Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фото.Любитель

  Все выпуски  

Композиционная ретушь


 
   
 

«ФОТОЛЮБИТЕЛЬ»

призер Фестиваля Золотых рассылок
Автор Андрей Попов.   16.05.2006

 
 
HOME - Оглавление - Номер 91   Следующий >>>
 
  Сегодня в номере:  
 
ЗОЛОТАЯ РАССЫЛКА
количество подписчиков
Рассылка 'Фотолюбитель Вопросы-ответы'

 
  Только хорошие новости  
 

ФотоКвест «PRO_ДВИЖЕНИЕ» 28 мая 2006 г.

Первые победители будут выявлены еще на старте!

Сертификат на печать фотографий на 2000 рублей получит лучшая фотография, выполненная на бумаге «Металлик».

Правила конкурса:

  • Спортсмены сдают фотографии на старте в 9 часов утра в ледовом дворце «Уральская Молния».
  • Фотографии тут же выставляются на всеобщее обозрение.
  • Автор фотографии не указывается.
  • Принимаются фотографии, выполненные только на бумаге «Kodak-Металлик».
  • Размер фотографий - не менее 20х30 см.
  • Количество фотографий не ограничивается.
  • На конкурс принимаются фотографии только от участников ФотоКвеста «PRO_Движение», т.е. зарегистрировавшихся в одной из команд.
  • Жюри состоит из самих участников ФотоКвеста.
  • Каждой зарегистрировавшейся команде выдается купон голосования, в котором они отдают голос одной из фотографий.
  • Победитель награждается в тот же час, до старта Квеста.

Напоминаем, что продолжается голосование за фотографии с прошлых соревнований. Победитель по версии интернет-зрителей так же будет награжден на старте 28 мая. Прямая ссылка http://fotos.ru/ex/photocross2/photo/

Подробности на сайте www.fotos.ru

 
 

Варианты ретуши

 
 

Отрывок из книги:
Самоучитель Photoshop CS2
Сергей Луций
Издательский дом "Питер", 2006
источник: Проект "Секреты цифрового фото" Издательского дома "Питер"

Публикуется с разрешения правообладателя.

Варианты ретуши

В соответствии с классификацией дефектов логично выделить следующие варианты ретуши:

  • техническая ретушь  — выполняется с целью устранения глобальных и локальных технических дефектов;
  • художественная ретушь  — выполняется с целью устранения глобальных и локальных художественных дефектов. Она, в принципе, более сложная и может быть подразделена на две категории: косметическую и композиционную.

Косметическая ретушь

Косметическая ретушь используется в основном в портретной фотографии и дает ретушеру возможность почувствовать себя художником-визажистом или театральным гримером. Возможно, это один из немногих случаев, когда приветствуется приукрашивание действительности (особенно дамами!). Косметическая ретушь предполагает устранение наиболее заметных дефектов объекта и/или выявление его наиболее выразительных черт. Она требует особой тщательности, вкуса и даже деликатности. Иногда, подчеркнув особенности или дефекты натуры (например, фактуру кожи лица), можно добиться особенной художественной выразительности фотографии. Однако будьте осторожны — это может серьезно обидеть человека на снимке, и вам просто повезет, если он не агрессивен, живет далеко и/или слабее вас физически.

Типовые позиции для косметической ретуши портрета показаны на рис. 6.1:

  • места, придающие особую выразительность портрету и требующие иногда дополнительного подчеркивания (волосы, зрачки глаз, ресницы, брови, губы) — показаны черными стрелками;
  • места, обычно нуждающиеся в определенной маскировке (морщины, складки и тени на лбу и переносице, в уголках глаз и рта, на шее и на подбородке, под глазами и у ноздрей, а также различные шрамы, родинки, пигментные пятна, бородавки, волосы на лице и т. п.) — показаны белыми стрелками.

