хоть на высокопрофессиональном уровне (как говорится, по средствам). Перечислены основные варианты освещения, названы распространенные насадки и приспособления для работы с портретом, даны краткие рекомендации касательно «проблемных мест» и другое.. однако, личное впечатление от книги осталось неровным.

Главная претензия – к определению автором «Высокого ключа». Как не убеждайте, никогда не соглашусь, что ростовой портрет затянутой в черное одеяние и размещенной на белом фоне женщины – есть верная иллюстрация данной техники. Во всех определениях говорится о малейшей доле черного (в портрете – зрачок или ресницы, в натюрморте лепесток или какая-то деталь). Если не добавлять – это уже не высокий ключ, а имитация недопроявленного отпечатка.

Но лучше процитирую Андрея Шеклеина, классика теории и техники фотографии, а в частности – редактора книг из вышеупомянутой серии «Мир»:

«Высокий ключ требует незначительного диапазона тональных переходов в изображении и допускает (а правильнее сказать, и требует) лишь отдельные, небольшие по площади темные детали, только подчеркивающие нежность остального изображения. На практике это означает:

  • наличие светлого объекта; он может быть светлым сам по себе либо может представляться фотографу выигрышным при передаче в светлых тонах; вряд ли стоит, например, пытаться сфотографировать этим способом темноглазую брюнетку или африканца;
  • светлый фон, как правило, однотонный и освещенный более сильно, чем сам объект;
  • мягкое, рассеянное, почти бестеневое освещение, которое дарит иногда сама природа, или же его приходится искусственно организовывать набором рассеивателей, затенителей и отражателей <…> »

Ну, и так далее. Всем, кто смотрит в сторону пленки, рекомендую заглянуть в книгу Андрея Шеклеина «Фотографический калейдоскоп».

 

Компьютеризация всей страны

Кэтрин Айсманн, «Ретуширование и обработка изображений в Photoshop»

Если компьютерные курсы уже за плечами, а в руках диплом «мастера на все инструменты» или же тщательнейшим образом подобранный самоучитель прочитан от корки до корки, все кнопочки и фильтры изучены, а distort-эксперименты над фотографиями друзей уже набили оскомину, самое время заглянуть поглубже. И дело не в том, собираетесь Вы или нет разбирать и сканировать семейные архивы или открывать свой фото-реставрационный бизнес где-нибудь в арендованном уголке Дома Быта или Торгового Центра. Познав устройство программы, самое время обратиться к изучению простых алгоритмов ее работы и возможностей их комбинаций. Главная задача не в коллекционировании «step by step» уроков типа «Как из живого человека сделать манекен» (а при увлечении различными шумо-подавителями и лечащими кистями это не редкость), а в обретении опыта гибкого сочетания приемов из, казалось бы, совершенно разных, преследующих диаметрально противоположные цели, наборов манипуляций со слоями, режимами наложения и всевозможными фильтрами. Благо, Photoshop из тех программ, достижение результата в которых осуществляется не одним, а несколькими способами, а порою можно даже придумать что-нибудь свое.

Имея круг вполне конкретных актуальных задач, необходимую информацию так или иначе почерпнешь, выловишь из многоступенчатых описаний «что за чем и под каким углом». И всякая книга в данном смысле – только подсказка и руководство к действию. В частности у Кэтрин Айсманн есть чему поучиться.

Хотя, говоря уже исключительно от себя, не скрою, что в какие-то моменты стилистика повествования отдаленно напоминает мне какие-нибудь телемагазины, где некий молодчина Джон успешно справляется с поставленной задачей, используя новые инструменты очередного «пакета для творчества»; а сравнивая результаты своих стараний с результатом из книги, иногда ловил себя на подозрении, что какая-то часть информации намеренно утаивается, не раскрывается полностью, дабы с одной стороны – дать читателям пищу к размышлению, а с другой - сохранить статус Гуру Фотошопа и материалы для очередного переиздания своего труда.

Но это все лишь мои заметки на полях, а книга весьма полезная. Имеющий очи – увидит.

 

«Классику надо знать..»

Фотоальбомы, каталоги выставок и раритетные издания

И снова Сальвадор Дали: «Энгру хотелось подражать Рафаэлю – и получился Энгр, Сезанн подражал Пуссену – и стал Сезанном, Дали подражал Мейсонье – и стал Дали. Если вам не хочется никому подражать, будьте уверены – из вас ничего не выйдет».

Авторские фотоальбомы и выставки – отличный материал для учебы.

Карелин и Прокудин-Горский, Родченко и Гринберг, Картье-Брессон и Адамс, Судек и Саудек.. - всех не перечислить, за 172 официальных года существования фотографии имен наберется предостаточно, а предпочтения и симпатии у каждого зрителя свои.

