Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фото.Любитель

  Все выпуски  

Фотолюбитель Макрофотосъемка без макрообъектива. Часть 2.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

 
 
 
«Фоторепортер начинающим. Вопрос - ответ»
Автор Андрей Попов. 30.05.2001.
 
 
<<< HOME - Оглавление - Номер 44.  
 
 
Ваши письма присылайте на E-mail: papex@citycat.ru
 
  Сегодня в номере:  
 
  • Макрофотосъемка без макрообъектива. Статья Павла Козодоя (www.kozodoi.narod.ru). Полная версия с фотографиями находится ЗДЕСЬ.
    Перепечатано с разрешения автора.
 
  Макрофотосъемка без макрообъектива  
 
Окончание. Начало в номере 43.

         Итак, став обладателем комплекта колец, я отправился на природу обкатывать покупку. Оказалось, что при съемке в солнечный день в лесу при полностью открытой диафрагме выдержка составляет примерно 1/10 - 1/60 сек., т.е. выдержка слишком длинна для съемки с рук с фокусным расстоянием объектива 80 мм и парой колец, поэтому желательно применение внешней вспышки с рассеивателем - для смягчения теней, вынесенной с камеры - так как расстояние до объекта съемки чрезвычайно мало (опробовать применение внешней вспышки не имел возможности, но уже почувствовал всю необходимость в оной). На масштабах около 1:1 мельчайшее подрагивание рук заметно также как при съемке "телевиком". Для ехидных читателей сразу замечу, что дрожание рук не есть следствие каких-либо злоупотреблений, оно появляется после нескольких минут нахождения в неудобной позе во время наблюдения за насекомым при ожидании интересного кадра. Причем такие посиделки редко бывают продуктивными, с точки зрения полученных кадров, но они дают бесценную информацию о повадках насекомых, которая оказывается полезной в дальнейшем. Кроме того отказать себе в удовольствии наблюдать за жизнью микромира практически невозможно. "Почему бы тогда не взять с собой штатив?" - спросите Вы. Ну во-первых его неудобно носить. Сейчас можно легко подобрать штатив относительно скромных габаритов, веса и цены, но вот производители кофров, почему-то, не считают необходимым предусмотреть на т.н. бюджетных кофрах пары регулируемых петель для крепления если не небольшого штатива, то хотя бы монопода. Во-вторых, трудно быстро привести штатив в рабочее положение и, расположив в нужном месте, произвести съемку. И если с представителями флоры такое вполне пройдет, то снимать таким образом мелкую живность весьма проблематично в связи с ее повышенной пугливостью. В том случае если Вы готовы бегать с камерой и штативом, скажем, за бабочкой, то замечание по поводу штатива я сразу снимаю - я сам такого не пробовал, но думаю у меня не хватит на это ни терпения, ни времени. Хотя, если использовать некое подобие монопода с острой пикой на конце, то, вероятно, можно весьма оперативно перемещаться и фиксировать камеру в новом месте, втыкая этот "штырь" в землю (это из моих, пока еще не реализованных, мыслей - попробуйте, должно работать). Чаще всего, я практикую такую тактику съемки: устанавливаю нужный комплект удлинительных колец и выставляю на кольце фокусировки - бесконечность, а на кольце зума - максимальное фокусное расстояние (итого - максимально возможное расстояние до объекта съемки). После этого, поймав объект в фокус, перемещаюсь по его направлению, одновременно поворачивая кольцо фокусировки и, при необходимости, кольцо зума для получения необходимого масштаба и размещения объекта в кадре. В связи с тем, что естественного освещения не хватает, чаще всего приходится снимать с полностью открытой диафрагмой. Некоторые из полученных мной фотографий представлены в этой статье. Злые языки утверждают, что мне иногда очень везет на "глупую, заторможенную живность", но хочется верить в то что "живность" не чувствует опасности с моей стороны, а посему, доверяя, позволяет приблизиться достаточно близко. К сожалению не могу сказать такого обо всех летающих и ползающих объектах съемки. За многими приходится бегать и ползать на корячках. Со временем, в зависимости от размеров объекта, необходимый комплект колец не глядя устанавливается между камерой и объективом, пока идет отслеживание перемещений объекта (ориентировка положения байонетных колец осуществляется на ощупь по ползунку деблокировки). Слежение за подвижным объектом съемки необходимо потому, что живность, часто обладая правильной т.