Рис. 6.1. Основные места косметической ретуши

Композиционная ретушь

Композиционная ретушь (кадрирование, удаление лишних объектов или элементов, вставка недостающих деталей, регулировка освещения, корректировка цвета, фона и т. п.) требует знания основ композиции и наличие определенного художественного вкуса. Сюжет с правильно построенной композицией привлекает внимание к замыслу автора, создает ощущение гармонии, законченности формы, соответствия ее содержанию, формирует у зрителя определенное позитивное или, наоборот, негативное отношение. Ошибки в композиции при съемке приводят к тому, что изображение «разваливается» или «сбивается в кучу», результат получается как бы незаконченным, неубедительным и неинтересным для зрителя. Перед таким снимком обычно долго не задерживаются, так как не возникает никакого желания рассмотреть его подробнее, проникнуть в суть изображения. Однако если композиция во время съемки не очень удалась по объективным и/или субъективным причинам, это еще не повод для великой грусти. Перефразируя великого комбинатора Остапа Бендера, смеем утверждать: «Photoshop нам поможет». В этом вы скоро убедитесь сами.

ПРИМЕЧАНИЕ
Законы композиции, характерные для живописи, не всегда справедливы для фотографии. Уравновешенность композиции, гарантирующая спокойствие восприятия, не всегда отвечает жанру и творческому замыслу фотографа. Часто идут на сознательное нарушение равновесия для придания тревожности, динамики, чувства внутренней неуверенности, беспокойства. В фотографии иногда даже несоблюдение правил может обернуться творческой удачей.

ВНИМАНИЕ
Скрупулезный учет и выполнение правил построения композиции не являются гарантией того, что композиция получится удачной, однако их нарушение чаще всего гарантирует, что хорошая композиция не получится. Важно, чтобы все приемы применялись не формально, а работали на содержание снимка, на его основную идею. Тогда композиционная ретушь принесет свои плоды, и снимок «зазвучит» по-новому!

Классические способы ретуши

Традиционная ретушь предлагает следующие основные способы борьбы с дефектами фотографий:

  • механические  — с помощью инструментов (скребки, растушевки, тампоны, кисточки, грифели, скальпели, аэрографы и т. п.): удаление пятен, царапин, высветление и подчеркивание отдельных мест, затушевывание дефектов или мешающих элементов и т. п.;
  • химические  — с помощью реактивов, прозрачных и кроющих красок: усиление или ослабление плотности негатива, вытравливание отдельных элементов на позитиве, тонирование, закраска и т. п.;
  • оптические или световые.

Первые два типа издавна использовались профессионалами и «продвинутыми» любителями для ретуши как негативов, так и позитивов. Но в связи с все более широким внедрением автоматизированных фотолабораторий, эти способы ретуши неуклонно переходят в разряд чисто профессиональной деятельности.

Третий тип связан с предварительной (перед съемкой) подготовкой портретируемого, гримировкой, выбором соответствующих фотоматериалов, источников освещения и т. п., а также корректировкой отдельных частей или специальной художественной обработкой всей фотографии при печати.

Принципиальную сложность для традиционной ретуши представляет цветная фотография, поскольку эмульсия цветных фотоматериалов является многослойной, что практически исключает применение механических способов ретуши.

Успех в ретуши, во-первых, зависит от профессионализма ретушера, его опыта, знаний, навыков. Во-вторых — от качества и разнообразия инструментов и материалов. В любом случае, классическая ретушь — очень трудоемкий и длительный процесс, выполняемый методом проб и ошибок.

Компьютерная ретушь

Компьютерная ретушь по сути своей более гибкая. К тому же, она не требует огромного количества материалов и более эффективна с точки зрения времени и качества получения результата. Она позволяет творчески работать как с черно-белыми, так и с цветными изображениями в единой среде с помощью одних и тех же моделей инструментов и процессов, причем большое количество трудоемких и рутинных процедур может выполняться автоматически с помощью программных средств. Таким образом, компьютер становится универсальным рабочим местом для художника-ретушера, превращая его в творца, свободного от ограничений в материалах и инструментах. Единственные существенные ограничения — уровень профессионализма и фантазия.

ВНИМАНИЕ
Прежде чем начинать работу, обязательно позаботьтесь о своем рабочем месте и, в особенности, о калибровке монитора (см. Приложение 3). Это крайне важно при работе с цветными фотографиями.

В противном случае вы можете так скорректировать цвет, что после печати милое личико вашей подружки превратится в гримасу жуткого сюрреалистического монстра — и тогда вам несдобровать!

Если вы собираетесь заниматься компьютерной графикой профессионально (не обязательно ради денег, пусть хотя бы ради профессионального качества), то настала пора заняться настройкой цветовой среды рабочего места. Для этого:

  1. Установите монитор таким образом, чтобы на его экран не падал прямой свет ни из окна, ни от источников освещения комнаты. Используйте козырек для защиты экрана от внешней засветки.
  2. Работайте в помещении, где стены окрашены в нейтральный цвет. На них не должно быть ярких плакатов или картин. Уровень освещенности практически не должен изменяться в течение дня: желательно, чтобы окна выходили на север, можно также зашторить окна и использовать для освещения лампы рассеянного, мягкого, неяркого нейтрального света.
  3. Фон на мониторе (Рабочий стол в Windows 2000/XP) должен быть также неяркий и однородный (лучше всего нейтрально-серый), без каких-либо узоров или цветовых пятен.

ВНИМАНИЕ
Перед выполнением работы с цветом необходимо включить монитор и дать ему прогреться не менее получаса, чтобы установились стационарные температурные режимы.

Если монитор откалиброван, цветовая среда в порядке, правильно выбрано цветовое пространство (см. Приложение 3), а фото уже хранится в виде файла на жестком диске, можно смело приступить компьютерной ретуши. Желательно придерживаться следующего порядка выполнения операций:

  • анализ изображения;
  • составление плана работы;
  • устранение глобальных технических и художественных дефектов;
  • устранение локальных технических и художественных дефектов;
  • увеличение резкости.

Цель анализа — выявление и классификация дефектов фотографии. Анализ выполняется как с помощью непосредственного визуального исследования изображения в различных масштабах, так и с использованием таких мощных и удобных средств Photoshop CS2, как палитра Histogram (Гистограмма), позволяющая оценить динамический диапазон и особенности распределения пикселов по яркости.

Результатом анализа должна стать классификация обнаруженных дефектов , то есть выявление глобальных и локальных, технических и художественных дефектов. На основе классификации предварительно выбираются методы устранения дефектов. После этого необходимо составить детальный план работы, поскольку большинство преобразований, выполняемых с изображением, взаимосвязаны, а от порядка их выполнения напрямую зависит конечный результат.

СОВЕТ
Общее правило: сначала боритесь с глобальными, а затем с локальными дефектами.

Дело в том, что при устранении глобальных дефектов нередко автоматически удаляется часть локальных дефектов. Например, использование фильтров группы Blur (Размытие) устраняет мелкие пятна и царапины, что в целом снижает трудоемкость технической ретуши. Как обычно, из правила есть исключение.

ВНИМАНИЕ
Не рекомендуется устранять общую нерезкость изображения до удаления локальных технических дефектов, поскольку это может их подчеркнуть и усложнить дальнейший процесс ретуши.

В первую очередь, при необходимости, желательно выполнить кадрирование с использованием законов композиции. Это сокращает размеры «поля боя», а значит, экономит ресурсы ПК, ускоряет и упрощает работу.

После кадрирования и составления плана обычно выполняется тоновая коррекция изображения. Цель — расширить или привести в соответствие с сюжетом фотографии ее тоновой диапазон. Мы с вами уже рассмотрели несколько вариантов выполнения этой процедуры. Надеюсь, что вы оценили ее эффективность. В данной главе мы исследуем еще один, самый мощный инструмент для корректировки тонов.

После тоновой коррекции, а иногда и одновременно с ней, выполняется балансировка цвета. Напомним, что целью цветовой коррекции является не получение абсолютного совпадения цветов с эталонными (это в принципе невозможно), а достижение правдоподобного цветовоспроизведения наиболее узнаваемых цветов.

После коррекции тона и цвета обычно устраняют глобальные художественные дефекты. При этом чаще всего автоматически убирается множество локальных технических дефектов.

Завершив работу с глобальными проблемами, можно смело приниматься за борьбу с локальными техническими, а после этого — с локальными художественными дефектами.

Понятно, что процесс ретуши чаще всего итерационный (заключается в повторении определенных операций). На каждом его шаге работа выполняется в соответствии с циклом:

Анализ дефекта -> Выбор средств -> Настройка параметров -> Устранение дефекта -> Анализ результата.

Методы и средства борьбы с дефектами

Каждый из шагов процесса ретуши предполагает знакомство с возможностями тех или иных инструментальных средств, умение прогнозировать результаты своих действий, понимание физики происходящих процессов при фильтрации или какой-либо другой обработке. Чем выше уровень квалификации, чем больше опыт пользователя, тем меньше ему требуется итераций для получения качественного результата. Поэтому наиболее естественный путь к совершенству — накопление собственного опыта путем выполнения конкретных заданий с учетом рекомендаций, опыта и знаний специалистов в области компьютерной ретуши. Методы и средства для устранения типовых глобальных дефектов приведены в табл. 6.1, локальных — в табл. 6.2.

В отличие от традиционной ретуши, в компьютерной вы всегда можете отменить неправильно или неудачно выполненное действие без переделки всей работы. Для этого в Photoshop CS2 предусмотрено несколько вариантов:

  • команда Edit > Undo (Правка > Отменить) или соответствующие клавиатурные комбинации ( Ctrl + Z  — шаг назад, Ctrl + Alt + Z  — последовательные шаги назад);
  • инструмент History Brush Tool (Кисть возврата);
  • палитра History (Протокол);
  • возврат к последнему, сохраненному на диске варианту — команда File > Revert (Файл > Вернуть).

 

Таблица 6.1. Основные методы и средства борьбы с типовыми глобальными дефектами

Виды дефектов

Типы дефектов

Способы и инструменты устранения

Художественные

Неправильное кадрирование

Удаление лишних частей кадра инструментом Crop (Кадрирование), добавление недостающего пространства после увеличения размера холста (команда Canvas size )

Неравновесная композиция кадра

Удаление лишних объектов и деталей, рациональная перекомпоновка объектов в кадре, добавление новых элементов композиции

Неудачный или несоответствующий основному изображению фон

Художественная обработка с помощью фильтров, удаление, полная или частичная замена фонового изображения

Технические

Неправильная экспозиция при съемке, потеря контраста при хранении

Корректировка с помощью команд регулировки уровней ( Levels ) и кривых тоновой коррекции ( Curves )

Вуаль, тоновые или цветовые искажения

Корректировка с помощью команд Levels (Уровни), Color Balance (Цветовой баланс) и Curves (Кривые)

Муар, повышенная зернистость

Использование фильтров размывки изображения (группа Blur ), а также Dust & Scratches (Пыль и царапины)

Общая нерезкость

Корректировка с помощью фильтров увеличения резкости Sharpen (Резкость)

 

Таблица 3.2. Основные методы и средства борьбы с типовыми локальными дефектами

Виды дефектов

Типы дефектов

Способы и инструменты устранения

Художественные

Затемнения или блики на лице из-за неправильной установки освещения при фотосъемке

Корректировка экспозиции отдельных частей инструментами Dodge/Burn (Осветлитель/Затемнитель), Healing Brush (Восстанавливающая кисть). Смягчение дефекта инструментом Blur (Размытие)

Подчеркнуты дефекты на лице объекта фотосъемки (шрамы, родинки и т. п.)