В последнее время появляются специализированные библиотеки, в отдельных магазинах и галереях есть возможность свободного доступа к фотоальбомам: с некоторыми из них достаточно просто ознакомиться, а какими-то (у каждого – свои герои) при возникшем желании перелистывать еще и еще, можно пополнить личную книжную коллекцию.

Не менее полезны для изучения каталоги различных фотографических выставок, проводимых по всему миру (а тем более в том случае, когда Ваша цель – участие, а Ваше желание - победа в фото-конкурсах и салонах).

Здесь и познание современных направлений фотоискусства, и наблюдение за переменами в Человеке Воспринимающем, и наглядная подсказка, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы стать одним из призеров.

С другой стороны, из просмотра результатов очередного салона вырастает и возможность понимания того, как оставаться собой, как не подражать большинству и следовать индивидуальным путем: ориентируясь на «звезды» мировой классики, а «беспроигрышные» штампы современности воспринимая, как предупреждения о зыбучих песках, вязких болотах или непроходимых холодных лесах.

«В наше время, когда повсеместно торжествует посредственность, все настоящее должно плыть в стороне или против течения», - писал величайший сюрреалист Сальвадор Дали.

Когда же (чем черт не шутит!) попадутся каталоги старинные, в Ваших руках окажется хороший исторический материал для сравнительного анализа: какие сюжеты остаются по-прежнему популярны, а какие исчезают, что и сколь значительно изменилось в фотографии за последние сто лет, а что в основе своей остается неизменным и лишь меняет внешнюю оболочку.

В источниках раритетных – времен Российской Империи, стоит лишь настроиться на дореволюционную речь и привыкнуть к изъятым из алфавита буквам, помимо сведений исторического характера, найдется и полезная, вполне применимая на практике информация (и не только для тех, кто увлекается коллодием или затеял возродить дагерротип). Меняются времена, скорость работы фотокамер возрастает, но всегда и в разных местах остаются технические и психологические моменты, лучшего исполнения которых так и не придумали по сей день.

Из обращения к литературе антикварной вырастает более глубокое понимание стиля, а в работах, сделанных «под старину» проявляется не только повторение контуров и тональностей, но и, насколько то возможно, приближение к сокровенному, к трудно выразимой словами сущности Фотографического Мастерства.

 

И в завершении обзора вышепредставленного (и, разумеется, далеко не исчерпывающего) книжного списка советую Вам обратиться к полкам с учебниками по языкам иностранным, ибо немало (ох, как немало!) достойной (и очень достойной!) литературы по фотографии остается без перевода – как, например, известная трилогия Анселя Адамса.

Приятного и полезного чтения!

 
 

 
 

Теперь сайт принимает и публикует фоторепортажи и статьи всех пользователей интернета.

Как попасть на сайт «Фоторепортер»

Если вы написали статью, пришлите ее нам в формате .RTF или .TXT. Если ваша статья подойдет для нашего сайта, мы с удовольствием опубликуем ее в разделе «Статьи». Под каждым репортажем публикуются комментарии читателей, и тогда уж держитесь, обязательно найдутся люди, которые захотят с вами поспорить или распросить подробнее.

Наиболее интересные статьи, с вашего согласия, будут одновременно опубликованы в рассылке «Фотолюбитель» и их прочитают более 17 тысяч человек.

Важно!

Мы никогда не публикуем пиратские материалы! Во всех случаях вы должны гарантировать, что фотоматериалы или статьи изготовлены вами и не принадлежат больше никому. Вы должны гарантировать, что эти материалы не проданы третьим лицам на эксклюзивных правах, т.е., что вы имеете право их публиковать.

Ваши материалы подписываются вашим именем, если вы захотите, то указывается адрес вашего сайта и e-mail, номер мобильного телефона.

За некоторые материалы мы платим деньги.

После публикации на нашем сайте, вы остаетесь автором и правообладателем материалов и можете их публиковать или продавать в дальнейшем.

 

 
  Ваши письма присылайте на e-mail: sub@photoreporter.ru  
 
Рассылка 'Фотолюбитель Вопросы-ответы' Архив прошлых рассылок и форма быстрой подписки ЗДЕСЬ.
 
 
design & веб-программирование Андрея Попова 2002-2011
 
 
 

«Фоторепортер» 2005-2011. Автор Андрей Попов © 1997-2011. Дизайн Виктора Чернобая. © 2003 верстка и программирование «Industrial Internert» © 2005-2011

Внимание! Охраняется авторским правом. Данная публикация в целом или ее части не могут быть перепечатаны, воспроизведены или перенесены в любой форме или при помощи любых средств, включая электронные, механические, фотокопировальные, записывающие или иные без письменного разрешения автора.


В избранное