Подключение асинхронного двигателя часть 2. Реверсивная схема магнитного пускателя.
Давайте сегодня продолжим тему подключения асинхронного двигателя. В прошлый раз мы рассматривали простую нереверсивную
схему включения, которая позволяла совершать простой пуск трёхфазного асинхронного двигателя. В данной статье мы рассмотрим реверсивную схему. В чём её основное отличие? Основное отличие данной схемы – она позволяет менять направление вращения электродвигателя, а следовательно и механизмов , которые двигатель приводит в движение. Часто это необходимо в различных технологических процессах, промышленном производстве.
Реверсивная схема пуска - схема широко распространённая , поэтому необходимо хорошо понимать принцип её действия, чтобы в процессе работы, наладки не возникало дополнительных трудностей и ошибок. Ниже на рисунке 1 представлена электрическая принципиальная схема реверсивного пуска асинхронного двигателя.
6. F1 – предохранитель цепи управления (может применяться также однофазный автоматический выключатель);
7. SB1 – кнопка «Стоп»;
8. SB2 – кнопка «Пуск» пускателя KM1;
9. SB3 – кнопка «Пуск» пускателя КМ2;
Принцип работы. Схема реализована на двух пускателях КМ1 и КМ2 , каждый из которых задает направление вращения в свою сторону. Каким образом это реализовано – смена направления вращения ? Изменением порядка подключения фаз – если поменять местами две фазы, то направление вращения изменится. Что и реализовано в данной схеме. Пускатели КМ1 и КМ2 подключены таким образом, чтобы при включении каждый из них меняет две фазы местами,
в результате чего меняется направление вращения двигателя.
Силовая часть состоит из автоматического выключателя А1, силовых контактов магнитных пускателей КМ1 и КМ2 включенных по реверсивной схеме, силовых контактов теплового реле КК1 , обеспечивающих тепловую защиту электродвигателя.
Схема управления состоит из предохранителя F1 (или автоматического выключателя), выполняющего защиту схемы от к.з. , кнопки «Стоп», и двух включённых по реверсивной схеме катушек пускателей КМ1 и КМ2. Как же работает схема? При нажатии кнопки SB1 «Пуск», питание поступает на катушку пускателя КМ1, она втягивается и одновременно замыкается блокирующий контакт КМ1.1 что позволяется пускателю оставаться включённым. Одновременно замыкаются силовые контакты пускателя, и двигатель начинает вращаться.
Чтобы включить двигатель в противоположную сторону нужно разблокировать схему кнопкой «Стоп», а затем аналогично включать пускатель КМ2. Для блокировки одновременного включения обоих пускателей (что чревато коротким замыканием в силовой цепи), в схеме реализована блокировка на контактах КМ1.2 и КМ2.2, каждый из которых не даёт другому пускателю быть включённым. Также в схеме реализована тепловая защита двигателя от перегрузок : в силовой цепи силовые контакты реле КК1 , и в цепи управления также установлен
контакт КК1, при срабатывании которого цепь управления разрывается и пускатель отключается.
Как видите, ничего сложного в этой схеме нет, тем не менее её правильное понимание является необходимым для успешной работы и наладки электрооборудования.