Устранение с помощью инструментов Spot Healing Brush (Пятновыводитель), Healing Brush (Восстанавливающая кисть), Clone Stamp (Штамп), Smudge (Палец), Blur (Размытие)

Недостаточно подчеркнуты выразительные черты лица

Корректировка с помощью инструментов Sharpen (Резкость), Dodge/ Burn (Осветлитель/ Затемнитель)

Технические

Трещины, царапины

Устранение с помощью инструментов Spot Healing Brush (Пятновыводитель), Healing Brush (Восстанавливающая кисть), Clone Stamp (Штамп), Smudge (Палец), Blur (Размытие)

Единичные мелкие пятна

Замазывание или закраска цветом ближайших пикселов с помощью кисти ( Brush ), а также инструментов Spot Healing Brush (Пятновыводитель), Healing Brush (Восстанавливающая кисть), Clone Stamp (Штамп), Smudge (Палец), Blur (Размытие)

Измятость

Использование инструментов Clone Stamp (Штамп), Smudge (Палец), Blur (Размытие)

Отслоение эмульсии

Устранение с помощью инструментов Clone Stamp (Штамп), Blur (Размытие)

Эффект «красные глаза»

Закраска инструментом Red Eye (Корректор глаз), Replace Color (Заменитель цвета)

СОВЕТ
В процессе работы записывайте промежуточные результаты на диск. Поскольку конечный результат зависит не только от выполняемых операций, но и от их последовательности, сохраняйте промежуточные результаты в отдельных файлах, например, с последовательными номерами. Это даст вам возможность вернуться к любому предыдущему этапу работы.

Теперь, слегка подковавшись теоретически, смело приступим к практическому освоению компьютерной ретуши старой цветной фотографии с благородной целью освоения безграничных возможностей Photoshop CS2.

 
  Ваши письма присылайте на e-mail: sub@photoreporter.ru  
 

«Фотобукварь», электронная книга

1. В интернете появились пиратские версии "Фотобукваря". Это говорит о растущей популярности. Напоминаем, что все расчеты производятся только на имя автора - Андрея Попова.

2. У нас есть несколько переводов, отправленных электронным способом. На них нет обратного адреса. Если вы не получили заказ, поинтересуйтесь его судьбой по адресу shop@photoreporter.ru.

Опубликовано очередное обновление (версия 9.06) компьютерного диска «Фотобукварь». Владельцы такого диска могут воспользоваться указанным на обороте обложки паролем и увидеть все новинки. Новые покупатели всегда получают свежую версию.

Подробнее прочитать об этом можно на сайте «Фоторепортер» в разделе «Фотобукварь» (http://photoreporter.ru/book

Чтобы купить книгу "Как выбрать фотоаппарат и научиться правильно фотографировать" и диск "Фотобукварь" достаточно выслать на e-mail (photobook@photoreporter.ru) пустое письмо, робот автоматически вам ответит, сообщит цены, условия оплаты и доставки. Вы получите экземпляр книги или диска почтой с автографом автора.

Если у Вас нет возможности пользоваться электронной почтой, пишите обычной по адресу: 454014, Челябинск, а/я 2600. Попову А.П.

Приятная новость для челябинцев: "Фотобукварь" теперь продается в Сети фотомагазинов "Спектр". Посмотрите адреса магазинов здесь, и требуйте диск у продавца!

 
  Ваши письма присылайте на e-mail: sub@photoreporter.ru  
 
Рассылка 'Фотолюбитель Вопросы-ответы' Архив прошлых рассылок и форма быстрой подписки ЗДЕСЬ.
 
 
design & веб-программирование Андрея Попова © 2002-2006
 
 
 

 «Фоторепортер» 2005-2006. Автор Андрей Попов © 1997–2006. Дизайн Виктора Чернобая © 2003 верстка и программирование Industrial Internert © 2005-2006

Внимание! Охраняется авторским правом. Данная публикация в целом или ее части не могут быть перепечатаны, воспроизведены или перенесены в любой форме или при помощи любых средств, включая электронные, механические, фотокопировальные, записывающие или иные без письменного разрешения автора. Запрос на перепечатку подавать по адресу reprint@photoreporter.ru

Content copyright protected by Copyscape website plagiarism search

Инструкции для фотоаппаратов

В избранное