е. покровительственной окраской, мгновенно "пропадает" стоит лишь на секунду отвести взгляд, таким образом с трудом обнаруженный объект легко теряется. Но, конечно, не все насекомые и мелкая живность спешат ретироваться при появлении Homo Sapiens с фотокамерой, и если не быть неоправданно настырным, то можно проводить съемку достаточно долго. Хотя даже здесь встречаются "непробиваемые" особи, иногда за трапезой насекомые готовы не замечать никого и мириться с настойчивостью со стороны фотографа и, возникающими при этом, некоторыми неудобствами. Так, с подхода мы уже снимали, за насекомыми уже бегали, даже пользовались их доверием - единственное что остается так это засада (все как в реальной охоте, только здесь нет жертв). Засады лучше устраивать у мест с повышенной вероятностью появления насекомых - для разных видов и классов они различны, поэтому желательно проконсультироваться со специалистами или проштудировать литературу. Это могут быть цветущие растения, гниющие фрукты, вход в укрытие (например у пауков и земляных пчел), наблюдательные пункты у стрекоз, ловчие сети пауков (ожидание улова) и т.д. Вся тактика и особенности фотоохоты более подробно описаны в статьях Ивана Сазыкина "Фотоохота на насекомых" (№4'98) и "Макросъемка насекомых в полевых условиях" (№1-2'2000), которые имели место быть в журнале "ФМ". Поэтому отсылаю Вас за подробностями к тем замечательным статьям, немного освежив в Вашей памяти эту тему, поверхностно пройдясь по ней, т.к. это было необходимо для полноценного облика представленной здесь статьи.
         Конечно, съемка с кольцами не позволяет получить качества реального макрообъектива и не позволяет действовать также оперативно. Да, комбинацией штатного зума и комплекта колец проводить макросъемку непросто, но это очень дисциплинирует и приучает к терпению, что очень важно при любом виде съемок. Кроме этого удлинительные кольца, позволяя снимать в масштабах близких к реальным, помогают понять фотографу его необходимость в макрообъективе. Нужно ли покупать дорогой макрообъектив, если уровень и интенсивность съемок такова, что вполне достаточно применения удлинительных колец? Впрочем, каким бы ни было Ваше решение, пара колец никогда не помешают ни в профессиональной ни в любительской практике.
         Надеюсь, что я смог доказать сомневающимся право на существование в макросъемке комбинации штатного зума и удлинительных колец. Любители же, снимающие таким комплектом, несмотря на все мои уверения и доказательства, все равно будут продолжать мечтать о настоящем макрообъективе, на очередной микрофотоохоте, рассматривая в видоискатель переливающиеся на солнце пестрые крылья бабочки. Это так, я знаю...
 
 
 
 
 

Книгу "Как выбрать фотоаппарат и научиться правильно фотографировать" можно выписать по почте. Чтобы узнать подробнее об этой книге, и как ее заказать, необходимо отправить письмо любого содержания по адресу photobook@mail.ru. Робот автоматически вам ответит.

 
  Советуем подписаться.  
 

Рассылка "Автолюбитель. Автомобиль. Автоспорт".
О простом автолюбителе и его автомобиле в городе и на спортивной трассе. Главный герой рассылки - простой автолюбитель с зарплатой чуть выше средней и Жигулями на открытой стоянке. Также информация по любительскому автоспорту из первых рук.

Рассылка
Автолюбитель. Автомобиль. Автоспорт.
 
 
Ваши письма присылайте на E-mail: papex@citycat.ru
 
  Рассылка 'Фоторепортер начинающим. Вопросы-ответы' Архив прошлых рассылок и форма быстрой подписки ЗДЕСЬ.  
 
design & веб-программирование Андрея Попова © 2001
 
 
 

The Ural Banner System.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное