Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Беспроводные технологии

  Все выпуски  

Беспроводные технологии Как машины нам помогут


С помощью технологии M2M мы будем платить за электричество, бороться с пробками и следить за детьми.

К 2011 году многие потребители мобильных услуг уже прочно выучили две новые аббревиатуры: LTE и NFC. LTE-сети четвертого поколения — главное испытание для наших сотовых операторов, а NFC популяризирует сам Google. Теперь надо учить и третью — M2M. Эта технология (а точнее, группа технологий) обещает стать третьим важнейшим трендом 2011 года на рынке, хотя для многих эта аббревиатура, скорее всего, остается загадкой. Не удивительно: сегодня M2M адресована, прежде всего компаниям, а не “рядовым” потребителям. Но это временно. M2M — это актуальная тема для всех нас, причем с каждым следующим днем все более актуальная.

М2М, то есть “от машины к машине”, — это возможность любых устройств самостоятельно обмениваться информацией друг с другом с помощью технологий связи, обычно фиксированной или мобильной. За границей M2M уже оценили: рынок стабильно растет по 30-40% в год, есть прогнозы, что через 10 лет число М2М-подключений превысит 2 млрд. И уж совсем фантастическую цифру называет Ericsson — 50 млрд “подключенных” устройств к 2020 году. Поверить в это сложно, ведь пока число “железных абонентов” скромнее — около 100 млн. Но даже такой рынок способен принести в 2011 году порядка 9 млрд евро. Кроме небольших игроков, на рынке появляется все больше “тяжеловесов”, таких, как AT&T, Vodafone, Deutsche Telecom, Turkcell, SK Telecom, China Mobile, NTT DoCoMo и Qualcomm. Данные по России скромнее — всего чуть более миллиона подключений устройств по этой технологии. Но прогноз оптимистичный — ожидается рост в 10—14 раз до 2015 года.

Подключения быстро растут из-за нескольких факторов, например, за период с 2003 по 2011 год средняя стоимость модуля M2M снизилась с 73 евро до 20 евро. Помогают бизнесу и регуляторы: в падком на новые технологии Евросоюзе к 2020 году должны быть автоматизированы все счетчики электроэнергии. Ожидается, что каждое выпущенное для Европы авто с 2015 года должно быть оборудовано устройством экстренного вызова помощи, которое может работать автоматически или под управлением человека.

Что это дает нам с вами, какие плюсы можно ожидать от распространения M2M? В идеале — возрастут наш комфорт и безопасность. Например, если счетчик электроэнергии в вашей квартире подключен к системе в режиме онлайн, не нужно для оплаты электричества записывать в квитанцию его показания. Прибор передает данные о пользовании электричеством несколько раз в день, а также поддерживает расчет цены энергии в зависимости от времени суток: день, ночь и часы наивысшей нагрузки. В итоге немалые счета за электричество снижаются не менее чем на 20%! М2М используют и водоканалы — сотни датчиков, сотни оборудованных специальных автомобилей, для подключения которых задействованы сети всех операторов сотовой связи. Мы не видим работы по автоматизации этой грандиозной системы, но если бы она не проводилась, доставка питьевой воды в наши квартиры обходилась бы ощутимо дороже, а ее качество было бы ниже.

Широко используется M2M на транспорте. Сегодня порядка 40 000 автомобилей в Москве оснащены системой, которая постоянно сообщает данные об их местоположении и скорости движения: значит, можно в реальном времени строить карту пробок в Москве, основываясь не на наблюдениях телекамер, а на данных о перемещении автомобилей из этой выборки. Такую же систему еще только планируют ввести в Пекине, а в западных странах уже несколько лет действует навигация Tom-Tom, где каждый навигатор является одновременно и датчиком.

О пробках полезно знать, но лучше уметь с ними справляться. Еще лучше — не допускать их появления. В бразильском городе Куритиба общественным транспортом управляет автоматизированная система на базе M2M, позволяющая отслеживать маршруты движения, время остановок, скорость, пройденное расстояние, время отправления и прибытия каждого автобуса. В нее входит и подсистема обработки электроных билетов. Что в итоге? Хотя Куритиба — это город с населением в 1,6 млн, пробок в нем нет вот уже несколько лет после запуска системы. А вот в Токио пробки есть, они были даже до цунами и землетрясений этого года; 22 млн жителей — не шутка. Но пробок там было бы значительно больше, если бы не система управления движением на базе M2M-технологий.

 Как предполагается, с 2013 года в России начнется массовая установка на автомобили терминалов системы “Эра ГЛОНАСС”. Эта M2M-система будет оповещать службы экстренного реагирования при авариях и чрезвычайных ситуациях. А еще это навигатор с оперативной информацией о положении дел на дорогах. Не исключено, что Россия сможет опередить аналогичный европейский проект eCall, запуск которого уже несколько раз откладывался.

Еще одна немаловажная область применения — противоугонные системы. Это, может быть, и не идеальные, не способные спасти автомобиль со 100% вероятностью, но все же эффективные M2M-приспособления, позволяющие оперативно получить сигнал о вторжении в машину (открывание дверей, нарушение внутреннего объема), а если машина начала движение, то и о ее координатах. А еще такие системы, как правило, позволяют послать сигнал: “заглушить двигатель”. Хотя на практике, как говорят специалисты, если машина поехала, пиши пропало... есть технологии, но есть и человеческий фактор, работа дорожной полиции далека от идеала.

Для родителей есть свои приложения на базе M2M: программные трекеры, которые можно установить на “айфон” или Android-смартфон ребенка. На электронной карте достаточно пометить места, где он обычно бывает (“геозоны”) и прописать ожидаемые “события” и действия: например, “ребенок входит в школьное здание” — “отправить SMS мне”, “выход ребенка” — “отправить эсэмэску жене”. Есть функция автозапуска и пароль, чтобы нельзя было отключить программу или поменять ее настройки. Удобная штучка в наше неспокойное время.

До “взлета ракетой” рынку М2М еще нужно совершенствоваться. Среди ограничений — отсутствие специальных соглашений по международному роумингу данных. А пока транспортным компаниям-пользователям М2М непонятно, почему при переезде границы, например, между Россией и Финляндией, операционные затраты на один и тот же сервис вырастают в разы. Как на любом новом направлении, таких подводных камней немало. Но потенциал рынка М2М — гигантский.


В избранное